Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения школьников

В данной работе рассмотрены теоретические аспекты профессионального самоопределения школьников. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершающих школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкиваются с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.п. Поэтому существенное значение в процессе обуче...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения школьников

Основные направления очерченной выше работы задаются, прежде всего, системой реальных противоречий психолого-педагогических проблем. Рассмотрим основные из них.

1. Противоречие между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и педагогическим, моральным требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии может быть разрешено и разрешается путем систематической работы по профессиональному просвещению учащихся, их родителей, а также и самих педагогов.

П. А. Шавир утверждает, что важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий не просто «после уроков», а посредством использования так называемых профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов.

2. Противоречие между потребностью подрастающего человека в деловых
советах в связи с обдумыванием его будущего профессионального пути и отсутствием в его ближайшем окружении подлинно компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы и достаточным набором средств информации. Это противоречие разрешается на путях разработки теории и методики индивидуальной профконсультации, создания пособий для практических работников, призванных руководить выбором профессии, пособий для самих учащихся и их родителей.

На разрешение указанного противоречия большое влияние должны оказывать педагоги, т.к. они опираются на научные знания, в практике работы школы постоянно ведется разработка новых форм, методов и приемов.

Педагогу важно осмысливать и определять свое место, «свой маневр» в реальной системе общественных сил, влияющих на процессы профессионального самоопределения учащихся.

3. Противоречие между значительной неопределенностью представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения задачи о выборе профессии и достижении успеха на трудовом жизненном пути, с одной стороны, и настоятельной необходимостью и потребностью что-то и как-то выбрать в веере жизненных путей, самоопределиться в связи с наступлением определенного (юношеского) возраста - с другой, решается в процессе систематической работы школы, которой помогают (должны помогать) в этом все социальные институты (учреждения), ответственные за воспитание, просвещение, образование (включая профессиональное) молодежи. Имеется уже весьма значительная литература по разным вопросам выбора профессии, в частности адресованная, как уже отмечалось, самим учащимся.

4. Противоречие между профессиональными планами учащегося, с одной
стороны, и его стойкими личными качествами - с другой; это своего рода
внутрисубъектное противоречие. К 15-18 годам индивидуальные особенности
характера, темперамента, направленности личности, способностей приобретают
достаточную определенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании будущего жизненного пути.

Трудности здесь могут состоять и в том, что девушка или юноша недостаточно осознают или неверно оценивают свои качества. Например, отклонения в состоянии здоровья; недостатки, связанные с характером, потребностями, особенностями познавательных процессов, практической умелости, опорно-мышечного аппарата. Трудности могут состоять и в том, что учащиеся могут упорно не хотеть перестроить свои первоначальные планы, оказывающиеся нереалистичными. Это противоречие может быть разрешено на путях совершенствования индивидуального подхода к учащимся, опирающегося на успехи психодиагностики, психокоррекции, на методики, техники стимулирования самопознания и самовоспитания учащихся.

  1. Противоречие между профессиональными планами учащегося и планами,
    вынашиваемыми в отношении него старшими (родителями или заменяющими их
    лицами), а также сверстниками. Давление микрогруппы может приводить к выбору
    профессии «за компанию», по примеру друзей: «Мы ж вместе играли в футбольной
    команде! Все в судостроительный!». И семья, и контактные группы сверстников,
    друзей - это плохо управляемые (педагогическими средствами) источники влияния на
    выбор профессии. Здесь наибольшую роль в разрешении указанного противоречия
    могут, вероятно, сыграть школа, система клубной работы в лице авторитетных для
    ребят педагогов, старших, способных, в частности, создавать сообщества, группы детей с желательной направленностью. К сожалению, пока еще мало литературы по вопросам выбора профессии, специально адресованной разным категориям родителей.

  2. Неочевидным, но существенным является противоречие между высоким
    теоретическим и, если угодно, общенравственным уровнем отечественной педагогики
    и психологии в целом и своеобразной «заброшенностью» прикладных вопросов и разработок, связанных с анализом мира профессий и процессом профессионализации личности.

