Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка лектория для родителей 5 -ых классов.

Школа: КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»

Дата: 11.09.2015 г.

Подготовила и провела: педагог-психолог Некрасова О.В.

Тема: «Пятиклассник - новый статус младшего школьника»

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Методы: тренинг, лекция, анкетирования, родительский практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.

Ход собрания.

Психологический настрой. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации младшего школьника в среднем звене, рассмотрим вопросы физиологических и психологических особенностей пятиклассников, с какими проблемы встречаются наши дети в этом возрасте, и изучим пути их решения.

Тренинг «Скрепка».

К вашей программке проведения лектория для родителей прикреплена скрепка, возьмите её пожалуйста, попробуйте её выпрямить в ровную линию. Получилось? А сейчас верните скрепку в исходное состояние. Получилась ли она такая ровная и правильная, как и первоначальная?

Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Так и в наших семьях, оказывая воспитательное воздействие на ребёнка, мы не задумываемся о том, что наши слова, поступки могут повлиять на нашего ребёнка в будущем. Так же как и на вашей скрепке, остаются следы. Шрамы в душах наших детей.

Хочется, чтобы эти скрепки навели вас на размышление, что отношение к своему ребёнку можно изменить, а поступки исправить очень тяжело. Если эту скрепку гнуть по нескольку раз, то она - ломается.

Мы, педагоги, не хотим, чтобы наши дети стали сломанными скрепками, поэтому, сегодня мы собрались здесь, чтобы решить проблемы, которые могут возникнуть с нашими детьми.

Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»

На доске радуга, каждый цвет дуги выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.

Красный, оранжевый, жёлтый - радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.

Зелёный, голубой - спокойствие за будущее моего ребёнка.

Синий - тревога, озабоченность, растерянность.

Фиолетовый - страх, ожидание беды, беспокойство.

Родители называют чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.

Притча о путнике и проводнике

Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:

- Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.

Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной - это будет твой выбор.

В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь. Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.

И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.

И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.

С точки зрения психолога...

Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до­полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое вос­произведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения (новый статус) Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям.

Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:

- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять, принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.

- так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.

Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка - это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить.

Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. Во-первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителем и учителями - предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.

А сейчас пожалуйста оцените сами насколько ваш ребенок адаптировался к школе.

Анкетирование родителей

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Если согласны с утверждением, то поставьте "+"

Если утверждение к вам не относится, то поставьте "-"

  1. Моему ребенку нравится учиться в школе.

  2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.

  3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

  4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

  5. В классе у него много друзей.

  6. Ему мало нравятся учителя в школе.

  7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

  8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

  9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

  10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 "+", 2 "-", 3 "+", 4 "-", 5 "+", 6 "-", 7 "+", 8 "-", 9 "-", 10 "+".

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Результаты диагностики учащихся в период адаптации

А сейчас я хотела бы вас ознакомить с результатами диагностики, которая проводилась в сентябре месяце 2015 года с учащимися 5 классов, целью, которой было, выявить насколько хорошо учащиеся 5 классов адаптировались к новым условиям обучения.

Результаты диагностики уровня школьной мотивации

Школьная мотивация играет большую роль в адаптации учащихся.

5 «А» класс

Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника5 «Б» класс

Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника

5 «В» класс

Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника

5 «Г» класс

Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника

Результаты по определению уровня тревожности пятиклассников в период адаптации

5 «А»

Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника



5 «Б»

Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника

5 «В»

Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника

5 «Г»


Успешность адаптации зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Дети привыкшие к контролю учителя «вырываются на свободу», они больше предоставлены сами себе, уровень самостоятельности и самоконтроля повышается. По свидетельству физиологов в этом возрасте у большинства детей начинаются процессы гормональной перестройки в связи с этим происходит замедление темпа деятельности, снижается работоспособность. Дети чаще отвлекаются, могут становится невнимательными, раздражительными, неадекватно реагировать на замечания.

Общение со сверстниками выходит на новый уровень. Дети хотят чувствовать себя частью коллектива, быть признанными друзьями. Что часто приводит к в противостоянию с родителями, снижению авторитета родителей. Условия школьной жизни тоже заметно изменились:

-возрос темп работы;

-возрос объем работы в классе и объем домашнего задания;

-новые требования оформлению работ;

-увеличение числа предметов и учителей.

Сравнительная таблица о распределении учебной нагрузки


№ п/п

4 класс

5 класс

1

8 - 9 предметов

12 - 14 предметов

2

20 - 22 часа

25 - 27 часов

3

1 - 3 учителя

8 - 10 учителей

4

1 - 2 часа

2 -2,5 часа

Все эти объективные и субъективные причины приводят к трудностям в процессе адаптации, который может длится от 1 до 6 месяцев.

В случае трудностей в процессе адаптации о них могут свидетельствовать признаки:

- усталый внешний вид;

-нежелание делиться впечатлениями о школе;

-нежелание выполнять домашние задания;

-негативные характеристики в адрес школы и учителей;

-жалобы на события , связанные со школой;

-беспокойный сон, вялость при пробуждении;

-постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае не завершения процесса адаптации можно говорить о дезадаптации, неспособности приспособиться к новым условиям.

Таким образом, наша общая задача заключается в создании условий для успешного обучения пятиклассников. Родители должны интересоваться школьными делами, отмечать состояние школьника, при необходимости консультироваться с классным руководителем, сообщать ему о всех проблемах, которые возникают у ребенка. Очень важно сейчас помочь, поддержать детей , чтобы они смогли успешно учиться и развиваться в дальнейшем.


Новый статус пятиклассника может вызвать следующие реакции организма ребенка:

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.

  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Родителям необходимо обратить внимание на слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя:

Слова поддержки:

Слова разочарования:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты делаешь это очень хорошо.


Эта идея никогда не сможет быть реализована.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.



Способы преодоления тревожности:


  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.

  • Доверяйте ребенку.

  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.

  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

  • Помогите ему найти дело по душе.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для родителей пятиклассников

  1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

  2. Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

  3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

  4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

  5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

  6. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.

  7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

  8. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

  9. Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.

В заключение нашего собрания предлагаю вам один флештренинг, который называется «Мудрец и бабочка». (Показать флештренинг по притче «Мудрец»)

Притча Мудрец и бабочка


Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка - живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!

Благодарю всех за внимание!

Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника


Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника


Лекторий для родителей пятых классов Пятиклассник – новый статус младшего школьника

© 2010-2022