- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг коммуникативной компетентности для учителей на тему: Секреты общения: учитель+ученик
Тренинг коммуникативной компетентности для учителей на тему: Секреты общения: учитель+ученик
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баринова И.Г. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тренинг коммуникативной компетентности
«Секреты общения: учитель+ученик»
Цель:
-Повышение коммуникативной компетентности участников группы в сфере общения.
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми
- активизация процесса самопознания и самоактуализации;
- расширение диапазона творческих способностей.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, карточки для работы с «я высказываниями», фотографии для упражнения «первое впечатление», плакат для упражнения «самое важное в общении с детьми…»
Ход тренинга.
Приветствие.
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы встречаемся с вами на психологическом занятии. Как всем вам известно, наша работа - работа педагога - требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.
Существует китайская поговорка:
"Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму и чему-то научусь"
Человек усваивает
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.
Мы вместе взглянем на очевидные вещи по-другому.
Но вначале я напомню вам правила работы:
-
Правило №1 - правило активности: чем активнее участвуешь, чем больше полезного для себя получаешь.
-
Правило № 2 - говорим по существу и только по одному. Каждый имеет право на собственную точку зрения. Личность другого человека обсуждать нельзя.
-
Правило № 3 - правило «здесь и теперь»: все вопросы, недоразумения, несогласия решаем на сегодняшнем занятии, «здесь и теперь».
Приветствие. Общение педагога и ученика в лицах. Выберите карточку с изображением эмоции, которую вы чаще всего испытываете при общении, и поприветствуйте друг друга , назвав слово, которое вызывает улыбку.
С чего начинается наше общение, конечно с первого впечатления о человеке или группе людей.
-
Упражнение «Первое впечатление»:
Для продолжения работы я предлагаю двум группам выполнить следующее задание. Вы получите фотографию человека и попробуете составить о нем первое впечатление, написав на отдельных карточках, их будет семь, черты характера, которыми, по Вашему мнению, обладает данный человек. Я понимаю, что задание не из простых, поэтому дам каждой группе подсказку.
(Инструкция первой группе: «Перед вами на фотографии - известный бизнесмен. Он является основателем благотворительного фонда для детей, больных онкологией, меценатом».
Инструкция второй группе: «Перед вами на фотографии человек, находящийся в розыске за экономические преступления. Он, будучи управляющим банком, «прокручивал» заработную плату педагогов » )
Психолог: Пока группы работают, проведем небольшой опрос в аудитории. Поднимите руки те, которые верят своему первому впечатлению. А теперь поднимите руки те, которые ему не доверяют.
Информация к размышлению: На самом деле первое впечатление о человеке складывается в первые 1-2 минуты общения с ним на уровне интуиции, затем восприятие начинает искажаться иллюзиями, стереотипами и установками. Первое впечатление нам может лишь ответить на вопрос: нравится нам этот человек или нет. А дальше понравившемуся человеку мы склонны приписывать в основном положительные, а не понравившемуся - отрицательные черты и поступки.
(Психолог просит представителей группы зачитать получившиеся у них характеристики, потом демонстрирует фотографии. Все участники видят, что на фотографии один и тот же человек.)
На самом деле на фотографиях один и тот же человек. Наши коллеги попали под влияние эффекта установки, когда искусственно созданный ореол влияет на восприятия человека и приводит к приписыванию ему определенных черт. Существуют стереотипы восприятия, когда искажается восприятие целых групп людей.
Вывод: Хотя в школу приходят подростки с отрицательной репутацией, не стоит выстраивать отношения с ними под влиянием установки. Нужно дать подростку шанс измениться в лучшую сторону. Только взаимодействуя длительное время с человеком можно правильно понять его личность.
2 . Упражнение « Как слово наше отзовётся?»
- Какое главное орудие педагога? Слово.
Еще есть такая притча о влиянии слова на людей.
На улице сидел слепой человек. У его ног лежала шляпа для милостыни, а рядом была табличка с надписью: «Я слепой человек, помогите пожалуйста».
Мимо него проходило много людей, но мало кто останавливался, чтобы бросить ему хоть пару монет.
И вот к нему подошел один мужчина. Он положил в шляпу деньги, потом взял табличку и что-то на ней дописал.
После этого каждый, кто проходил мимо слепого человека, не мог остаться равнодушным. Кто-то бросал монеты, кто-то просто останавливался, чтобы сказать пару добрых слов.
Слепой был очень удивлён таким переменам.
И вот настал вечер, и мимо него снова проходил тот самый мужчина, который был утром. Слепой узнал его по шагам.
- Что ты написал мне на табличке? - крикнул ему слепой.
- Правду! - ответил мужчина. - Просто другими словами.
Он улыбнулся и ушёл.
Надпись на табличке была такой: «Сейчас на улице весна, а я не могу её видеть».
Давайте задумаемся о том, какое влияние оказывают на ребёнка слова, произносимые взрослыми (видеоролик).
Практическое задание. Необходимо разложить позитивные и негативные фразы в соответствии с их влиянием на ребёнка и последующим эмоциональным состоянием. А теперь давайте попробуем заменить негативные фразы на позитивные.
Психологи рекомендуют употреблять чаще следующие фразы…., не употреблять….
-
Упражнение «Я высказывания, ты высказывания»
Все наши предложения, содержащие местоимения, можно разделить на две группы: «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».
«Ты-высказывание» - это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, личностных качествах, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Обычно люди, при возникновении какой-либо проблемы, предпочитают использовать «Ты-высказывания», высказывая обвинения в адрес противника.
«Я - высказывания» - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание.
Обращаясь к собеседнику в форме «Я-высказываний», вы обсуждаете поступок человека и выражаете свои чувства по этому поводу, а не критикуете его личность. Очевидно, что в данном случае у вас гораздо больше шансов быть услышанным и выше вероятность конструктивного решения.
Алгоритм "я-высказывания"
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Формула
Ситуация + Я - чувство + Объяснение
Примеры
«Ты - высказывание» / «Я - высказывание»
А теперь давайте разрешим несколько ситуаций на практике.
* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
* Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
* Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
* Ты всегда ужасно себя ведешь! / В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
* Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! / Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.
Вряд ли в случае « ты высказываний» проблема будет решена, по крайней мере, мирным путем. Скорее всего все закончится взаимными обвинениями и обидами, а также выяснением отношений.
-
Упражнение «Особенности детского мира»
Психолог говорит о причине разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, алогичность детских поступков и т.д. Участники тренинга - педагоги должны назвать особенности детского мира в сравнении со взрослым. Часто педагогам кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» учителю, однако так бывает далеко не всегда. В основе такого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели: - требование внимания или комфорта; желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; месть, возмездие; утверждение своей несостоятельности или неполноценности. Мы часто думаем, что дети должны понимать нас, как и взрослые. Но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является более воспитывающим, чем любые нравоучения. Видео «Дети видят, дети делают»
-
Упражнение "Самое важное в общении - это…»
Говорят, что дети это цветы жизни. Давайте попробуем выделить, что является самым важным в общении с детьми.
«Аплодисменты»
Вы все очень хорошо поработали. И каждый из вас заслужил аплодисменты. Сейчас один из вас подойдет к кому-нибудь, посмотрит ему в глаза и подарит ему аплодисменты. Затем они вдвоем выберут следующего, который также получит свою порцию аплодисментов. И так далее. Таким образом, овации становятся все громче и громче.