Эти последние стороны дела недостаточно органично «прописаны» в контексте общих руководств, учебников, пособий в названных областях знания. Обсуждаемое противоречие постепенно разрешается за счет коррекции тематики научных исследований и профилей подготовки соответствующих специалистов. Но и по сию пору в стране нет, например, специального крупного научного учреждения, озабоченного вопросами профессиоведения в целях информационного обеспечения профессионального самоопределения подрастающего человека.

7. Противоречие между высокими запросами молодежи, воспитанной в школе, к уровню культуры труда на производстве, с одной стороны, и реальным уровнем этой культуры в конкретных случаях - с другой. Имеются в виду запросы молодежи к содержанию труда, в частности к его интеллектуальной составляющей, к его организации, к стилю и тону человеческих взаимоотношений, образу жизни и перспективам профессионального роста, развития тех или иных категорий работников, к гигиеническим условиям.

Иногда (впрочем, не часто) реальный уровень культуры труда на производстве превосходит все ожидания девушек и юношей. Тогда указанное противоречие просто «снимается». В тех же случаях, когда уровень культуры производства оставляет желать много лучшего, важно заботиться не только о формировании у молодежи более реалистичных (а фактически заниженных) притязаний в данной области, но и в первую очередь об улучшении самого производства.

Педагогика не должна превращаться в систему ухищрений, направленных на то, чтобы закрепить, удержать молодежь в плохих условиях профессионального обучения и труда. Пусть тот, кто плохо организует производство, остается без притока свежих трудовых ресурсов. Но эту простую истину организаторы производства воспринимают плохо.

8. Противоречие между объективными требованиями исторически сложившихся трудовых постов, должностей, профессии и сложившимися у людей стойкими личными качествами. Речь идет не о «внутри субъектном» противоречии, охарактеризованном несколько выше, а о том, что у людей в принципе нет (не может быть) изначальной пригодности к тем или иным видам деятельности. Профессии формируются в обществе, конечно, не без учета реально существующих человеческих возможностей.

Понятно, что по причинам морального, юридического, психолого-педагогического характера указанные выше противоречия нельзя устранять административными путями. Некоторые из этих противоречий являются предметом преимущественного внимания педагогов, психологов, врачей, организаторов образования и науки, некоторые - областью преимущественной компетенции организаторов производства, экономистов, социологов, специалистов по управлению социальными процессами.

Для преодоления некоторых из названных противоречий достаточно эффективны, как легко понять, массовые, «безличные» методы, такие как организованный набор работников, общественные призывы к молодежи от имени авторитетных структур, органов общественного управления, использование средств рекламы и пр. Тем не менее такого рода мероприятия не снимают полностью фактор стихийности в рассматриваемой предметной области. Ведь прежде чем откликнуться на призыв или рекламную информацию о профессиональном учебном заведении, девушка или юноша должны сделать выбор рода занятий, профессии так, чтобы в результате этого выбора можно было ожидать и удовлетворенность трудом, и успех при минимуме потерь нервного и соматического здоровья. А для этого уже необходимо компетентное индивидуальное руководство выбором профессии, проектированием будущего профессионального жизненного пути в отношении каждого подрастающего члена общества - каждого персонально! Любой учитель средних и старших классов школы логикой своего положения ставится в позицию индивидуального профконсультанта. Учащиеся могут обращаться к нему за советом, ждут совета по важному для них вопросу «Кем быть?». [2]

Прежде чем оказывать учащемуся помощь в самоопределении, оказывать на него какое-то полезное, как кажется педагогу, влияние, надо разобраться в данной индивидуальной ситуации развития. Старая истина: «Не зная броду, не суйся в воду». Нет ничего легче и нет в данном контексте ничего хуже, чем реализовать педагогические воздействия, опираясь лишь на абстрактное знание об объекте и на общие схемы решения педагогических задач. [1]

Библиография

  1. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: - Воспитательная концепция профессиональной ориентации. / А. Е. Голомшток. - М.: 1979.

  2. Левиева, С. Н. Мир профессий. / С. Н. Левиева. - М.: Молодая гвардия, 1985.


© 2010-2022