Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска»







































Пояснительная записка

Трудные подростки - это широкое и неоднородное понятие. Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т.п. рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосозниния.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами - могут быть индивидуальные психофизиологичекие и личностные особенности ребенка.

Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.

В комплект учебно-програмной документации входят:

  • Пояснительная записка

  • Учебный план

  • Содержание программы

Цели: профилактика отклонений в поведении, психическом и личностном развитии учащихся, нормализация межличностных отношений, улучшение эмоционального состояния детей; ослабление агрессивности в поведении.

Задачи:

1. Создать условия для психологической поддержки учащихся;

2. Оказать помощь в решении личностных проблем и конфликтных ситуациях;

3.Обеспечить поведенческую психокоррекцию: отказ от нежелательных форм поведения и освоение новых, более приемлемых форм;

4. Помочь Подросткам стать более социально адаптированными, способствовать нравственному самосовершенствованию, поиску жизненных ценностей.

5. Обеспечить в сотрудничестве с педагогами условия для постоянного личностного развития детей;

6. Создать гармоничную систему психопрофилактических мероприятий.

Программа предназначена для подростков 12-15 лет.

Сроки проведения: 1 занятие в неделю в течение учебного года. Общее количество часов - 23.

Методы: упражнения, рисуночная арт-терапия, тесты, приемы релаксации, беседы, примеры из жизни и биографий, сказкотерапия, музыкотерапия, диалоги, рассказ.

Ожидаемые результаты:

- нормализация межличностных отношений;

- улучшение коммуникаций в общении;

- нравственное самосовершенствование;

- отказ от нежелательных форм поведения.






































Тематическое планирование

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Диагностика тревожности («Методика диагностики уровня школьной тревожности» Филипса, «Методика измерения уровня тревожности» Шкала Дж. Тайлора)

1

2.

Изучение самооценки («Методика измерения самооценки» Дембо-Рубинштейн)

1

3.

Диагностика самооценки психических состояний («Методика диагностики самооценки психических состояний» Г. Айзенка)

1

4.

Диагностика агрессивности («Методика диагностики агрессивности» Басса-дарки)

1

5.

Исследование межличностных отношений («Методика исследования межличностных отношений» Рене Жиля)

1

6.

Диагностика эмоционального состояния («Цветовой тест» Люшера, «Методика изучения эмоциональной напряженности»)

1

7.

Диагностика личностного и интеллектуального развития

1

8.

Негативные эмоции (арт-терапия)

1

9.

Увлечения в прошлом, настоящем и в будущем (рассказ)

1

10.

Планы на будущее (беседа)

1

11.

Рассказ про себя (сказкотерапия)

1

12.

Письмо другу

1

13.

Самооценка (упражнение «Мои положительные качества»)

1

14.

Профориентация (Методика Дж. Голланда, «Карта интересов» Голомшток)

1

15.

Мое настроение (арт-терапия)

1

16.

Профилактика употребления ПАВ

1

17.

Групповые тренинговые занятия

5

18.

Итоговая диагностика

1

19.

Заключительная беседа

1

Общее кол-во часов:

23

Содержание программы

1. Диагностика тревожности («Методика диагностики уровня школьной тревожности» Филипса, «Методика измерения уровня тревожности» Шкала Дж. Тайлора)

Цель диагностики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой, общего уровня тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

2. Изучение самооценки («Методика измерения самооценки» Дембо-Рубинштейн)

Цель диагностики - измерение уровня тревожности, выявление школьников, требующих особого внимания со стороны педагога-психолога.

3. Диагностика самооценки психических состояний («Методика диагностики самооценки психических состояний» Г. Айзенка)

Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

4. Диагностика агрессивности («Методика диагностики агрессивности» Басса-Дарки)

Методика Басса-Дарки помогает определить типичные для тестируемых формы агрессивного поведения. Используя данную методику, можно убедиться в том, что у разных категорий подростков, например, агрессия имеет различие по качественным и количественным характеристикам. Вместе с тем опросник, разработанный по этой методике, позволяет прогнозировать о готовности испытуемых действовать в определенном направлении.

5. Исследование межличностных отношений («Методика исследования межличностных отношений» Рене Жиля)

Методика Рене Жиля служит для изучения социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.

Тест межличностные отношения ребенка позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

6. Диагностика эмоционального состояния («Цветовой тест» Люшера, «Методика изучения эмоциональной напряженности»)

Цель диагностики - определение текущего психологического состояния, направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

7. Диагностика личностного и интеллектуального развития

Цель диагностики - анализ развития личности ребёнка, выявление положительных его сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач - гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.

8. Негативные эмоции (арт-терапия)

Целью упражнения арт-терапии является освобождение от негативных эмоций.

9. Увлечения в прошлом, настоящем и в будущем (рассказ)

Рассказ позволяет выявить под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены, какие увлечения есть в настоящем, какие увлечения актуальны в будущем и почему.

10. Планы на будущее (беседа)

Беседа направлена на исследование потребностей учащегося. Беседа момогает учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

11. Рассказ про себя (сказкотерапия)

Сказкотерапия позволяет использовать источники сказок для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения исследуемого.

12. Письмо другу

Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения.

13. Самооценка (упражнение «Мои положительные качества»)

Данное упражнение направлено на выявление положительных качеств личности.

14. Профориентация (Методика Дж. Голланда, «Карта интересов» Голомшток)

Диагностика профессионального самоопределения позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

15. Мое настроение (арт-терапия)

Целью упражнения является определение внутреннего эмоционального состояния учащихся.

16. Профилактика употребления ПАВ

Данное занятие направлено на определение факторов, влияющих на психическое и физическое здоровье.

17. Групповые тренинговые занятия

Тренинговые занятия направлены на коррекцию тревожности, повышение самооценки, снижение уровня агрессии.

Структура занятия(тренинга):

  • Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).

  • Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).

  • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).

  • Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

Ритуал прощания.

18. Итоговая диагностика

Повторное проведение диагностики с целью отслеживания динамики профилактики отклонений в поведении, психическом, личностном развитии учащихся, нормализации межличностных отношений, улучшения эмоционального состояния детей; ослабления агрессивности в поведении.

19. Заключительная беседа

Цель беседы: подведение итогов по результатам проведенной программы, рекомендации учащимся.

© 2010-2022