Исследовательская деятельность младших школьников

Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено мало времени для того, чтобы пройти собственный путь познания. А если учесть, что нужно постараться нести свой вклад в процессе эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста с жадностью впитывают знания об окружающем мире, получая от взрослых ответы на свои бесконечные «почемучкины» вопросы, наблюдая за тем, что происходит вокруг. С началом обучения в школе этот процесс становится более системным и целенаправленным.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность младших школьников.

Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено мало времени для того, чтобы пройти собственный путь познания. А если учесть, что нужно постараться нести свой вклад в процессе эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.

Дети дошкольного возраста с жадностью впитывают знания об окружающем мире, получая от взрослых ответы на свои бесконечные «почемучкины» вопросы, наблюдая за тем, что происходит вокруг.

С началом обучения в школе этот процесс становится более системным и целенаправленным.

Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Мало кто из взрослых осознает значимость подобных ситуаций. А ведь в этом возрасте важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершить свое маленькое открытие.

Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях- с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Каковы же они, эти маленькие исследователи? Одна из самых главных особенностей- наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взгляд взрослого человека. Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ текста, рисунков, заданий. Учитель, поощряющий исследования, постоянно задает универсальный вопрос: «Что интересного вы здесь заметили?», нацеАвая детей на продуктивную деятельность, а не на припоминание ответа на конкретно поставленный вопрос.

Другой особенностью маленьких исследователей являются их необычайное скрупулезность, аккуратность и исполнительность. При постановке учебного эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на пол шага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов эксперимента. Например, если необходимо отмечать температуру в семь часов утра на протяжении месяца, такие дети будут рано просыпаться и в выходные дни, они готовы отказаться от интересной поездки, если из -за нее под угрозой окажется продолжение наблюдений. Таким образом, самопожертвование ради науки свойственно не только великим ученым.

И наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему, написать от руки или напечатать на компьютере тексты, выполнить сложные схемы и рисунки, сделать своими руками приспособления для проведения опытов- словом, посвятить много сил и времени работе.

Следующей характеристикой исследовательской деятельности учеников младших классов является, недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У детей этого возраста еще не очень хорошо развиты навыки письменной речи. Они не умеют грамотно составлять тексты, допускают орфографические и стилистические ошибки. Конечно же, ребятам необходима помощь взрослых- учителей. родителей, старшеклассников.

На уроках создаются условия для того, чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания учились выполнять задания в группах. Работа по учебникам максимально развивает в детях качество, необходимые для исследовательской деятельности. По любым учебникам можно вырастить исследователей. Важно, чтобы учитель к этому стремился, сам был человеком творческим и любознательным.

Заключение необходимо отметить, что организация исследовательной деятельности учащихся в раннем возрасте имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Учителю нужно умело регулировать эту работу, регламентируя умственные и эмоциональные нагрузки учащихся, тщательно контролируя их влияние на здоровье и психику детей. Пусть ребенок изучает то, что ему интересно, то, что для. значимо. Дети, например, с большим интересом исследуют характер и повадки домашних животных. Им близки жизнь маленького насекомого, они желают знать все про автомобилей и про динозавров, про первобытных людей. И хотя в этом возрасте работы детей имеют реферативный, описательный характер, они пишут то, о чем прочитали в разных книгах, все равно они исследователи. Пусть исследуют?


© 2010-2022