Психологическое сопровождение ребенка 6-7 лет в условиях внедрения ФГОС

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение

ребенка 6-7 лет в условиях внедрения ФГОС


  1. Теоретическая часть.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт - новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Введение нового ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности и государства. Как следствие возникла необходимость психологического сопровождения дошкольников в ДОУ. Психологическое сопровождение способствует повышению компетентности, формированию активности позиций, групповой и индивидуальной мотивации.

ФГОС ДОУ преследует следующие цели:

● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

● сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

● обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

● обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

● определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Согласно ФГОС содержание Программы ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области, заявленные в ФГОС дошкольного образования:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

Подробнее хотелось бы раскрыть образовательную область - познавательное развитие.Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы ДОУ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры - это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.Освоение Программы ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;

  • оценку качества образования;

  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

  • оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

ФГОС выделяет следующие целевые ориентиры, которые являютсяоснованием преемственности дошкольного образования и начального образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

В данном докладе предлагаю психологическое сопровождение дошкольников 6-7 лет по образовательной области «Познавательное развитие».

Характеристика возрастных особенностей дошкольника 6-7 лет.

Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.

Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

Речь. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи.

В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах семье, среди сверстников и т.д.

Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции.

Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.

Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его.

Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста.


  1. Диагностический комплекс.

Методики по определению интеллектуальной готовности к школе.

Название методики

Цель методики

Критерии оценки

1.

Изучение восприятия:

  • методика «Бусы»



  • методика«Молчаливая страничка»

Цель: выявление количества условий, которые может удержать ребенок при восприятии задания на слух.

Цель: вывести на уровень материализованного действия ориентацию ребенка в пространстве.

Высокий уровень: задание выполнено правильно, учтены все 5 условий

Средний уровень: учтены 3-4 условия.

Низкий уровень: учтены 1-2 условия.

Высокий уровень: Задание выполнено верно, учтены все условия.

Средний уровень: Допущены I-2 ошибки.

Низкий уровень: Допущено более 3-4 ошибок.

2.

Изучение внимания

методика Пьерона-Рузера

Цель: исследование устойчивости внимания, возможности его переключения.

К 6-7 годам доступно выполнение в полном объеме с постепенной врабатываемостью (обычно к концу второй строки ребенок перестает обращаться к образцу) и возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо постепенно нарастает, либо, достигнув определенного уровня, остается постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мотивации.

3.

Изучение памяти:

  • методика «Запомни

рисунки»


  • методика «10 слов»

Цель: определение уровня объёма кратковременной зрительной памяти.

Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного воспроизведения.

Нормой к 6 годам считается запоминание 6 предметов, а к 7 годам - 7-8 предметов.

Оценка результатов по «кривой запоминания».

4.

Изучение мышления:

  • методика «Четвёртый лишний»





  • методика «Интервью»

Цель: исследование образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у ребёнка.




Цель: Оценка словесно-логического мышления. Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.

Высокий уровень: Ребенок самостоятельно и правильно справляется с предложенным заданием, мотивируя свой ответ, пользуется обобщающими понятиями.

Средний уровень: При выполнении заданий ребенок допускает незначительные ошибки, требуется помощь и уточняющие вопросы взрослого.

Низкий уровень: При классификации ребенок объединяет разные предметы по несущественному признаку или называет отдельные предметы.

Высокий уровень: ребенок ответил правильно на 7-8 вопросов.

Средний уровень: 5-6 правильных ответов.

Низкий уровень: 3-4 правильных ответа.

5.

Изучение воображения

  • методика «Дорисуй фигуры»

Цель: Изучение оригинальности решения задач на воображение. Уровень развития образного мышления, воссоздающего воображения.

0 тип - Характеризуется тем, что ребенок еще не понимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом, что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контура, схематичное, лишенное деталей.

2 тип - Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 тип - Изображается отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет.

  1. тип - Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету.

5 тип - Заданная фигура используется качественно по-новому.

Для детей: 5 лет - I и 2 тип;6 лет - 2 и 3 тип.


Рекомендации педагогам ДОУ по подбору игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих:

  • мышления;

  • восприятия;

  • внимания;

  • памяти;

  • воображения.

Мышление.

возрастная группа

тип мышления,доступный детям данного возраста

задача
педагога

средняя

  • наглядно-действенное мышление

(опора на реальные действия с объектами)

  • Создавать условия для следующей стадии развития мышления.

  • Развивая новый тип мышления, продолжать тренировку уже существующего.

старшая

  • наглядно-образное мышление

(опора на зрительные представления, образы)

подготовительная
к школе

  • словесно - логическое мышление

(использование понятий, логических конструкций и схем)

мыслительные операции - компоненты мышления

игры и задания, развивающие мыслительную операцию

Базой для развития мыслительных операций являетсяформирование представлений о различных признаках и свойствах объектов.

  • «Какая, какой?»

  • «Отгадай (найди) по описанию»

*Важно учить детей выделять не только внешние (цвет, величина и т.п.), но и скрытые (например, функцию) признаки.

Анализ

Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки.

  • «Угадай предмет по части»

Синтез

Мысленное объединение частей предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое.

