Рабочая программа Самореализация подростка

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №9

г.Черемхово







Утверждаю:

Директор ОГБОУ НПО ПУ-9

Балабанова М.Н. ___________

«____»_____2014г.







ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПСИХОЛОГИИ

«САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА»





Разработала:

педагог-психолог

Яковлева М.А.

.



Черемхово, 2014

Пояснительная записка



Актуальность проблемы определения жизненных планов личности является очевидной на этапе взросления человека и с особой остротой встает перед старшими подростками, находящимися на пороге выбора профиля обучения и дальнейшего профессионального и личностного самоопределения. Еще Л.С. Выготский говорил, что сложность постановки жизненных целей не осознается ни родителями, ни педагогами, ни самими подростками. Когда говорят о слабости воли, следует подразумевать слабость целей, когда подростку просто незачем преодолевать разного рода препятствия, включая и собственную лень. Появление значимой цели решает и проблему воли. Если важная жизненная цель появилась, снимаются многие проблемы воспитания и обучения в данном возрасте.

Умение анализировать сложившуюся жизненную ситуацию, определять перспективу своего развития, видеть и знать свои индивидуальные особенности способствует личностному росту, укрепляет самосознание подростков, вооружает его алгоритмом действий в критические периоды жизни, требующие пересмотра итогов жизненного этапа и формирования новых задач.

Цель - научить подростков совершать осознанный и ответственный выбор целей и планов своей жизни, развивать у обучающихся самостоятельность и способность к самоопределению.

Задачи:

1 - учащиеся должны иметь представление о саморазвитии личности, о механизмах и психологических структурах личностного роста;

2 - иметь представление о способах определения жизненных планов;

3 - знать разновидности жизненных перспектив и планов;

4 - уметь адекватно понимать самого себя и осуществлять коррекцию самооценки;

5 - уметь анализировать жизненную ситуацию и формулировать отдаленные и близкие цели своей жизни;

6 - иметь практический опыт разработки жизненного плана на 3-5 лет для самого себя.

Особенности

Вопрос

Ответ

1.

На каком содержательном материале, и через какие формы работы можно реализовать задачи предпрофильной подготовки?

Психологическое информирование на базе практического пособия Н.Р. Битяновой «Психология личностного роста». Формы - лекции, практические занятия, тренинг.

2

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового?

Базовый курс психологии как учебного предмета лишь вскользь касается вопросов целеполагания и определения жизненных планов личности, подробно и глубоко, формирование практических навыков не предусмотрено в базовом курсе.

3

Каким образом будет выстроена логика подачи материала?

Логика подачи материала выстаивается по принципу «от теории - к практике», от овладения теоретическими основами, понятиями данной темы к анализу реальной жизненной ситуации. Это позволит обогатить представления подростков о психологических особенностях жизни человека, увидеть проблему на примере собственной жизни и практически научит решать ее.

4

Каким образом будет сгруппирован материал по разделам и темам?

Материал сгруппирован в 3 блока, соответствующие им 3 раздела, в которые входят 8 тем.

5

Сколько времени потребуется для изучения материала?

Данный курс рассчитан на 12 часов аудиторной работы.

6

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

Методическое обеспечение данного курса представлено в приложении необходимыми диагностиками, теоретическими источниками и практическими заданиями.

7

Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

Овладение новыми знаниями, самопознание, самопонимание, анализ индивидуальных особенностей, планирование, диагностика, творческое самораскрытие.

8

Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?

Переосмысление жизненных перспектив, анализ жизненной ситуации и формирование жизненных планов.

9

Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному спецкурсу?

Доля самостоятельной работы - 50%, ученик имеет возможность проявить себя в работе с литературой, проявить инициативу и творчество как в самопознании и самопобуждении, так и в планировании своих жизненных планов.

10

Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса

Критерии оценки работы и ее успешности: осознание сущности основных понятий темы, активность в решении задач, овладение знаниями по психологии личности, ответственность и целеустремленность в процессе работы, умение использовать полученные знания в практической деятельности, умение видеть свои индивидуальные особенности.

11

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу?

Динамика интереса к данному курсу фиксируется по «Карте работы на занятиях», которая заполняется учителем после каждого занятия и включает 4 параметра: эмоциональное состояние, активность ученика, включенность в работу, адекватность реакций.

12

Чем может завершиться изучение курса для ученика, какова форма отчетности?

