- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья «Профессиональная направленность личности студентов горно-промышленного колледжа»
Статья «Профессиональная направленность личности студентов горно-промышленного колледжа»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крысова Г.А. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Крысова Г.А., педагог-психолог
ГБОУ СПО СО «Качканарский горно-промышленный колледж»
Профессиональная направленность личности
студентов горно-промышленного колледжа
Аннотация. Статья посвящена изучению профессиональной направленности студентов горно-промышленного колледжа. Исследованы степень зрелости интересов и мотивы выбора профессии. Результаты исследования показали, что осознанность выбора профессии недостаточная, профессиональные намерения неустойчивы, преобладают внешние мотивы выбора профессии.
Ключевые слова: профессиональная направленность личности, профессиональный интерес, мотивы выбора профессии.
Выбор профессии - один из наиболее значимых жизненных выборов, поскольку содержание последнего определяет качество всей последующей жизни человека. Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы. Выбор профессионального пути, учебного заведения профессионального образования, последующее рациональное трудоустройство являются важными задачами, решаемыми подростками. Проблема осознанности выбора профессии наиболее актуальна.
Профессиональная направленность - это совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью [3].
Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и выступает «системообразующим» фактором личности будущего профессионала. Первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне.
В психолого-педагогических работах показано, что профессиональная направленность студентов существенно зависит от условий ее формирования и развития, которые заложены в специфике обучения [2]. Знание закономерностей влияния факторов учебной деятельности позволит решать задачи повышенного уровня профессиональной направленности личности студентов колледжа.
Цель исследования - изучение профессиональной направленности личности студентов 1 курса горно-промышленного колледжа.
Объект исследования - профессиональная направленность личности студентов горно-промышленного колледжа.
Задачи:
-
выявить степень зрелости интересов;
-
изучить мотивы выбора профессии.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в Качканарском горно-промышленном колледже. В качестве респондентов выступали 120 студентов 1 курса, из них юношей - 90 (75%), девушек - 30 (25%). Средний возраст выборки - 16,8 лет.
Методики исследования. 1) методика "Карта интересов" (автор О.Г.Филимонова) 2) анкета «Ориентация» 3) анкета «Выбор профессии».
Исследование по методике "Карта интересов" (автор О.Г.Филимонова) показало, что предпочтительные сферы деятельности студентов: физкультура, спорт (76,1%); военные специальности (59,3%); психология (57,3%); техника, механика (52,0%); информационные технологии (46,8%). Девушки предпочитают профессии, связанные с общением, обслуживанием людей, определяется склонность к работе с людьми. Юноши предпочитают технические профессии и имеют склонность к работе на производстве.
Анкета «Ориентация» предназначена для выявления наиболее привлекательных профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова: человек-человек (Ч-Ч), человек-техника (Ч-Т), человек-знаковая система (Ч-З), человек-художественный образ (Ч-Х), человек-природа (Ч-П), разделенных по признаку «характер труда» (исполнительские и творческие).
1. Хотят заниматься профессиональной деятельностью в следующих типах профессий.
Таблица 1 - результаты выбора типа профессий в области «Хочу»
Ч-Ч
Ч-Т
Ч-З
Ч-Х
Ч-П
кол-во уч-ся
%
кол-во уч-ся
%
кол-во уч-ся
%
кол-во уч-ся
%
кол-во уч-ся
%
7
7,0
66
66,0
1
1,0
17
17,0
9
9,0
2. Могут заниматься профессиональной деятельностью в следующих типах профессий.
Таблица 7 - результаты выбора типа профессий в области «Могу»
Ч-Ч
Ч-Т
Ч-З
Ч-Х
Ч-П
кол-во уч-ся
%
кол-во уч-ся
%
кол-во уч-ся
%
кол-во уч-ся
%
кол-во уч-ся
%
11
11%
44
44%
9
9%
15
15%
21
21,0
Большинство обучающихся хотят заниматься типом профессии «Человек-техника» (66%), но могут выполнять данную деятельность только 44%. У 17% обучающихся интересы лежат в области деятельности связанные с типом профессии «Человек-художественный образ», могут выполнять данную деятельность - 15%. В профессии «Человек-природа» хотят работать 9% учащихся, а могут выполнять работу в данном типе профессий 21%. Направленность на тип профессий «Ч-Т» преобладает в группах, где обучаются юноши, при этом у большинства нет расхождений между «Хочу» и «Могу», между характером труда. Для групп, где обучаются в основном девушки выявлено расхождение между получаемой и желаемой профессией, между «Хочу» и «Могу», а так же между характером труда.
Изучение мотивов выбора профессии школьниками (анкета «Выбор профессии») показало, что 65% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. У обучающихся преобладают внешние мотивы выбора профессии (высокая заработная плата, востребованность на рынке труда, социальная престижность). Большинство (70%) из них имеют перспективу своего желаемого будущего.
Выводы:
-
Выбор профессии в основном осуществлялся без учета своих интересов.
-
Профессиональные намерения неустойчивы, преобладают внешние мотивы выбора профессии.
-
У обучающихся невысокий уровень притязаний.
Итак, у большинства обучающихся имеется профессиональный план: выбрана профессия, продуманы пути ее получения и дальнейшая жизненная перспектива, но осознанность выбора профессии недостаточная, профессиональные намерения неустойчивы. Можно предположить, что это связано со многими социальными факторами: многообразием мира профессий и сложной ориентацией в нем, трудностью в выборе учебного заведения, зависимостью от решения родителей, неадекватностью самооценки и др.
Библиографический список
-
Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // СОЦИС, 2004. №2.
-
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика:учеб.пособ.для высшей школы. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2004. - 192 с. (с. 107-112).
-
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996. - с.225.