  • «Разрезные картинки»

(зрительный синтез)

Сравнение

Мысленное установление сходства, тождества или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

  • «Чем похожи, чем отличаются»

  • «Найди такую же»

  • «Самый непохожий»

  • подбор пары одинаковых предметов или их изображений («Парочки», «Домино»)

Обобщение

Выделение существенных признаков в предметах и явлениях и на этой основе выделить главное, составляющее единство объектов.

  • «Четвёртый лишний»

  • «Назови группу одним словом»

  • «Скажи пятое»

Классификация

Распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

Средняя возрастная группа
Классификация по одному (внешнему) признаку, по заданному основанию.
Старшая возрастная группа
Классификация по функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п.
Подготовительная к школе группа
Смысловая классификация, на основе выделения родовидовых отношений между объектами.
(после 5 лет - доступна классификация по самостоятельно найденному основанию)

Сериация

Способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака

  • Игры с пирамидками, матрёшками

  • «Включение в ряд»

  • «Спортсмены строятся»


Логическое мышление - это оперирование понятиями. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом.

отношения

игры и задания,
развивающие логическое мышление

вид - род

  • Игры на развитие операций обобщения и классификации (с предметами, картинками, словами, схемами)

часть - целое

  • «Из отдельных частей, назови предмет скорей!»

противоположность

  • «Скажи (покажи) наоборот»

последовательность

  • «Что было раньше?» (развитие представлений о временных последовательностях)

  • «Разложи картинки по порядку»

причина - следствие

  • «Что будет, если…»

  • «Почему так получилось?» (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи)

Развивать у дошкольников умение устанавливать связи, отношения между наблюдаемыми объектами и явлениями помогают также:

  • задания- путаницы (нелепицы) «Что перепутал художник?»

  • разрешение проблемных ситуаций

  • отгадывание загадок как особого вида логической задачи

Восприятие

Три типа действий, развивающих восприятие:

  • выбор по образцу;

  • соотнесение с эталоном;

  • соотнесение объекта с несколькими эталонами.

Для развития восприятия используются игры с использованием сенсорных эталонов (образцов различных внешних свойств предметов). Например, эталоны цвета, формы, величины.

игры и задания, направленные
на развитие восприятия

цель

«Что в мешочке»

  • развитие тактильного восприятия

«Коробка форм»
«Вкладыши»

  • развитие восприятия формы и пространственных отношений

«Разрезные картинки»
«Найди недостающую деталь»
пазлы

  • развитие зрительного восприятия,

  • овладение зрительным синтезом - объединением элементов в целостный образ

конструирование по образцу:
«Построй башенку»
«Выложи как у меня»

  • развитие пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве

игры с пирамидками, цветными кубиками

  • развитие восприятия отношений предметов по величине; овладение предметными действиями

Задача педагога: повышение умения детей воспринимать информацию на словесном уровне (не подкреплённую зрительными образами).

Внимание.

игры и задания, направленные
на развитие внимания

цель

  • лабиринты(детям до 5 лет разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, старше - следить только глазами)

  • развитие устойчивости внимания

  • «Запрещённое движение»

  • задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке

  • увеличение объёма внимания,

  • развитие наблюдательности

  • ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено

  • развитие устойчивости и объёма внимания

  • задания на нахождение сходства и различий картинок

  • нахождение различных геометрических фигурок, «спрятанных» на картинке

  • поиск парных изображений

  • корректурные пробы

(«Зачеркни рисунок», «Обведи букву» и т.п.)

  • развитие произвольности внимания

Задача педагога: способствовать:

  • расширению объёма внимания;

  • возрастанию устойчивости и произвольности внимания;

  • переключению внимания с помощью словесной инструкции.

Память.

возрастная группа

вид памяти,доступный детям данного возраста

задачапедагога

средняя

  • непроизвольное запоминание

  • повышать произвольность запоминания и объём памяти;

  • делая акцент на развитии зрительной и слуховой памяти, уделять внимание развитию других видов: обонятельной, осязательной и вкусовой.

старшая

  • произвольное запоминание

подготовительная
к школе

  • смысловое (опосредованное) запоминание

Игры и задания, направленные на развитие памяти
  • «Запомни картинки» (предметы, слова, звуки, движения, вкус)

  • «Что изменилось»

  • «Три перемены в одежде»

  • Вопросы по картинке, по стихам/рассказам

  • Этюды-воспоминания

Воображение

Для развития воображения необходимо:

  • предлагать ребёнку задачи, имеющие не одно, а множество возможных решений;

  • формировать способность создавать оригинальные образы.

Игры и задания, направленные на развитие воображения

  • «Использование предмета»

  • «Придумай и нарисуй»

  • «На что похоже»

  • «Дорисовывание фигур»

  • Создание рисунка /аппликации из фигурок

  • «Три слова» (придумать фразу)

  • «Неоконченные предложения»

  • Придумывание историй, сочинение сказок

  • «Придумай заглавие к рассказу




Список литературы:


  1. Венгер Л.А. - Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога

  2. Гуткина Н.И. - Психологическая готовность к школе. - СПб. - 2004

  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.:Мозаика-Синтез, 2010г. (Проект в соответствии с действующими ФГОС вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ).

  4. Приказ Минобрнауки РФ ФГОС ДО.




© 2010-2022