Программа по готовности ребенка к школьному обучению

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 54

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140060, МО, Люберецкий район, рабочий поселок Октябрьский эл. почта: [email protected]

микр. Западный, ул. Школьная, д.2 тел. 8 (495)240-91-50

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ школы № 54

_____________Попова Е.М

«15» сентября 2014г.



«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго»





Педагог-психолог

Павлова О.Н.



2014-2015 год

Пояснительная записка

Методика М. М. и Н. Я. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» представляет собой диагностическую программу, направленную на выявление детей группы риска по уровню сформированности произвольной регуляции деятельности.

Целевая аудитория: ученики первых классов школы, а также воспитанники ДОУ, посещающие подготовительные группы.

Цель программы: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

Задачи программы:

  • оценить сформированность операций звукобуквенного анализа;

  • оценить способность соотнесения числа и количества;

  • оценить сформированность представлений «больше-меньше»;

  • оценить умения и навыки счетных операций и звукобуквенного анализа;

  • оценить уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики;

  • оценить возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности;

  • проследить, как появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке.

Актуальность диагностической программы заключается в том, что она выявляет именно те качества и функциональные способности ребенка, поступающего в первый класс, без которых невозможно его успешное усвоение программного материала.

Форма проведения: диагностика проводится в групповой форме на базе МАОУ школы № 54.

Условия для выполнения программы: Детей нужно рассадить за партами, желательно по одному. Необходима классная доска для объяснения инструкции к заданию № 3. У детей должны быть простой и два цветных карандаша. Воспитатель группы помогает психологу следить за порядком во время проведения диагностики.

Время выполнения диагностической процедуры: 15-20 минут для группы из 10-12 детей.

Структура методики

Методика включает выполнение 5 заданий, каждое из которых имеет свою цель:

Задание № 1. «Продолжи узор»

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.


Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Задание № 3. «Слова»

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.
Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.

Задание № 4. «Шифровка»

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Конечным результатом являются оценки за выполнение пяти заданий и корректирование оценки учетом поведенческих особенностей ребенка в процессе диагностики. Поведенческие особенности отражаются на листе наблюдений.

Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням - в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе.

2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.

3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения.

4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.

Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): от 17 до 25 баллов.

Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): от 14 до 17 баллов.

Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14баллов.
Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): суммарная оценка ниже 10 баллов.

Детям, получившим в результате обследования 3 или 4 уровень, предлагается пройти дальнейшее более подробное обследование на базе МАОУ школы 54 либо в ЦДИК в г. Люберцы, с целью выявления и корректировки проблемных зон.

Контроль за эффективностью диагностической программы осуществляется посредством наблюдения за работой ребенка в ходе проведения занятия, информацией о ребенке, предоставляемой воспитателем либо психологом ДОУ, сходными результатами, полученными в случае необходимости на индивидуальной консультации.

Требования к проведению: По ходу выполнения заданий в заранее подготовленном листе наблюдений специалист отмечает особенности поведения и потребности детей в помощи (дополнительной подаче инструкции, повторении и т.п.) и темп деятельности ребенка. Для заполнения листа наблюдений специалисту необходимо знать фамилию, имя каждого ребенка и место, где он сидит в процессе диагностики (номер стола, парты). В разделе «Другое» необходимо отметить такие проявления в процессе выполнения заданий, как «заплакал», «стал смеяться».

Требования к чтению инструкции: Каждое следующее задание подается после того, как все дети группы закончили выполнять предыдущее, за исключением задания № 4 (выполнение данного задания ограничено по времени двумя минутами, но детям об этом не говорится). Если ребенок крайне долго выполняет задание, его можно попросить остановиться. Желательно, чтобы особенности выполнения заданий каждым ребенком отмечались в листе наблюдений.

Инструкции даются с интонационными ударениями и паузами (в инструкциях такие смысловые ударения выделены жирным шрифтом). Случаи, когда проводящему обследование необходимо обратиться к рисунку на доске или листу с заданиями для уточнения хода работы, указаны в инструкциях.

От специалиста требуется заранее ознакомиться с инструкциями и с заданиями, подготовить все необходимые для работы материалы: размножить бланки заданий, подписать их (фамилия, имя ребенка, возраст - полных лет и месяцев) и заранее (если это возможно) записать фамилии и номера столов, за которыми будут работать дети, в листе наблюдений.










Список использованной литературы.


  1. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации/Н. Семаго, М. Семаго. - М.: 2005г. -32с.: (Библиотека «Первое сентября», серия «Школьный психолог»).

  2. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: АПКиПРОРФ, 2000.


© 2010-2022