- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи в начальной школе
Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи в начальной школе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева О.А. |
Дата | 08.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи в начальной школе.
Педагог -психолог МБОУ «Сакмарская СОШ»
Николаева Ольга Александровна
с.Сакмара, Сакмарский район, Оренбургская область
2015г
Обоснование актуальности.
Развитие любого ребенка - важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.
Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблемами в развитии. Люди, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества.
Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский. Ученый утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются осуществление компенсации недостатков путем активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. [3]
Самую многочисленную группу, согласно статистическим данным последних лет, составляют дети с отклонением в речевом развитии. Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания психолого-педагогической помощи детям.
Выготский Л. С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. [5]
Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.
Дети с нарушениями речи занимаются в общеобразовательных учреждениях, поэтому от общества требуется особое толерантное отношение к данной категории детей.
Именно инклюзивное образование подразумевает
- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
- стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении (выигрывают все дети, а не только дети с ОВЗ).
- процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных организациях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребенка и максимального раскрытия его потенциала. [8]
Цель индивидуальной программы сопровождения ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка, обеспечение коррекции недостатков в развитии.
Практическая значимость заключается в том, что данную программу можно использовать как психологам, так и педагогам общеобразовательных и дополнительных учреждений в работе с детьми с ОНР.
Пример психолого-педагогической характеристики ребенка с ОНР в начальной школе.
Людмила учится в общеобразовательной школе во 2 классе. 1.09.2013 года была зачислена в 1 класс в возрасте 6 лет 10 месяцев и обучалась по программе «Школа России».
Заключение ПМПк: «Недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала общеобразовательной программы. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи III уровня.
Семья ребенка состоит из четырех человек. Мать, Роза, 40 лет, не работает, сестра Софья, 1 год, отец Рамазан работает строителем. Семья проживает в частном доме, социально-бытовые условия удовлетворительные, материальное положение удовлетворительное. Режим дня ребенка в основном соблюдается. Учащаяся не посещает внеурочные занятия. Пропуски занятий по неуважительным причинам отсутствуют. Вопросами воспитания и развития в семье занимаются папа и мама.
По результатам школьного обследования адаптации обучающихся 2 класса к учебно-воспитательному процессу было выявлено, что у Людмилы недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала.
У Людмилы нарушены звукопроизношение и фонематический слух, допускает ошибки в согласовании в роде, числе, падеже. Словарный запас недостаточный. Свободно пользуется короткими простыми предложениями. Составляет описательные и сюжетные рассказы по вопросам взрослого. Речь тихая, монотонная, неэмоциональная.
Внешний вид у девочки опрятный. Со сверстниками малообщительна. Познавательная мотивация развита недостаточно. В меру переживает за свои поступки, поведение: на критические замечания реагирует по-разному: на занятиях - адекватно.
Отмечается задержанная переключаемость движений, медлительна.
Слабо развита мелкая моторика рук. Ведущая рука правая.
У Людмилы недостаточно полный объем знаний и представлений об окружающем мире. Познавательная деятельность на низком уровне. Учащаяся знает сведения о себе, понимает родственные связи. Родителей, бабушек, дедушек знает и называет по именам. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Испытывает сложности при овладении программным материалом.
Наблюдается низкая активность внимания, его объем несколько отличается от возрастной нормы; повышенная утомляемость влияет на снижение концентрации внимания в конце занятия. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание.
Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Эмоции ярко не выражены. Реакция на одобрение и замечания адекватная. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры. У ребенка энурез. Людмила отзывчива на просьбу взрослого, помогает учителю.
Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОНР в начальной школе.
Цель индивидуальной программы сопровождения ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка, обеспечение коррекции недостатков в развитии.
Задачи:
-познавательное развитие: сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие психических функций (внимание, память, мышление).
-социально-эмоциональное развитие: развитие личности, умения взаимодействовать с окружающими людьми, эмоциональное развитие и соблюдение норм поведения в обществе.
-развитие деятельности: формирование навыков предметно-манипулятивной и игровой деятельности, развитие мелкой моторики, формирование элементов продуктивных видов детской деятельности (рисование, конструирование и пр.).
-Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в классе, при общении с детьми, педагогическим персоналом.
-Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
-Повышение психологической компетентности педагогов, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Ожидаемые результаты:
-Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации;
-Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
-Развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способность осознать и выразить словами собственные действия, мысли, чувства, развитие коммуникативных навыков, успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Принципы работы:
-
Гуманизация
-
Системный подход
-
Комплексный подход
-
Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
-
Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Используются разнообразные формы: тесты, тренинги, индивидуальные беседы с педагогом; спонтанные коллективные ЛЕГО - игры; самостоятельное конструирование и конструирование совместно с педагогом по замыслу, по схемам, по чертежам.
Срок реализации индивидуальной программы 1 год.
Ресурсы: учебная литература, игровой материал, дидактический материал, направленный на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей школьного возраста, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.
Психологическая диагностика проводится с целью:
-определения актуального уровня развития ребенка,
-его соответствия возрасту,
-выявления личностных особенностей ребенка;
-вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.
Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития ребенка.
Основные направления психологической диагностики
Начинается диагностическое обследование с анализа следующих моментов:
внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность); контактность; проявление инициативы; усидчивость (или расторможенность) интерес к обследованию; работоспособность и темп.
Познавательная сфера
-Мышление.
наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление).
логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
-Память: кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.
-Восприятие: формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств.
-Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Эмоционально-личностная сфера: эмоциональный комфорт в школе, симптомы психосоматики, повышенная тревожность, проявления агрессивности, страхи.
Коммуникативная сфера: статус в классе, коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
Основными способами получения психологической информации при психодиагностическом обследовании является: психологические тесты и интервью; диагностические интервью; наблюдения поведения ребенка в разных видах деятельности; метод экспертных оценок; изучение продуктов деятельности детей; проективные методы; экспериментальные методы.
Психологическая коррекция и развитие.
Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с ребенком с нарушениями речи.
Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией МБОУ в следующих формах: индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах); тренинговые занятия с педагогами; тематические занятия с родителями.
В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
развитие познавательной активности ребенка;
развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
развитие словаря, устной монологической речи ребенка в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
психокоррекция поведения ребенка;
формирование навыков общения, правильного поведения.
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие графических навыков.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной и слуховой памяти;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие внимания;
Развитие основных мыслительных операций:
навыков анализа и синтеза;
навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
умения работать по инструкции, алгоритму;
умения планировать деятельность.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно - развивающего воздействия: предметно-манипулятивные; двигательно-экспрессивные; изобразительно-графические;
музыкально-ритмические; вербально-коммуникативные.
При организации коррекционно-развивающих занятий с ребенком с нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно - развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить ребенку субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия ребенком учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)
Занятия проводятся систематически 1 - 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Большое внимание на занятиях уделяется мелкой моторике рук, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Тренинги проводятся 1 раз в 2 недели на такие темы как «Толерантность», «Азбука общения», «Я и моя семья», «Я и здоровый образ жизни» и т.д.
Работа педагога-психолога с педагогами
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Приоритетные задачи:
Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы ребенка с нарушениями речи;
Обучить адекватным способам общения с детьми с нарушениями в развитии познавательных процессов, речи и поведения.
Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в классе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;
Применяются следующие формы работы с педагогами:
Индивидуальные и групповые консультации.
Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, педсоветов,
Семинары-практикумы, тренинги, лекции, беседы и пр.
Важным условием эффективной работы программы является участие педагога - психолога в планировании педагогического процесса, в том числе в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог помогает подобрать игры и упражнения, а так же оказать помощь в их проведении.
Рекомендации педагогам:
-
Создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
-
Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся;
-
Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям;
-
При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ОНР;
-
Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
-
Зная особенности детей с ОНР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).
-
Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;
-
Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни;
-
Всегда и во всем уметь до конца доводить начатую с ребенком работу, проявлять настойчивость.
Работа педагога-психолога с родителями
Достижение целей и решение задач коррекционно-развивающей работы педагога-психолога предполагает самое активное участие родителей.
При реализации индивидуальной программы развития ребенка с нарушениями речи основными задачами работы педагога-психолога с родителями являются:
Установление партнерских отношений с семьей ребенка, объединение усилий для развития и воспитания ребенка; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При организации взаимодействия с родителями неукоснительно соблюдаются следующие правила:
проявлять доброжелательное отношение к родителям и ребенку, с уважением относиться к мнению родителей, их опыту, не допускать оценочных суждений как со своей стороны, так и со стороны родителей по отношению друг к другу;
описывать психологические феномены доступным, понятным языком, избегая употребления профессиональной терминологии;
следовать принципу конфиденциальности, не предоставляя посторонним людям никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и т.д.
акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.
Формы работы педагога-психолога с родителями
Психологическое просвещение через «Уголок психолога», информационные стенды, папки - передвижки.
Индивидуальные и семейные консультации для родителей.
Выступления на родительских собраниях.
Проведение занятия школы «Психология - родителям» совместно с учителем - логопедом.
Рекомендации родителям:
-
Необходимо сотрудничать с различными специалистами, занимающимися проблемами ОНР у детей (логопед, психолог);
-
Обратить внимание на низкую самооценку ребенка;
-
Необходимо закреплять изученный материал дома
-
Общаться (по возможности) с родителями, у которых детишки с подобными проблемами.
Развивающие игры и упражнения для детей с ОНР для педагогов и родителей.
Психический процесс
Рекомендуемые игры
Мышление
Наглядно - образное.
- Игры обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова).
Игры - классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки) с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам - форма, цвет, величина; игра «Разложи на две группы» - разложить без пояснений, карточки с изображением. Игры на выделение - дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику»
Логическое.
- игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоционального состояния героев, присвоение им имен. Логические игры «Продолжи ряд».
Внимание
- Сравнение композиций (поиск одинаковых рисунков, нахождение различий).
- Нахождение одинаковых по форме деталей.
- Анализ незавершенных конструкций, дополнение подходящими деталями.
- Подбор элементов по цвету, в заданной последовательности.
- Сличение цветов на образцах с цветовой гаммой рисунков.
- Сопоставление геометрических форм, мысленное приложение выбранной фигуры.
- Анализ состава построек и подбор аналогичного комплекта из деталей.
- Мысленное реконструирование образцов, подбор соответствующего комплекта геометрических фигур.
- «Спутанные линии»
- Неоконченные фразы, которые нужно закончить.
Память
- Запоминаем небольшие стихотворения, тексты.
- Игры на запоминание карточек - картинок.
- игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и припоминание потом по ним слов.
Восприятие
- Игра на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?»
- Игры - опознания «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки».
Мелкая моторика
- Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы по возрасту.
- Игры с мелкими предметами, конструктором.
- Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв.
- Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с груцкими орехами, су - джоками, пуговицами.
- Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка.
Таким образом, разработанная программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОНР позволяет создать психологические условий для нормального развития и успешного обучения ребенка, обеспечивает коррекцию недостатков в познавательном, социально-эмоциональном развитии ребенка. Способствует развитию навыков предметно-манипулятивной и игровой деятельности, развитию мелкой моторики.
Способствует повышению психологической компетентности педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с ОНР.
В процессе реализации адаптированной образовательной программы решались задачи восполнения пробелов в развитии ребенка, расширение его кругозора, обогащение чувственного опыта, формирование интеллектуальных умений на близком жизненному опыту ребёнка материале, обогащение словаря, что в совокупности с лечебно-оздоровительными мероприятиями и коррекционными занятиями позволило достичь положительной динамики в интеллектуальном и речевом развитии ребенка.
Таким образом, говоря словами Л.С. Выгодского «Только через активную организацию в школе ученик придет к умению войти в жизнь».
Использованная литература
1. Газман О.С. Новые ценности в образовании/ Газман О.С. - М., 2010 - с.23.
2. Гончарова Е.Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями/ Ганчарова Е.Л., Кукушкина О.И// Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2000 - № 1- с.42-26.
3. Гюнваль Ч. От «Школы для многих» к «Школе для всех»/ Гюнваль Ч.// Дефектология- 2006 - № 2- с.38-43.
4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. / Марцинковская Т.Д. - М., 1997. - с.176 .
5. Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования/ Малофеев, Н.Н. // Дефектология. - 2005. - № 5. - с. 3-18.
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии/ Мамайчук И.И. - С-Пб., 2012-с.192-199
7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии./ Мамайчук И.И. - С-Пб., 2010-с.87-101.
8. Алехина С.В. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / Алехина С.В. - МГППУ, 2013- с.334.
9. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И.В. - М., 2011- с.188.
10. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А.Панфилова. - М., 2000. - с. 160 .
11. Алехина С.В. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья /Алехина С.В, Кутепова Е.Н. - МГППУ, 2013- с.324 .
12. Чибисова, М.Ю. Психолог на родительском собрании. / М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. М.: Генезис, 2004. - с.136.