Статья: «Этносоциальные установки современных российских подростков»

Выдержка из текста: Как ты считаешь, чем отличаются представители разных национальностей? Традициями, обычаями, обрядами(64) Языком(57) Религией(43) Особенностью поведения(28) Внешним видом, костюмом(28) Песнями, танцами, литературой и др.(26) Чертами характера(20) Считаю, что различий нети или они.(6). Различия есть, но их трудно назвать(6) Крайне важен вопрос об этической сгорав проведения такого рода исследований. Мы настаиваем, что предлагать детям наполненные шкалы с положительными и негати...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоивановская средняя общеобразовательная школа

Амурская область Свободненский район

















Доклад по теме:



Этносоциальные установки

современных российских подростков























Подготовила: Дорофеева Е.С.

учитель английского языка


Новоивановка

2012г

Этносоциальные установки современных российских подростков

Процесс социализации в детском, подростковом возрасте постепенно включает с себя и элементы само­реализации, ценности сначала усва­иваются лишь как основа оценоч­ных суждений и лишь постепенно выступают как мотив социального поведения. Уточним, что вербаль­ные выражения этнических ценнос­тей - это не собственный продукт сознания детей, это, несомненно, переработанная, адаптированная детским возрастным сознанием социумная репрезентация. Она посте­пенно фиксируется, закрепляется, цементируется или под воздействи­ем новых влияний трансформирует­ся и приобретает устойчивость к концу формативных лет (термин А.П. Вардомацкого, который

предполагал, что к 19 годам завершается период формирования ценностей) . Меха­низмом дифференциации ценностной структуры сознания подростков выступает освоение ими новых социальных ролей. Полнота структуры ценностного сознания зависит от трансформации (наличия/от­сутствия, активности, «градуса» влияния и пр.) институтов социализации. Только старшие подростки имеют постепенно ус­танавливающуюся систему взглядов, инте­ресов, убеждений и ориентации, но самое главное, имеют возможность «апробиро­вать» в отдельных эпизодах своей жизни свои этносоциальные установки.

В этой связи «измерять» этнические взгля­ды, настроения, уровень нетерпимости или толерантности детей необходимо с помощью особых методов или серьёзной адаптации не­которых традиционных методов. К особым методам отнесём игры-фантазии. Пример: методика «Мечты о будущем». Ребёнку предлагается описать письменно или устно будущее страны, города, школы. Проводи­мый социологом анализ образа будущего позволяет выявить направленность установок. Выясняется, насколько волнуют юных рес­пондентов вопросы отношений национальнос­ти, развития своей нации.

Перспективным считаем использовать проек­тивные ситуации и метод коллизий. Приме­ры построения проективных вопросов: «Как ты поступишь, если кого-то дразнят в школе за его национальность? Ты однажды выхо­дишь во двор и видишь группу ребят, с кем будешь играть, а с кем нет? Почему кого-то ты называешь своими ребятами, друзьями, а кого-то считаешь чужими?».

При использовании метода коллизии ребёнку предлагалось оценить поведение героев текс­та, предложить свою позицию по обсуждае­мой проблеме. Коллизия не предполагает личное «включение» ребёнка, а потому, по нашему мнению, может служить более объективным показателем социальных уста­новок опрашиваемого.

Как ты считаешь, чем отличаются представители разных национальностей

Традициями, обычаями, обрядами(64) Языком(57) Религией(43) Особенностью поведения(28)

Внешним видом, костюмом(28) Песнями, танцами, литературой и др.(26) Чертами характера(20)

Считаю, что различий нети или они.(6). Различия есть, но их трудно назвать(6)

Крайне важен вопрос об этической сгорав проведения такого рода исследований. Мы настаиваем, что предлагать детям на­полненные шкалы с положительными и не­гативными суждениями о различных наци­ях недопустимо.

Этнические установка современных подростков

Мы выявляли их в ходе исследования «Дети, подростки в условиях модерниза­ции общества». В октябре 2010 года было проведено анкетирование подростков в возрасте от 10 до 15 лет в 13 регионах России (№ 1966). Основной инструмент исследования - анкета «Откровенный разговор», которая содержала более 40 вопросов, касающихся различных ас­пектов подростковой жизни, в том числе и этносоциальных установок. Все вопро­сы были составлены с учётом специфики . социологического изучения этносоциаль­ных установок детей и подростков, стро-] го соблюдались этические принципы.

Какими характеристиками, по мнению учащихся, отличаются представители раз­ных национальностей? Итак, главные личителъные черты:

традиции, обряды, обычаи (64%); язык (57%); религия (43 /о).

Затруднились назвать различия 6 /о опрошенных, столько же подростков считают, что различий нет. В целом при ответе на этот вопрос подростки проявили актив­ность, это видно по частоте выборов.

