Тренинговое занятие с педагогами «Толерантность учителя»

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще и чаще проникают и в школу.      Для образовательных учреждений проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На глазах педагога складывается взаимодействие между  детьми, пришедшими из разных социумов, с разным жизненным опытом и часто с трудностями коммуникативной деятельности. Поэтому одним из условий воспитания толерантности в детях является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебно-воспитательного пространства.       На протяжении нескольких лет в  нашем образовательном учреждении функционирует программа «Толерантность», основная цель которой – укрепление в лицее толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов соблюдения прав и свобод человека.       Одна из задач программы, которую решает педагог – психолог, - это организация обучения учителей-предметников, классных руководителей по вопросам формирования установок толерантного сознания. Наиболее действенной, динамичной и результативной обучающей формой, на наш взгляд, является тренинг. Потому как, применяемые на занятиях методы работы, широки и многообразны. Это актив­ные методы обучения в группе: игровые методы, анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение ситуативных ... Одно из таких тренинговых занятий предлагается вашему вниманию.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование толерантности в образовательном пространстве лицея

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще и чаще проникают и в школу.

Для образовательных учреждений проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На глазах педагога складывается взаимодействие между детьми, пришедшими из разных социумов, с разным жизненным опытом и часто с трудностями коммуникативной деятельности. Поэтому одним из условий воспитания толерантности в детях является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебно-воспитательного пространства.

На протяжении нескольких лет в нашем образовательном учреждении функционирует программа «Толерантность», основная цель которой - укрепление в лицее толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Одна из задач программы, которую решает педагог - психолог, - это организация обучения учителей-предметников, классных руководителей по вопросам формирования установок толерантного сознания. Наиболее действенной, динамичной и результативной обучающей формой, на наш взгляд, является тренинг. Потому как, применяемые на занятиях методы работы, широки и многообразны. Это актив­ные методы обучения в группе: игровые методы, анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение ситуативных задач, мозговой штурм, ролевое моделирование, упражнения-энергизаторы, групповая дис­куссия. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения.

Одно из таких тренинговых занятий предлагается вашему вниманию.

Тренинговое занятие с педагогами «Толерантность учителя»

Цель: способствовать формированию установок толерантного сознания у педагогов.

Задачи:

- помочь учителям осознать необходимость применения принципов толерантности в педагогической практике;

- помочь осознать свою собственную позицию в общении и проанализировать свои установки при восприятии различных людей.

Ход занятия:

Вводная часть.

1. Приветствие. Вступительное слово психолога.

«Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии, тема которого «Толерантность учителя». Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому мы с вами, признающие необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начнем с себя: с самоанализа, с преодоления собственных культурных предрассудков, с принятия установок толерантного сознания и поведения и применения толерантных форм взаимодействия на практике. Итак, я приглашаю вас к сотрудничеству!

В процессе сегодняшнего занятия мы попытаемся расширить наш опыт конструктивного взаимодействия с людьми, а также постараемся определить, какие факторы влияют на проявление толерантности и приводят к интолерантности.

2. Упражнение «Нас с вами объединяет»

Цель: сформировать поле идентичности, согласия, «разогреть группу» для работы.

В руках у психолога мяч, который нужно передавать любому участнику группы со словами: «Нас с вами объединяет…». Участник, получивший мяч, отвечает, что, по его мнению, объединяет людей данной группы, а затем возвращает мяч ведущему.

Рефлексия.

Основная часть.

1. Работа с группой. «Мозговой штурм «Черты толерантного учителя»».

Цель: подвести педагогов к осознанию того, что ни один человек не может быть на 100% толерантным, что есть факторы, способствующие проявлению толерантности и факторы, снижающие такую возможность.

Психолог записывает все идеи на доске, участники - на своих рабочих листах.

Затем психолог предлагает педагогам оценить по 10-ти балльной шкале, насколько все из названных качеств, присущи конкретно каждому из них.

Рефлексия. Итак, мы видим, что ни один человек не может быть толерантным на 100% и на это ест масса причин. Назовите для примера (невозможность «толерантной педагогики, где в классе 25 человек, сравнение человека с другим, система оценок и т.д.). А что же еще, кроме названного, может влиять на проявление толерантности учителя?

2. Упражнение «2 портрета».

Цель: осознать роль установки в аспекте проявления толерантности. Двум группам даются совершенно одинаковые портреты и задание, в котором одной группе сообщается, что данный человек - преступник, а другой группе, что данный человек - известный ученый. Далее предлагается найти черты лица, которые доказывают, что перед ними именно такой тип человека.

