- Преподавателю
- Школьному психологу
- Ассертивное поведение в работе руководителя как одно из условий психологического комфорта коллектива
Ассертивное поведение в работе руководителя как одно из условий психологического комфорта коллектива
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кудина Ж.Л. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ассертивное поведение в работе руководителя
как одно из условий психологического комфорта коллектива
Кудина Ж.Л.,
практический психолог, учитель химии
Донецкая гимназия № 92
Из всех способностей самая трудная и самая редкая - это умение управлять.
Соммери
Что делать, если подчиненный не выполняет поставленные задачи?
В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения - и в большой степени от него зависит полученный результат.
Типы поведения:
-
агрессивное
-
пассивное
-
ассертивное
Можем вести себя агрессивно - то есть бросаться на проблему, как на амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.
Мы можем вести себя пассивно - то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов, подчиняться решениям других и в результате терять контроль над происходящим.
Нередко встречается и пассивно-агрессивное поведение. О таких говорят «в тихом омуте черти водятся». «Пассивные агрессоры» склонны копить обиды и втайне строить и осуществлять планы мести. Пассивная агрессия может выражаться в отказе выполнить просьбу, в бездействии или открытом саботаже.
Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны.
Причины пассивного и агрессивного поведения:
-
барьеры общения
-
иррациональные установки
-
манипулятивное воздействие
-
социальные страхи
-страх критики
-страх быть отвергнутым
-страх оказаться в центре внимания
-страх показаться неполноценным
-страх начальства
-страх новых ситуаций
-страх предъявлять претензии
-страх не суметь отказать в требовании
-страх сказать «нет»
При манипулировании человек действует, скрыто, не заявляя прямо о своей цели, но при этом провоцирует другого на совершение нужного ему поступка. Подобным образом маленький ребенок, который чувствует себя виноватым перед родителями за то, что "не оправдал ожиданий" становится печальным и несчастным, заставляя тем самым родителей заискивать перед ним.
Но есть и третий вариант поведения - ассертивность, «золотая середина» между агрессией и пассивностью.
Термин "ассертивность" происходит от английского глагола "to assert" - настаивать на своём, утверждать, заявлять, остаивать свои права. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.
Это демонстрация вежливой настойчивости, это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно; конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при этом принимать на себя ответственность за свое поведение.
В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, а другого приучили добивайся, иди к цели, не давать себя в обиду.
В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения - и в большой степени от него зависит полученный результат.
Суть ассертивного поведения:
-
Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других.
-
Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор.
-
Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.
-
При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается.
-
Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.
-
Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны.
Цель: Общаться ясно и прямо, как взрослый со взрослым.
Вербальные и невербальные характеристики:
-
Активное слушание
-
Твердый, спокойный голос
-
Прямой контакт глаз
-
Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела
-
Громкость голоса, подходящая к ситуации
-
Использование: «Я», «Я люблю, хочу...», «Я не хочу...»
-
Фразы сотрудничества: «А что Вы думаете по этому поводу?»
-
Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось...»
Выгода: Чем больше Вы отстаиваете себя и действуете в манере, которую Вы уважаете, тем выше Ваше самоуважение. Ваши шансы получить от жизни то, что Вы хотите, увеличиваются, если другие понимают, что Вы хотите и то, что Вы защищаете Ваши права и потребности. Если Вы прямо выражаете чувства негодования, то отрицательные эмоции не накапливаются. Не испытывая болезненного чувства застенчивости и тревоги и не тратя силы на самозащиту, Вы можете видеть, слышать и любить более легко.
Расплата: Друзья могут воспользоваться Вашим самоутверждением и могут саботировать Вашу вновь приобретенную ассертивность. Вы переформулируете Ваши убеждения и делаете переоценку ценностей, сформировавшихся с детства. Это может вызывать сопротивление.
Ассертивные руководители привыкли задавать вопрос: «Вы в силах сделать этот отчет к концу недели?» Они приветливы, сдержанны, прислушиваются к сотрудникам и воспринимают изменения атмосферы в коллективе. Ассертивный начальник не пытается самоутвердиться и принимает во внимание не лишь задачи своей компании, а и реальные способности каждого сотрудника. Такой начальник постарается подключить к работе всех, при этом сам будет тихо исполнять ведущую функцию.
Ассертивный руководитель, обладающий выдержкой, вежливостью, скромностью, чуткостью, самокритичностью, наверняка, сможет создать в коллективе ту самую атмосферу, которая так нужна для достижения наивысших результатов в работе. Он сможет повести за собой подчиненных. И именно ассертивный человек, имеющий адекватную самооценку, будет работать не с ложными целями, а постарается обеспечить благоприятный климат для работы в своем коллективе, создаст все условия для того, чтобы каждый из сотрудников мог открыться и реализовать себя в полной мере.
Список источников:
-
Беспалов Юрий. Ассертивность - качество Лидера. Или, как быть твердым в целях но гибким в средствах. Электронный ресурс: nlp.by/about-nlp/nlp-styi-i-publikacii/215-assertive-kacestvo-lidera
-
Лебедева И. В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности //
Вестник бурятского университета № 5/2010. Электронный ресурс: cyberleninka.ru/article/n/razvitie-assertivnosti-i-assertivnogo-povedeniya-lichnosti
-
Алберти А., Эммонс М., Самоутверждающее поведение. Электронный ресурс: aquarun.ru/psih/fatum/fatum16.html
-
koterie.ru/assertivnoe-povedenie.html
5