Интересен факт, что 15% подростков затруднились указать свою национально Интерпретируя отсутствие ответов на вопрос, можно сказать, что дети просто не знают свою национальность и путаются между понятиями «национальность», «гражданство» и названием гражданина, проживающего в том или ином населён­ном пункте (горожанин). При этом наи­большие затруднения этот вопрос вызвал у подростков 13-14 лет (более 20% от данной группы). Выявлена особенность юных жителей Москвы: некоторые из них в качестве национальности указывают москвич

Респондентом был задан вопрос: «В вашей услышать, как кого-то дразнят за его нац-ность? Как ты к этому относишься? Прежде всего отметим, что ситуация крайне типичная для этой возрастной группе, не ответили на этот вопрос всего 0,6%о числа опрошенных. Самый по­вет (46%): «К сожалению, есть глупые люди, на это не надо обращать внимание». Отсюда можно сделать вывод о нейтрально-отрицательной позиции половины подростков в отношении оскорбления их сверстников из-за отличной от других национальности. Ещё 22 /о опрошенных заявили, что это возмутительно, но изменить это трудно, т.е. почти четверть пашей страны смирились с унижениями на национальной почве. И только 26% школьников заявляют, что будут с этим бороться. Таким образом,2/3 подростков не считают необходимым или I включаться в разрешении конфликтной почве национальности. Нашлись и те, кто не видит в таком поведении своих сверстников ; ничего плохого (6 /о). 2/3 таких настроенных подростков - мальчики 13 лет. Обнаружены некоторые региональные отличия. В Мордовии, Московской, Воронежской, Пермском крае, не нашлось ни одного который ответил бы, что в унижении на национальной почве нет ничего плохого В Курской и Саратовской областях таких ого - около 2 /о. Лидируют по количеству ответов «Я не вижу в этом ничего плохого Новосибирская (11%) и Амурская области.

При выборе брачных партнёров требо­вание об одинаковой национальности, уступает место всем остальным ответам, и является самым непопулярным (16 /о респондентов). Такое требование к своим будущим супругам чаще вы­двигают мальчики, чем девочки (57 /о против 43%). При этом чаще других этот ответ выбирают жители Москвы (20%) и Оренбургской области (18%). Но, учитывая, что это вариант ответа самый непопулярный, мы допускаем, что для большинства современных под­ростков национальность будущего су­пруга не имеет значения.

Воспитание терпимого отношения к иным нациям и народностям связано с развитием общего интереса к иным культурам, традициям, мировой жизни. Именно поэтому мы считаем важным рассмотреть некоторые вопросы общего характера из анкеты, сконцентрировав внимание именно на интересующих нас аспектах.

Российским подросткам был задан во­прос «Как ты думаешь, что сейчас са­мое главное для всех людей на Зем­ле?». Самым популярным являлась по­зиция о том, что самым важным для жителей планеты является сохранение природы. Так ответили 67 /о. Интерес­но, что в 1990 году этот ответ также выбирали чаще других3. Ответ «Воспи­тывать доброту, желание дружить и со­трудничать» выбрали сегодня 38% рес­пондентов и это четвёртый по популяр­ности ответ. Посчитали важным жить по законам равенства, справедливости и счастья в каждом государстве 34% опрошенных подростков (пятый по по­пулярности ответ). Ответ о сохранении национальной культуры и культуры всех стран оказался в списке наименее популяр­ных. Так ответили 26% респондентов, и это седьмой по популярности ответ. В исследова­нии, проведённом в 1990 году, ответ о со­хранении национальной культуры выбирали почти столько же подростков (25 /о).

Формирование этносоциальных установок современных подростков может быть взаимо­связано с их предпочтениями в литературе. По данным проведённого исследования, со­временные подростки больше всего любят читать юмористическую литературу (44%), о путешествиях (34 /о) и о дружбе, любви, отношениях (31 /о). Жизнью людей, событи­ями, политикой в нашей стране и за рубе­жом подростки интересуются гораздо в меньшей степени. Больше других подрост­ков интересует литература о жизни ребят, их сверстников в нашей стране (15%).

Отношение подростков к религии

Как мы обнаружили по некоторым вопросам, понятие национальности связано в сознании детей с принадлежностью к той или иной религии. Поэтому мы считаем важным рас­смотреть и некоторые темы религиозных ус­тановок.

Среди школьников чуть больше половины (51%) нейтрально относятся к религиозной активности своих сверстников. Чуть больше четверти опрошенных (26%) не видят в этом ничего плохого, так как сами ходят в церковь. Около 19 /о школьников не име­ют чётко сформированного отношения к церкви и религии и считают, что возможно их друзья, посещающие религиозные та, правы. Только 4 /о школьников отрицательно относятся к посещению церкви и других религиозных мест.

В итоге можно сказать, что среди подростков от­ношение к религиозным убеждениям сво­их сверстников носит позитивный харак­тер. Можно говорить об уважительном отношении подростков к представителям различных вероисповеданий. Различий в этом вопросе по полу и возрасту не наблюдается.

Итак, подведём некоторые итоги.

В подростковом возрасте в достаточной степени сформированы этносоциальные установки, которые могут быть изучены с применением особых адаптированных к возрасту и тематике методик.

• В ходе исследования выявлены элемен­ты терпимого поведения подростков, при­нятие большой группой подростков осо­бенностей различных этносов.

В детской среде присутствуют ситуации нетерпимого поведения по отношению к сверстникам иной национальности. При этом дети не проявляют установок на активное, деятельностное противостоя­ние, противоборство таким негативным явлениям.

Этносоциальные установки подростков нельзя игнорировать, однако нет основа­ния преувеличивать их значение на весь жизненный период человека, от подрост­кового до конца «формативных лет» воз­можна их коррекция, а главное, их разви­тие под воздействием пробной апробации взаимодействий в этнических средах.


© 2010-2022