Обучение завершается творческим отчетом: четко написанным и точно сформулированным жизненным планом личности, который предусматривает наличие целей и средств их достижения, сроков выполнения мероприятий и способов контроля. Итоговой оценкой является дифференцированный зачет.



Структура курса



«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ЛИЧНОСТИ»





Модуль 1.

Что такое жизненный план личности

№ 1, 2, 3

Модуль 3.

Программирование личностного роста

№ 5, 6

Модуль 2

Самопознание и самопобуждение

№ 3, 4

Блок 1

Блок 2

Блок 3

Саморазвитие личности

техника самопознания

Я-реальное, Я - идеальное

Я- концепция

Анализ жизненной ситуации

Целеустремленность

Планирование

Жизненные цели



Содержание и учебная деятельность

Ссылки на цели

Часы

Тема занятия

Деятельность обучающихся

№№1, 2

1

Саморазвитие и механизмы личностного роста

Слушание, конспектирование информации, определение понятий.

№№ 2, 3

1

Разновидности целей жизни личности

Слушание, ответы на проблемные вопросы

№№ 3, 4

2

Ознакомление с техникой самопознания

Практическое участие в диагностических процедурах и упражнениях.

№№ 4

1

Прояснение «Я-концепции»

Выполнение упражнений и заданий на практическом занятии.

№№ 4, 5

2

«Я-реальное, Я-идеальное»

Рисование, анализ, описание и обобщение образов самого себя.

№№ 5

2

Анализ жизненной ситуации подростка

Анализ практической ситуации по предложенным вопросам.

№ 6

2

Планирование

Заполнение индивидуальных таблиц-планов, формулировка основных целей на данном жизненном этапе

№ 6

1

Формирование деловой целеустремленности

Работа с вопросником М.Вудкока и Д.Фрэнсиса для выяснения возможных причин не достижения целей.

Ожидаемые результаты

1. Имеющиеся представления у обучающихся о таких понятиях как саморазвитие личности, самопознание, самопобуждение, самореализация, о механизмах и психологических структурах личностного роста;

2. Знание способов определения жизненных планов;

3. Знание разновидности жизненных перспектив и планов;

4. Умение адекватно понимать самого себя и стабилизация самооценки;

5. Умение анализировать жизненную ситуацию и формулировать отдаленные и близкие цели своей жизни;

6.- Разработать жизненный план на 3-5 лет для самого себя.

Учебно-методическое обеспечение

Список основных понятий: личность, развитие личности, саморазвитие, личностный рост, самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация, самооценка, Я-концепция, образ «Я», цели жизни, отдаленные цели, ближайшие цели, перспективы жизни человека, жизненный план.

Психодиагностические материалы:

Бланк для самооценки личности



ФИО________________________________класс__________возраст_________

Дата ______________



Качества

Д

Д 2


Уступчивость





Смелость





Несдержанность





Настойчивость





Поспешность





Общительность





Неорганизованность





Целеустремленность





Трусость





Энергичность





Беспечность





Заботливость





Грубость





Терпеливость





Самоуверенность





Равнодушие





Активность





Красноречие





Упрямство





Доброжелательность




R = 1 - 0,00075хД2

R =до 0,3 - низкая корреляция Итого Д2 = _______________

R = 0,7- 1,0 - высокая корреляция

R = 0,4 - 0,6 -норма

Инструкция: перед вами список из 20 качеств личности. Выберите из них наиболее ярко выраженное у вас качество и в колонке (№), расположенной слева от списка качеств, поставьте цифру 1. затем выберите следующее по степени выраженности у вас качество и обозначьте его цифрой 2, и так далее. Наименее выраженное качество получит номер 20. После этого в колонке (№), расположенной справа от списка качеств, проранжируйте качества, оценивая их выраженность с позиций ваших товарищей, одноклассников, родителей.

Символ «Д» означает разницу между рангом, данным самому себе, и рангом, который вы поставили с позиций своих близких.

Символ «Д2» - это квадрат полученной разницы.

Затем необходимо посчитать коэффициент корреляции (R) по формуле, представленной под таблицей, где Д2 - сумма всех Д2 по всем 20-ти качествам.

Если полученный коэффициент корреляции меньше 0,4 или больше 0,6 - у вас неадекватная самооценка: в первом случае - завышенный уровень притязаний, во втором - заниженный уровень притязаний.

