Большая психологическая игра «Путешествие по миру знаний»

Цель игры: Создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения; обеспечение благоприятного психологического климата в группе. Задачи игры: -развитие человеческих взаимоотношений; -обращение к собственному внутреннему миру, осознанию себя в окружающем мире; -создание творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы; -развитие личностной и познавательной рефлексии, потребностей в познании, самопознании и саморазвитии, творческой активнос...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Большая психологическая игра « Путешествие по миру знаний»

Цель игры: Создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения; обеспечение благоприятного психологического климата в группе.

Задачи игры:

-развитие человеческих взаимоотношений;

-обращение к собственному внутреннему миру, осознанию себя в окружающем мире;

-создание творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы;

-развитие личностной и познавательной рефлексии, потребностей в познании, самопознании и саморазвитии, творческой активности;

-развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях);

-пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, получении новых знаний;

-развитие познавательных процессов (внимание, воображение, память, мышление, восприятие).

- сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения), об особенностях познания окружающего мира с их помощью.

Оборудование: Конверт с письмом, карта Мира Знаний, кассета с записью спокойной и веселой музыки, цветная бумага (для лодок), фломастеры, цветные карандаши, большой таз с водой, мостики-ворота с надписями, колокольчик, кассета с записью различных голосов, карточки из картона, размером 10х10, на которых наклеены:

  • искусственный мех;

  • наждачная бумага;

  • веревка в виде змейки;

  • вельвет;

  • накапан воск;

  • фотобумага;

  • спички в виде лесенки;

  • бархатная бумага;

  • фланель;

  • "приклеенный" песок.

  1. 3 стакана, наполненные: 1 - водой, 2 - духами, 3 - валерьянкой, три карточки с названиями, три стакана: в стаканах слабоконцентрированные растворы соли, сахара и лимонной кислоты, ложечки по количеству детей; 3-4 плана кабинета; конверт с открытками.

Ход игры

Сюжет: Дети путешествуют по миру знаний вместе с педагогами, выполняют разные увлекательные задания.

1. Вводная часть

Учитель: Дорогие дети, сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей школьной стране, по нашему миру знаний - нашей школе. Вы долго были на каникулах, и за это время наверняка забыли, сколько всего интересного и необычного в нашей школьной стране. Сегодня мы с вами не просто ученики, а путешественники. Мы не будем долго готовиться, а отправимся прямо сейчас. Готовы. Вперед!

Психолог: Но прежде всего нам нужно поприветствовать друг друга. Для этого нужно сесть в круг. Каждый по очереди должен сказать: "Здравствуй, (имя)" или "Доброе утро, (имя)".

Раздаются звуки музыки.

Учитель: Ребята, вы слышите эту волшебную музыку, значит сейчас что-то произойдет! Свет гаснет, и рядом на столе зажигаются бенгальские огни. Дети подходят к столу, зажигается свет. На столе они находят конверт. Учитель читает письмо:

"Дорогие дети! Пишет вам Держатель Знаний. Я хочу пригласить вас в мой прекрасный и интересный мир: мир вопросов, мир познания, мир открытий. В нем много царств и государств. Но чтобы попасть в мой мир, вы должны решить несколько задач, ответить на мои вопросы, поэкспериментировать. Удачи вам и счастливого пути! Держатель Знаний".

Учитель: Ребята, а вы хотите попасть в Мир Знаний? А где же задания Держателя Знаний? Дети высказывают свои предположения. Дети усаживаются вокруг стола. На нем лежит карта и записка. Ведущий или кто-то из детей читает: "Друзья! Чтобы вам было легче путешествовать по моему миру знаний, я вам оставляю карту. Счастливого пути! Держатель Знаний".

Психолог: Ребята, давайте внимательно рассмотрим карту, что на ней изображено? Дети разглядывают карту, рассказывают по очереди, что они видят на ней.

Психолог: Да, правильно. На карте изображена река, а на ее берегах разные царства-государства. Но здесь нет, ни одной подписи, кто же живет в этих царствах? Дети высказывают свои предположения по поводу жителей Мира Знаний. В затруднительные моменты к ним на помощь приходят педагоги.

