КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ. «Будем дружить»

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2



РАССМОТРЕНО

на заседании МС

заместитель директора по УВР

__________________ Т.В. Беляева

протокол от «31» августа 2015 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ № 2

________ С.В. Шатунова

приказ от «31» августа 2015г. № 367-О




КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА,

НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ

У ПОДРОСТКОВ.

«Будем дружить»



Педагог-психолог

Плотникова Ласса Андреевна
















Содержание

Пояснительная записка…………………………………………

Тематическое планирование……………………………………

Учебно-тематический план…………………………………….

Содержание программы………………………………………..

Материал к занятиям по коррекционно-развивающей

программе направленной на преодоление агрессивности у

подростков, воспитанников детского дома…………………..

Тезаурус…………………………………………………………

Литература ……………………………………………………..

Приложение






Пояснительная записка

Тема агрессивности детей и подростков остается актуальной в современном мире. На тему агрессии написано множество научных трудов отечественных и зарубежных авторов, большинство исследователей считает, что причина подростковой агрессии это недостатки воспитания, негативные примеры окружающих, безнаказанность, неправильные конфликтные взаимоотношения в коллективе, группе. Агрессия у подростков проявляется в различных видах и формах, причины известны, но однозначного метода коррекции нет. В условиях детского дома агрессивное поведение подростков является способом психологической защиты, компенсации отсутствия теплых близких отношений, поддержки и понимания со стороны значимых взрослых. По результатам проведенной психодиагностики был выявлен повышенный фон агрессивности подростков, воспитанников детского дома, что продиктовало необходимость разработки и проведения коррекционно-развивающих занятий. Необходимость коррекции обусловлена и тем, что из способа защиты или протеста агрессия со временем перерастает в черту личности и часто является причиной дезадаптации выпускников детского дома.

Целью данной программы является - коррекция агрессивного поведения подростков.

Задачи:1. Сформировать способность самоконтроля и сдерживания негативных импульсов обучающихся;

2. Обучить подростков приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

3. Развить качества личности необходимые для эффективного общения.

Занятия по данной программе проводятся в форме бесед, дискуссий, мини-лекций, диагностических процедур, тренинговых

упражнений. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат элементом самопознания.

Коррекционно - развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, воспитателей, дефектологов), работающих с

подростками. Занятия проводятся в малых группах 4-6 человек, возраст участников 12-14 и 15-17 лет. Режим занятий - два занятия в неделю; Продолжительность занятия - 40 минут; Предполагаемый результат проведения коррекционно -развивающих занятий - это формирование у обучающихся эмпатии, сопереживания, понимания других людей, а так же формирование умения справляться с агрессивными проявлениями и ориентироваться на социально-приемлемые формы поведения.

Тематический план

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

2

3


4

Введение

Способы преодоления агрессивности.

Развитие качеств личности,н еобходимых для эффективного общения.

Анализ результатов.

0,5

3

1,5


1

0,5

8

5,5


1

1

11

7


2

Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение

1.1. Знакомство. Правила работы в группе

0,5

0,5

1

2.

Способы преодоления агрессивности

2.1. Агрессивное поведение и его последствия

2.2. Внутреннее равновесие

2.3. Язык тела

2.4. Эмоциональность и чувствительность

1,5

0,5

0,5

0,5

2,5

2,5

1,5

1,5

4

3

2

2

3

Развитие качеств личности, необходимых

для эффективного общения

3.1. Эмпатия

3.2. Толерантность

3.3. Стратегии общения


0,5

0,5

0,5


1,5

1,5

2,5


2

2

3

4

Анализ результатов

4.1. Самоконтроль и самоанализ

1

1

2

Итого

6

15

21

Содержание программы:

I. Введение

1.1. ЗНАКОМСТВО. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

Организационный момент: Знакомство с группой. Вводное слово ведущего. Обсуждение актуальности

темы.

Основная часть : Знакомство с целями курса занятий. Агрессия и ее проявления всовременном обществе. Принятие и обсуждение правил групповой работы. Упражнения, настраивающие подростков на активную работу в группе и сотрудничество.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Выбор ритуала прощания. Договариваемся вести дневник настроения.

Практика: Упражнения: «Я лучше всех умею делать…», «Представление…»,«Свободный микрофон…».

Форма проведения:

Мини-лекция, тренинг.

Ключевые понятия: Агрессия, агрессия вербальная, профилактика, тренинг.

Литература: Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под научной редакцией Л.А. Обуховой - М: Вако,2005, 240с.

Вадим Родионов, Елена Лангуева . "Манипуляция: игры, в которые играют все" [2005 №2 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"].

II. Способы преодоления агрессивности.

2.1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.

Организационный момент: Приветствие. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Причины и последствия агрессивного поведения. Упражнения на формирование понятий уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Конструктивная роль агрессии. Установка на общепринятые нормы поведения. Обдуманный выбор достойного поведения в различных жизненных ситуациях.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.

Практика: Упражнения: «Холодный суп…», «Стереотипы…», «Властелин своего гнева», притча о змее.Дискуссии на тему: «Нужна ли агрессия?», «Ответственность». Тест «Оценка уровня конфликтности».

Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестирование.

Ключевые понятия: девиантное поведение, деликвентное поведение, терроризм, стереотип, манипуляция, наказание.

Литература: Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.

Марина Битянова , «Тренировка поведения» №37, 2004 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".

2.2. ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневникаэмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Упражнения, которые позволяют проработать тему страхов и опасений,связанных с ближайшим будущим. Преодолеть запрет на обсуждение обид и страхов. Отличать понятия самообвинение и самокритика. Борьба сострессом. Работа со страхом. Дискуссия.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.

