«Работа педагогов с детьми девиантного поведения как условия успешности обучения и развития учащихся» - педсовет

 «Работа педагогов с детьми девиантного поведения как условия успешности обучения и развития учащихся»Гордиенко И.Н.практический психолог БСОШ№4Вот он сидит перед нами, взгляните. Сжался пружиной, отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити. Словно стена, без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли... Нет! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли.С. ДавидовичЦЕЛЬ:отработать профилактические навыки работы учителей с детьми девиантного поведения.ЗАД...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Работа педагогов с детьми девиантного поведения как условия успешности обучения и развития учащихся» - педсоветПедсовет 2013\2014 год

«Работа педагогов с детьми девиантного поведения как условия успешности обучения и развития учащихся»

Гордиенко И.Н.

практический психолог БСОШ№4

Косенко В.Е.

зам. директора по учебно-воспитательной работе


Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

ЦЕЛЬ: отработать профилактические навыки работы учителей с детьми девиантного поведения.

ЗАДАЧИ:

1) дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны;

2) обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми;

3) составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющего поведения.

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ВРЕМЯ: 45 - 60 минут (зависит от продолжения дискуссии)

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ с педагогическим коллективом

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: обучение учителя навыкам эффективного взаимодействия с подростками девиантного поведения.


Содержание тренинга

  1. ЗНАКОМСТВО (на цветных бейд. написать имя)

- Назвать свое имя и проговорить чего ждут от занятия, чего опасаются (на листе написать ожидания / опасения).

  1. ПРАВИЛА

- предлагает группа, им должно быть комфортно, безопасно;

- на листе пишем маркером и все подписываемся.

  1. ЭНЕРГИЗАТОР Упражнение «Обмен местами»

Цель: Создать доверительную атмосферу.

(Поставить на один стул меньше, кому нет места, тот ведущий)

- Сказать комплимент (приятное) + «можешь ли ты поменяться со мной местами?» (нельзя отказывать)

4) ОБОЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ

- Тема нашего занятия (слайд темы) - «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» (Эпиграф)

Сегодня мы обсудим один из актуальных вопросов воспитания - практику работы с девиантными детьми.

На занятии попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с детьми, а именно с подростками отклоняющегося поведения.

- Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Но для того, чтобы «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» - так говорил в свое время К.Д.Ушинский.

5) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?

Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, возьмите листы бумаги и за одну минуту напишите, что должны знать педагоги о работе с такими детьми. (слайд)

По словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? Он должен знать:

  • Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений.

    • Факторы риска, формирующие девиантное поведение.

    • Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.

Выделяют три формы девиантного поведения: (слайды)

  • Антисоциальное поведение

  • Асоциальное поведение

  • Аутодеструктивное поведение

- Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

Антисоциальное поведение - поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

6) МОЗГОВОЙ ШТУРМ

- Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными? (Первый слайд)

  • Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

  • Воровство

  • Мелкое хулиганство

  • Вандализм;

  • Порча чужого имущества;

  • Торговля наркотиками.

2. Асоциальное поведение - уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

- Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными? (Второй слайд)

  1. Побеги из дому;

  2. Систематические пропуски в школе;

  3. Агрессивное поведение;

  4. Ложь;

  5. Вымогательство;

  6. Беспорядочные половые связи;

  7. Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

  8. Ненормативная лексика.

3. Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными? (Третий слайд)

  1. Курение;

  2. Токсикомания;

  3. Наркомания;


  1. Вскрытие вен,

  2. Алкоголизм,

  3. Суицид.

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.

7) Ситуации.

СИТУАЦИИ - 3 - на 6 столов по каждой группе поведения.

  1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия - асоциальное поведение)

  2. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (насилие - Антисоциальное поведение)

  3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания - аутодеструктивное поведение)

Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений: (слайд) нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному подростку.

Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

  • Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

8)Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

  • Когда ребенка не замечают в семье - часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

  • Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.

  • Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!

  • Когда он перестает верить в себя - ……..

  • Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение. (слайд - факторы риска)

  • Семья

  • Наследственность

  • Проблемы в подростковом возрасте

  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.

9) Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, исходя из данных факторов, давайте попробуем самостоятельно определить, какие же причины могут вызвать отклонения в поведении ребенка.

  1. Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка. (работа в группах)

(слайд - семья)

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

  1. Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье. Это…назовите их, пожалуйста. (слайд - конституционная предрасположенность)

  • Поражение нервной системы в родах

  • Проблемы с психическим и физическим здоровьем - разного рода психопатии….

  • Физические дефекты

  • Наследственность-рождение от наркомана или алкоголика

  1. Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

10) Мозговой штурм. Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. Действительно, подростковый период - самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. …Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:

(слайд - Межличностный стресс, связанный с учебой) Взаимоотношения со сверстниками.

  • Конфликтное отвержение со стороны сверстников

  • Вымогательства денег, давление, шантаж;

  • Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения

  • Принуждение совершать поступки против воли.

И:

  • Учителя, учеба

Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности

семьи? Поэтому у учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:

  • Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

  • Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

  • Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

  • В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение (слайд - деструктивное поведение).

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.

(слайд) Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо; Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

11) Составление алгоритма

- Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, (слайд) который поможет привести в систему работу с детьми такой категории:

Алгоритм действий:

- Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка);

- Анализ полученных данных;

- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса.

- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Типичные ошибки педагогов и родителей

1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии - ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.

2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.

3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.

4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.

5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.

6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.

7. Нравоучения бесполезны - обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.

8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные - кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.

12) ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Ув. коллеги. Ввиду своей профессии, вам часто приходится разбирать разные ситуации. Иные бывают очень запутанные, в которых подчас трудно разобраться. Человек тонул в болоте. Во все горло он звал на помощь. Один решил помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. - Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал в грязи и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне свою руку», - снова и снова требовал человек на берегу. Но ответом был только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен протянуть ему свою. Только тогда ты сможешь его спасти». Эта притча как нельзя лучше показывает, как нужно себя вести при взаимодействии с девиантным подростком.

Ведь такие школьники очень трудно поддаются воспитанию, они не умеют подчиняться требованиям, которые культурный коллектив предъявляет ребенку как своему члену. И мы в первую очередь обязаны протянуть подростку руку помощи, помочь ребенку найти себя. Для этого у нас есть широкие возможности внеурочной воспитательной работы. Необходимо с их помощью найти для ребенка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой мог бы самоутвердиться. Необходимо искать такие пути воспитания, которые бы помогли ребенку понять, что он - не хуже других, что он - тоже личность и тоже достоин уважения, хотя он внесен в когорту трудновоспитуемых, у него пониженная работоспособность, низкая успеваемость, слабое развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы, недостатки биологического и физического развития.

Итак, познакомившись с опытом работы, теоретическими основами профилактической работы с детьми девиантного поведения, вы можете использовать данный материал для создания своей программы работы с детьми данной категории.

Решение:

  1. Учителям-предметникам и классным руководителям усилить контроль за посещаемостью учащимися занятий в школе, своевременно заполнять страницы учета посещаемости в классных журналах.

  2. Продолжить ежедневный контроль за посещаемостью учащимися, все сведения об отсутствующих вносить в журнал оперативного контроля. (Ответственный педагог-организатор Благинина Е.В.)

  3. До 01 числа каждого месяца подавать в отдел образования информацию об учащихся, которые не посещают учебное заведение более 10 дней без уважительной причины (ответственный зам. дир. по УВР КосенкоВ.Е.)

  4. Привлекать к участию в Совете профилактики участкового милиционера, работников ОКМДН, службу по делам детей, работников юстиции (Ответственный директор школы Марынич Н.Н.)

  5. Классным руководителям своевременно информировать администрацию школы о пропусках уроков без уважительных причин учащимися школы.

  6. Классным руководителям Шрамко А.В., Гришиной Ю.В., Корень Н.А., Багировой Т.С. постоянно вести профилактическую работу с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, вовлекать этих подростков в трудовую и общественную жизнь класса, школы. Добиваться того, чтоб у каждого из них было посильное поручение. Профилактические беседы заносить в учетные карточки.

  7. Учащихся, состоящих на внутришкольном учете вовлекать в кружковую работу, работу спортивных секций. ( Ответственные: классные руководители, руководители кружков и спортивных секций).

Приложение 1

Организация помощи учащимся, требующим особого социального внимания

1. Организация педагогической помощи

1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, требующих особого социального внимания. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи учащимся, требующим особого социального внимания в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я - концепции. Создание личностной обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям учащихся, требующих особого социального внимания. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

2. Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия учащихся, требующих особого социального внимания, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с учащимися, требующими особого социального внимания с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

3. Учителя-предметники

Создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

4. Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

5. Совет по профилактике правонарушений

Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с учащимися, требующими особого социального внимания, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

6. Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

С каждым учащимся, требующим особого социального внимания, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

- лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиций закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует его учебу;

- информирует школу, семью о принятых мерах к учащимся, требующих особого социального внимания, стоящим на учете в милиции;

- выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовят материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

- совместно с учителями, социальными педагогами, администрацией школы определяют меры индивидуального воздействия на учащихся, требующих особого социального внимания, меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками;

- ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка, о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;

- входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений.

Примерный перечень мероприятий по работе школы с трудными детьми

1.Выявление педагогически запущенных детей.

2.Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.

3.Ведение картотеки трудных детей.

4.Встречи с работниками ИДН.

5.Правовое просвещение "трудных" подростков.

6.Семинар "Трудный подросток" для родителей.

7.Совет по профилактике правонарушений при директоре.

8.Педагогические советы "Работа с трудновоспитуемыми", "Работа с семьями педагогически запущенных детей".

9.Психологические консультации для детей и родителей.

10.Индивидуальная работа с "трудными".

11.Вовлечение "трудных" подростков в воспитательные центры, кружки, секции.

12. Военизированные игры для подростков.

Приложение 2

Анкеты по выявлению трудновоспитуемых в классе

ИНСТРУКЦИЯ

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.

Анкета №1

1.Интересно ли тебе на уроках?
2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5.Стремишься ли вести себя так, что-бы не получить замечания?
6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7.Сам ли стираешь себе рубашки?
8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9.Помогаешь ли дома по хозяйству?
10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?


Анкета №2

1.Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5.Случалось ли быть участником драки в школе?
6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
8.Пытался ли избегать общественных поручений?
9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.
10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12.Участвовал ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса?
13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?


Анкета №3

1.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2.Выполняешь ли ты домашние задания?
3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
4.Вежлив ли со взрослыми вне школы?
5.Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
6.Считаешься ли с мнением родителей?
7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
8.Выбирали ли тебя в актив класса?
9.Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.
14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6>N>3

I - Начальный уровень трудновоспитуемости

30>N>15

3>N>0

II - Дезорганизаторы

15>N>0

N<0

III - Особотрудные

N<0



Характеристика уровней (по итоговой сумме)

Уровень, качества личности (признаки)

I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.




© 2010-2022