Учитель: Да, молодцы! Действительно, в этом царстве живут люди, видите, здесь нарисованы девочки и мальчики, мужчины и женщины, веселые и грустные люди. А на этом берегу, вы правильно догадались, расположилось царство Растений. Смотрите, здесь есть деревья, цветы, овощи, фрукты. И название этого царства вы правильно угадали, раз здесь изображены птицы, рыбы, звери - это царство Животных.

Психолог: А на чем нам лучше будет путешествовать по Миру Знаний? Дети высказывают свои предположения - машина, поезд, пароход, самолет, лодка, объясняют свой выбор. Я думаю, правы те, кто предложил путешествовать на пароходе или на лодках, т.к. все царства расположены по берегам реки. А кто из вас умеет делать лодки из бумаги?

Дети делают лодки. Если кто-то не умеет, педагоги учат детей складывать лодки из бумаги. Все лодки готовы к путешествию, только еще надо придумать им названия. Подумайте и подпишите их так, чтобы было понятно, что она именно ваша. Дети работают, потом все вместе обсуждают названия.

Учитель: А теперь настало время испытать нашу флотилию. Сможет ли она выдержать наше путешествие? А как это можно проверить? Дети высказываются. Давайте нальем в большой таз воды и пустим в плавание наши лодки. Дети по очереди пускают свои лодки в таз с водой. Тихонько дуют на них. Все лодки успешно прошли испытания и могут отправляться путешествовать по Миру Знаний.

2. Основная часть

Дети возвращаются к столу, садятся вокруг него. На столе лежит карта Мира Знаний.

Психолог: Посмотрите, что это появилось на карте? Этого не было! Наверно, когда мы с вами испытывали лодки, здесь побывал Держатель Знаний.

Дети видят, что на карте, над рекой, появились пять необычных мостиков-ворот. Мостики сделаны таким образом: на первом - сверху глаз, на втором - ухо, на третьем - нос, на четвертом - язык, а на пятом - пальцы рук. Что это за мостики? Кто может догадаться? Дети пытаются найти ответы, им помогает учитель.

Учитель: Для того, чтобы что-то узнать, нам нужно это увидеть. А чем мы видим? (Глазами). Вот первый мостик и есть наше зрение. Без него нам ни как не обойтись в Мире Знаний. И не только в Мире Знаний, но и вообще в жизни. Хотите в этом убедиться? Давайте представим, что нас заколдовала волшебница, и мы ни чего не видим. Закройте глаза. А теперь встаньте и с закрытыми глазами походите по комнате. Только будьте осторожны. Кому трудно - откройте глаза и отойдите в сторону. Когда зазвенит колокольчик, вы откроете глаза и вернетесь на свои места. Дети выполняют задание. Звенит колокольчик, все открывают глаза и возвращаются. Трудно было с закрытыми глазами?

Психолог: И так мы с вами познакомились с первыми воротами - нашими глазами. А что означает мост, на котором нарисовано ухо? Для чего нам уши? Для красоты? (Дети дают свои варианты ответов.) Правильно, совсем не для красоты, а чтобы слышать. А что мы слышим? (Речь, музыку… дети продолжают.) Сейчас наша комната наполнится разными звуками, вы хорошенько настройте свои уши и слушайте, а потом расскажете, что же ваши уши услышали? Педагог включает кассету с записью различных голосов (человеческая речь, пение, музыка, щебет птиц, голоса животных, плеск волн, звонок телефона, стук колес и т.д.) Дети называют те звуки, которые они узнали. А теперь я хочу, чтобы вы послушали звуки вокруг себя. Только сами при этом не разговаривайте, а когда прозвенит колокольчик, то пальчиками закройте уши. Я взмахну рукой, и вы их откроете. Дети выполняют задание. Ну что плохо, когда все время так тихо?

Учитель: А теперь давайте посмотрим на мостики, на которых нарисован нос. Что это за мостики? Глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, а нос для чего? (Дети отвечают.) Да, правильно, для того, чтобы дышать, а еще для чего?

Даже, если дети догадались, проводится эксперимент. Ведущий показывает детям 3 стакана наполовину наполненные: 1-водой; 2-духами; 3-валерьянкой и карточки с надписями.