Рефлексия. Вывод о влиянии установок на проявление толерантности.

3. Упражнение «Российский экспресс».

Цель: выявить предрассудки в группе, помочь осознать неизбежность наличия предрассудков и научиться жить с ними. Каждому участнику будет представлен список. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?».

Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора. Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа - купе. Цель - проранжировать список для того, чтобы выбрать четвертого попутчика. После этого ведется обсуждение с целой группой.

Обсуждение.

- трудно ли было прийти к единому мнению?

- каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе?

- что, по вашему мнению, руководит нами? (страх, брезгливость, боязливость)

- всегда ли эти страхи обоснованы?

- можем ли мы что - либо сделать с нашими чувствами в таких ситуациях? И нужно ли что - то вообще с ними делать?

- виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

- как лучше поступать в таких случаях?

Список

Цыганка

Человек из деревни с большим мешком

Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком

Африканский студент

Подросток, похожий на наркомана

Инвалид со складной коляской

Китаец, который ест странно пахнущую еду

Бывший заключенный

Человек, говорящий на непонятном языке

Таджик в национальной одежде

Молодой человек, больной СПИДом

Кавказец - мусульманин

4. Обсуждение конфликтных ситуаций. Работа в микрогруппах по 3 человека.

Цель: привлечь внимание к ситуациям интолерантности, помочь осознать чувства, развивающиеся в конфликтных ситуациях

Ситуации.

♦ Саша любит рок - музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок - звезды носят серьги. Он пришел в школу, а одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик крикнул ему: «Ты не мужчина». Завязалась драка.

Вы - классный руководитель в этом классе. Ваши действия. Предложите варианты разрешения ситуации конструктивным путем.

♦Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать. Вы - случайный прохожий, проходили мимо школы. Ваши действия.

♦Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе домой. Они увидели сестру и быстро засобирались домой. После этого весь класс обсуждал сестру Маши. Разговоры детей дошли и до вас. Вы - заместитель директора по воспитательной работе. Ваши действия.

♦Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - темнокожий. Вы - родители Кати. Ваша реакция. Ваши действия.

Обсуждение. Вывод: мы не можем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

5. Упражнение «Позитивный взгляд».

Цель: развитие умения позитивно воспринимать окружающий мир и конкретную ситуацию. «Мы очень часто расстраиваемся и теряем уверенность в себе под влиянием оценок других людей, и даже безобидный вопрос, заданный либо не в очень корректной форме, либо не вовремя, может вывести нас из себя. Предлагаю такую игру: на листе бумаги один под другим записаны вопросы, которые могут быть заданы вам лично. Справа вы видите две колонки. В первой - запишите, пожалуйста, позитивный смысл вопроса, а во второй - негативный. Ведь в каждом вопросе есть и тот, и другой смысл в зависимости от ситуации и отношений с человеком, который задает вопрос. Пофантазируйте и постарайтесь найти и тот, и другой смысл в каждом вопросе».

Например, ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

+ совместная перспектива

- назойливость, любопытство

ВОПРОСЫ:

1. «Как дела?»

2. «У тебя такая красивая блузка. Сколько стоит?»

3. «Ты села на диету?»

4. Завуч спрашивает: «Нет проблем в вашем классе?»

5. На родительском собрании родители учащихся: «А каков Ваш педагогический стаж и опыт работы?»

Обсуждение. Теперь у вас есть возможность убедиться, что практически любой вопрос, обращенный к вам, можно интерпретировать по - разному. А дальше уже вам решать, есть ли смысл принимать все близко к сердцу и расстраиваться в тех случаях, когда можно просто изменить акцент с минуса на плюс. В результате - вы поможете человеку, может быть, и ничего не имеющему против вас, выйти достойно из неловкой ситуации и сохраните свое достоинство и уверенность в себе.

Заключительная часть.

1.Анкета обратной связи.

1.Сегодняшнее занятие Сегодняшнее занятие

произвело на меня боль- 5 4 3 2 1 не произвело на меня

шое впечатление впечатления

2. Я извлекла для себя Я не извлекла большой

много полезного 5 4 3 2 1 пользы из сегодняшнего

занятия

3. Что в сегодняшнем занятии было для меня:

  • Самым полезным________________________________________________________

  • Самым бесполезным______________________________________________________

  • Самым приятным________________________________________________________

  • Самым неприятным______________________________________________________

2. Притча о молодом человеке.

«Жил - был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь - то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома, улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды, свое отношение к людям, и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг».

Не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. Важно, то, есть ли в нас стремление к толерантным взаимоотношениям. Занятие окончено. Спасибо за работу! До встречи!

5

© 2010-2022