Статья: «Роль самооценки в обучении и воспитании в младшем школьном возрасте»

В реальной жизни  ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться: договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы п... Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде, вследствие чего, у детей, не находящих общий язык с одноклассниками, появляется неадекватная самооценка. Совместная деятельность младших школьников создаёт благоприятные условия развития навыков взаимодействия,  для навыков самоанализа и самооценки. Из   наблюдений и педагогической  практически выявила: что при организации работы в парах, и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение, а также есть дети, которые стесняются высказывать своё мнение при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные в себе ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, при необходимости им...          В практической   педагогической деятельности важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение одноклассников. Неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Младшие школьники, особенно дети с ЗПР   очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Именно в групп...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ж.А.Турсунова

педагог-психолог КГУ «Школа-интернат для детей с задержкой психического развития»

г.Караганда



Роль самооценки в обучении и воспитании в младшем школьном возрасте.



«Оценка, наиболее активно усваивается детьми не в ситуации совместной деятельности со взрослыми, а при взаимодействии со сверстниками»

(Г.А. Цукерман).



В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться: договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения.[1]

Проблема несформированности межличностных отношений - одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом - основные причины конфликтов в детской среде, вследствие чего, у детей, не находящих общий язык с одноклассниками, появляется неадекватная самооценка.

Совместная деятельность младших школьников создаёт благоприятные условия развития навыков взаимодействия, для навыков самоанализа и самооценки. Из наблюдений и педагогической практически выявила: что при организации работы в парах, и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение, а также есть дети, которые стесняются высказывать своё мнение при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные в себе ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, при необходимости им объяснят и помогут. Этот факт свидетельствует о том, что младшие школьники хотят открыться однокласснику в совместной работе, прежде всего с положительной стороны: показать свои знания, умения, возможности, проявить свою доброжелательность и заинтересованность в учебных успехах одноклассников. В совместной деятельности зажатые дети раскрепощаются, у них появляется уверенность в собственных силах, тем самым повышается самооценка.

В практической педагогической деятельности важно также помочь ребенку проявить себя - осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение одноклассников. Неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Младшие школьники, особенно дети с ЗПР очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Именно в групповой деятельности дети могут проявить свои способности. Любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Для развития самооценки, необходимо создавать условия для совместной деятельности обучающихся с ЗПР на уроках и во внеурочное время, опираясь на следующие принципы:

  • обучение в деятельности;

  • предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности;

  • обеспечение позитивного опыта деятельности;

  • работа педагога в стиле сотрудничества;

  • приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы;

Развитие самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Решающее влияние на развитие самооценки оказывают два фактора:

  • отношение окружающих;

  • осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

В условиях развития самооценки благодаря совместной деятельности каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей. Учащиеся становятся - творческие, активные, коммуникабельные, общительны, свободно высказывают свою точку зрения по различным вопросам, но при этом уважают мнение других, умеют вести диалог. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству. Результаты психологической диагностики показывают увеличение обучающихся с адекватной самооценкой.

Примеры некоторых групповых игр, а также упражнений, направленных на повышение самооценки ребенка. Игры:«Похвалилки», «За что меня любит мама»,упражнение "Мой портрет в лучах солнца",упражнение «Ладошки»

«Лесенка» имеет два варианта.

Правила повышения самооценки.

Памятка

  • Каждый день узнавайте новое, делайте что-нибудь то, что никогда раньше не делали.

  • Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях.

  • Если вам что-то непонятно, не бойтесь задать вопрос собеседнику.

  • Вечное недовольство всем и вся, любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма.

  • Сравнивайте только себя с самим собой.

  • Никогда не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление.

  • И главное - нужно действовать решительно, помня лишь о стоящей впереди цели.

Список литературы

1. Н. Слободянник «Уроки общения для младших школьников» М.1999 г

2. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций).2009

3. Сологубов Е.Г., Кожевникова В.Т Некоторые аспекты полисенсорного воздействия на оргнаизм человека в условиях сенсорной комнаты. М:ООО Фирма «Вариат», 2001

4. Михайлов А.Н., Платонова Н.В., Соловьева А.А Методические рекомендации по применению сенсорной комнаты в комплексной реабилитации детей, подвергшихся насилию. М:ООО Фирма «Вариат», 2001.

.





Спи

© 2010-2022