Психолог: Ребята, злая волшебница, которая хочет помешать нам путешествовать, заколдовала мой нос и теперь он ничего не чувствует. Помогите мне узнать в каком стакане, что находится. Ведущий показывает ребятам первый стакан. Что это? … А какая она? … А какого цвета? И что же это?... А как вы об этом догадались?... Правильно, по запаху, который чувствует наш нос. Ведущий проделывает тот же эксперимент с другими стаканами и наклеивает карточки с надписями.

Учитель: Вот видите, какой замечательный наш нос: он помогает нам правильно во всем разобраться. А теперь давайте посмотрим на мостики, на которых нарисованы пальцы. Глазами мы видим, ушами - слышим, носом дышим и чувствуем запах. А что мы пальцами делаем? (Дети отвечают.)А вы знаете, ребята, оказывается, наши пальцы умеют "видеть", и они нам помогают лучше и больше обо всем узнать. Хотите проверить? У меня есть 10 волшебных карточек. Учитель по очереди показывает ребятам карточки, а они, не дотрагиваясь до них, должны сказать на что они похожи, какие ассоциации вызывают. Когда все карточки рассмотрены и названы, ведущий предлагает детям по очереди с закрытыми глазами на ощупь определить все карточки. Какие у вас у всех замечательные пальчики! Какая у них хорошая память!

Психолог: Осталось нам понять смысл последний мост, на которых нарисован язык. Как же помогает нам язык больше узнать обо всем? (Дети отвечают.)Да, при помощи языка мы говорим и как вы правильно сказали чувствуем вкус.

Учитель: Ребята, я нечаянно перепутала надписи на стаканах и теперь не знаю где какая вода. Помогите мне, пожалуйста! А что, ребята, надо для этого сделать? Дети отвечают. Затем они по очереди пробуют воду и решают, какую этикетку приклеить на стакан. Таким же образом определяется содержимое других стаканов.

Психолог: Мы с вами успешно прошли все ворота и научились открывать их. Молодцы!

Учитель: Вот мы и выполнили все задания Держателя Знаний. Вы очень хорошо поработали, и он хочет наградить вас своими сокровищами. Но их сначала надо найти. Детям дается карта классной комнаты, с отметкой места клада. « Прежде чем вы отправитесь искать клад, нужно поработать с картой. Сначала карту нужно рассмотреть и понять, что обозначают знакам на карте. Дети рассматривают план групповой комнаты. Что отмечают на плане комнаты?(окна, двери, мебель). Давайте вместе разберем отметки на плане. ( Все слова педагога сопровождаются действиями). Теперь нужно определить местонахождение «клада». Теперь спокойно пойти и взять его. ( Педагог назначает ребенка, который пойдет за кладом.) Идет поиск сокровищ. Когда сокровища-конверты найдены, все снова возвращаются в круг. Психолог открывает конверты, достает открытки и читает:

1 конверт " Дорогие кладоискатели! Вот вы и у цели. Я дарю вам ЛЮБОВЬ и НЕЖНОСТЬ! Вы можете взять их столько, сколько вместят ваши сердца. Держатель Знаний."

2 конверт. "Дорогие кладоискатели! Найдя этот клад, вы обрели ДОБРОТУ и ЩЕДРОСТЬ. Поэтому вам разрешается взять их столько, сколько каждый из вас захочет. Держатель Знаний."

3 конверт. "Прекрасно! Вы сумели добраться до моих богатств! Вам я дарю ЗДОРОВЬЕ и УДАЧУ! Они в ваших руках! Держатель Знаний.

4. "Ура! Вы у цели! Ваше упорство вознаграждается ВЕРНОСТЬЮ и ИСКРЕННОСТЬЮ! Они помогут вам быть преданными друзьями! Держатель Знаний."

3.Рефлексия

Психолог: Ребята, вам понравилось путешествовать по Миру Знаний? А что вам больше всего понравилось? А что не понравилось? Что у вас вызвало трудности? А с чем вы справились легко и быстро? Вам было интересно? Что вы чувствовали? Что больше всего вам запомнилось? Хотели бы вы совершить еще путешествия? А куда? Вы все, ребята, сегодня отлично поработали, каждый из вас получил награду от Держателя Знаний. Но пришло время нам расставаться.

Игра окончена.


© 2010-2022