Практика: Упражнения: «Я обижаюсь, когда…», «Мне страшно, когда…», «Откровенно говоря…», релаксация и аутотренинг. Дискуссия на тему: «применение таблеток, алкоголя и наркотиков в борьбе со стрессом». Тест «Уровень тревожности».

Форма проведения: дискуссия, тренинг, аутотренинг, тестирование.

Ключевые понятия: аутоагрессия, рефлексия, тревожность, инвалидизация, суицид, нервная система, наркомания.

Литература: Косолапова Лариса. "Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения" [2004 №37 газеты "Первое сентября"].

Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. //Учебное пособие для студентов. М.,1999 - 158с.

2.3. ЯЗЫК ТЕЛА.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Язык поз и жестов. Уверенность и неуверенность. Способы снятиянапряжения. Дыхание - как потребность организма. Условия для тренировки дыхания. Возможности для оздоровления души и тела. Дыхательные тренинги. Массаж и самомассаж биоактивных точек.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.

Практика: Упражнения: «Выбираем позу», «Муха», «Воздушный шар», «Лимон», релаксация и аутотренинг. Дискуссия на тему: «Тело - храм души».

Форма проведения: дискуссия, тренинг, ролевые игры, мини-лекция.

Ключевые понятия: саморазвитие, поза, жесты, дыхание, телесная терапия.

Литература: Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.

Курбатов А. Культура дыхания: комплексы упражнений для школьников/Андрей Курбатов, Людмила Курбатова. М.: Чистые пруды,

2006.- 32с.

2.4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Организационный момент: Приветствие. Повторение материала, изученного на прошлом занятии.Проверка домашнего задания. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Обсуждение роли эмоций в жизни человека. Эмоциональная устойчивость. Способы выражения эмоций и чувств. Борьба со стрессом. Развитие семантических движений. Методы релаксации. Техника интонирования.Упражнения помогающие вызывать положительные эмоции.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания. Задание на дом.

Практика: Упражнения: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Мимическая гимнастика», «Маятник», «Дыхание для настроения», релаксация. Дискуссии на тему: «Как улучшить настроение». Тест: «Угрожает ли вам нервный срыв?»

Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестироание.

Ключевые понятия: эмоции, чувства, аффект, релаксация, пантомимика, интонация, стресс.

Литература: Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.

Кэдьюсон Х. , Шеффер Ч. «Практикум по игровой психотерапии». - СПб,: Питер, 2001.- 416 с.

Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.

3. Развитие качеств личности, необходимых для эффективного

общения.

3.1. ЭМПАТИЯ.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Развитие умения слушать и сопереживать собеседнику. Формирование представления о человеке как об уникальной ценности. Диагностика способности к эмпатии. Развитие эмпатии, как средства контроля над агрессией. Развитие умения сообщать о недовольстве не обижая партнера.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.

Практика: Упражнения: «Зубы и мясо», «Откровенно говоря, ты мне нравишься…».Дискуссия на тему: «Самое - самое ценное». «Молитва: Я - это я, а ты это ты».

Форма проведения: дискуссия, тренинг.

Ключевые понятия: эмпатия, самопознание, диагностика.

Литература:Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр -коррекций. М., 1993.

Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами вобучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.-М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.

3.2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Толерантность. Право на индивидуальность и личное мнение. Ценности ичувства других людей. Терпимость к поступкам и личному мнению оппонента. Придание субъективной ценности себе и другому. Будем внимательны и доброжелательны к людям.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.

Практика: Упражнения: «Ценности», «Поставь балл эмоции», «Ослиная шкура». Упражнение-рассуждение: «Упражнение толерантности».

Форма проведения: тренинг, проблемные вопросы и задания.

Ключевые понятия: толерантность, субъективность.

Литература: Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. // Сборник упражнений. Пермь, 1989, - 68с.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.

Наталья Сакович Тренировка поведения. № 46/2002 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".

3.3. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника

эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Общительность и коммуникабельность. Барьеры в общении. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия с окружающими. Развитие коммуникативной компетентности. Принципы межличностного взаимодействия. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации. Развитие умения слушать и слышать других людей.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.

Практика: Упражнения: «Беседа», «Разожми кулак», «Толкалки без слов», «Элементы айкидо». Дискуссия: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов строят стены».

Форма проведения: дискуссия, тренинг.

Ключевые понятия: коммуникабельность, социум, конфликт.

Литература: Козлов Н.И., Книга для тех, кому нравиться жить, или Психология личностного роста.- М.: АСТ - Пресс, 2000.-353с.

Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.-М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.

4. Анализ результатов

4.1. САМОКОНТРОЛЬ И САМОАНАЛИЗ.

Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть: Свобода выбора поведения. Ответственность за принятые решения. Проявление самостоятельности в решении проблем. Самоконтроль и самоанализ изменений в поведении. Контроль за изменениями в поведении, оценка поступков и прогнозирование возможных последствий.

Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.

Практика: Упражнения: «Диалог со своим мозгом», «Упражнение с шарами». Рассказ «Решение проблем». Дискуссия: «Человек - это тот, кто постоянно решает проблему жизни».

Форма проведения: дискуссия, тренинг.

Ключевые понятия: Самостоятельность, мораль, самоконтроль, самоанализ.

Литература: Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. -Минск: Университетское, 1997. - 212с.

Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. - Л.:Издательство Ленинградского Университета, 1987. - 256с.

Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами вобучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс,

2006.- 256с.

© 2010-2022