Упражнение. Разработка личного жизненного плана.



  1. Оцените свою жизненную ситуацию, ответив на перечисленные ниже вопросы, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности. Ответы можно держать в памяти, но лучше зафиксировать в своем дневнике или на бумаге.

Физическое и психическое состояние

Какова моя физическая форма?

Как часто я обращаюсь в больницу, поликлинику?

Часто ли пропускаю школу по болезни?

Занимаюсь ли я оздоровительным спортом?

Достаточно ли я сплю?

Питаюсь ли я правильно?

В норме ли мой вес?

Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?

Какое настроение у меня преобладает?

Что меня больше тревожит (раздражает)?

Могу ли я управлять своим психическим состоянием?

Взаимоотношения с окружающими

Есть ли у меня друзья?

Широк ли их круг?

Как я забочусь о дружеских отношениях ?

Как часто я поддерживаю контакт с друзьями?

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других?

Как я учитываю точку зрения других?

Интересует ли других мое мнение?

Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?

Умею ли я слушать?

Умею ли я оценивать людей, с которыми общаюсь?

Как это проявляется?

Как я себя веду в конфликтной ситуации?



Экономическое положение

Удовлетворен ли я своим экономическим положением?

Есть ли у меня долги?

Каковы мои потребности в финансировании?

Какие меры я могу предпринять для улучшения экономического положения?

Учение

Имею ли я четкую картину о своей учебной деятельности и её целях?

Что нужно делать и каких результатов я хочу добиться?

Помогает ли моя учеба в достижении других целей?

Каковы мои ближние и дальние планы относительно учебы?

Где я хотел бы учиться через 3 года?

Есть ли у меня энтузиазм и стремление к учебе?

Какие предметы мне даются легко?

Какие предметы мне не даются совсем?

Что является для меня мотиватором учебы сейчас? А через 5 лет?

Отвечает ли моя учеба моим потребностям?

Каковы слабые стороны моей учебной мотивации?

Где я хотел бы работать через 10 лет?

Общекультурное саморазвитие

Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?

Читаю ли я регулярно газеты, еженедельные издания, научную и художественную литературу?

Слежу ли я за новостями дня?

Посещаю ли я учреждения дополнительного образования, кружки по интересам?

Участвую ли я в общественной работе?

Есть ли у меня личный план развития?

Семейная жизнь

Понимаю ли я значение семьи?

Устраивает ли меня моя семейная ситуация на сегодняшний день?

Изменится ли она в ближайшие годы и как?

Уделяю ли я достаточно времени своей семье?

Есть ли в моей семье общие увлечения?

Знаю ли я членов своей семьи - их потребности и мнения?

Могу ли я создать и поддерживать в своей семье открытую и душевную атмосферу?

Как я могу развивать свою семейную жизнь?

2.Ответы на поставленные вопросы помогут вам глубже осознать свою жизненную ситуацию и составить личный план развития и профессионального определения.

Планирование



3.Сформулируйте 3-5 главных целей вашей жизни. Напротив каждой кратко напишите, почему они важны для вас и к какому сроку они должны осуществиться.

4. Укажите факторы, способствующие и препятствующие достижению ваших целей.

5. Каковы наиболее критические пункты в достижении ваших целей? Как их преодолеть?

6. Что вам нужно задействовать для достижения ваших целей (время, деньги, здоровье, пожертвовать другими интересами и т.д.)?

7. Готовы ли вы задействовать эти факторы или нужно изменить свои цели?

8. Запишите частные цели и планы деятельности, способствующие достижению ваших целей, в данную таблицу.

Для достижения поставленных мною жизненных целей необходимо поставить частные цели

Мероприятия по реализации частных целей

Время

Контроль

- когда

- как

В области здоровья, физического и психического состояния:

--

--

--

В области учебной деятельности

В области экономического положения

В сфере взаимоотношений с окружающими

В сфере саморазвития

В семейной жизни



Литература

  1. Абульханова - Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991.

  2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М.: Международная педагогическая академия,1995.

  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс,1986.

  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М.,1999.

  5. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М.: Дело,1982.

  6. Как построить свое «Я»./ Под ред. В.П.Зинченко.- М.: Педагогика,1991.

  7. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х.Ремшмидта. - М., 2000.

  8. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной.- М.,1998

  9. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.- М., 1996.









© 2010-2022