Статья «Профессиональная направленность личности студентов горно-промышленного колледжа»

Статья «Профессиональная направленность личности студентов горно-промышленного колледжа» посвящена изучению профессиональной направленности студентов колледжа. В ней исследованы степень зрелости интересов и мотивы выбора профессии. Результаты исследования показали, что осознанность выбора профессии недостаточная, профессиональные намерения неустойчивы, преобладают внешние мотивы выбора профессии.Ключевые слова: профессиональная направленность личности, профессиональный интерес, мотивы выбора про...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крысова Г.А., педагог-психолог

ГБОУ СПО СО «Качканарский горно-промышленный колледж»


Профессиональная направленность личности

студентов горно-промышленного колледжа

Аннотация. Статья посвящена изучению профессиональной направленности студентов горно-промышленного колледжа. Исследованы степень зрелости интересов и мотивы выбора профессии. Результаты исследования показали, что осознанность выбора профессии недостаточная, профессиональные намерения неустойчивы, преобладают внешние мотивы выбора профессии.

Ключевые слова: профессиональная направленность личности, профессиональный интерес, мотивы выбора профессии.

Выбор профессии - один из наиболее значимых жизненных выборов, поскольку содержание последнего определяет качество всей последующей жизни человека. Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы. Выбор профессионального пути, учебного заведения профессионального образования, последующее рациональное трудоустройство являются важными задачами, решаемыми подростками. Проблема осознанности выбора профессии наиболее актуальна.

Профессиональная направленность - это совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью [3].

Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и выступает «системообразующим» фактором личности будущего профессионала. Первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне.

В психолого-педагогических работах показано, что профессиональная направленность студентов существенно зависит от условий ее формирования и развития, которые заложены в специфике обучения [2]. Знание закономерностей влияния факторов учебной деятельности позволит решать задачи повышенного уровня профессиональной направленности личности студентов колледжа.

Цель исследования - изучение профессиональной направленности личности студентов 1 курса горно-промышленного колледжа.

Объект исследования - профессиональная направленность личности студентов горно-промышленного колледжа.

Задачи:

  • выявить степень зрелости интересов;

  • изучить мотивы выбора профессии.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в Качканарском горно-промышленном колледже. В качестве респондентов выступали 120 студентов 1 курса, из них юношей - 90 (75%), девушек - 30 (25%). Средний возраст выборки - 16,8 лет.

Методики исследования. 1) методика "Карта интересов" (автор О.Г.Филимонова) 2) анкета «Ориентация» 3) анкета «Выбор профессии».

Исследование по методике "Карта интересов" (автор О.Г.Филимонова) показало, что предпочтительные сферы деятельности студентов: физкультура, спорт (76,1%); военные специальности (59,3%); психология (57,3%); техника, механика (52,0%); информационные технологии (46,8%). Девушки предпочитают профессии, связанные с общением, обслуживанием людей, определяется склонность к работе с людьми. Юноши предпочитают технические профессии и имеют склонность к работе на производстве.

Анкета «Ориентация» предназначена для выявления наиболее привлекательных профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова: человек-человек (Ч-Ч), человек-техника (Ч-Т), человек-знаковая система (Ч-З), человек-художественный образ (Ч-Х), человек-природа (Ч-П), разделенных по признаку «характер труда» (исполнительские и творческие).

1. Хотят заниматься профессиональной деятельностью в следующих типах профессий.

Таблица 1 - результаты выбора типа профессий в области «Хочу»

Ч-Ч

Ч-Т

Ч-З

Ч-Х

Ч-П

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

7

7,0

66

66,0

1

1,0

17

17,0

9

9,0

2. Могут заниматься профессиональной деятельностью в следующих типах профессий.

Таблица 7 - результаты выбора типа профессий в области «Могу»

Ч-Ч

Ч-Т

Ч-З

Ч-Х

Ч-П

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

11

11%

44

44%

9

9%

15

15%

21

21,0

Большинство обучающихся хотят заниматься типом профессии «Человек-техника» (66%), но могут выполнять данную деятельность только 44%. У 17% обучающихся интересы лежат в области деятельности связанные с типом профессии «Человек-художественный образ», могут выполнять данную деятельность - 15%. В профессии «Человек-природа» хотят работать 9% учащихся, а могут выполнять работу в данном типе профессий 21%. Направленность на тип профессий «Ч-Т» преобладает в группах, где обучаются юноши, при этом у большинства нет расхождений между «Хочу» и «Могу», между характером труда. Для групп, где обучаются в основном девушки выявлено расхождение между получаемой и желаемой профессией, между «Хочу» и «Могу», а так же между характером труда.

Изучение мотивов выбора профессии школьниками (анкета «Выбор профессии») показало, что 65% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. У обучающихся преобладают внешние мотивы выбора профессии (высокая заработная плата, востребованность на рынке труда, социальная престижность). Большинство (70%) из них имеют перспективу своего желаемого будущего.

Выводы:

  • Выбор профессии в основном осуществлялся без учета своих интересов.

  • Профессиональные намерения неустойчивы, преобладают внешние мотивы выбора профессии.

  • У обучающихся невысокий уровень притязаний.

Итак, у большинства обучающихся имеется профессиональный план: выбрана профессия, продуманы пути ее получения и дальнейшая жизненная перспектива, но осознанность выбора профессии недостаточная, профессиональные намерения неустойчивы. Можно предположить, что это связано со многими социальными факторами: многообразием мира профессий и сложной ориентацией в нем, трудностью в выборе учебного заведения, зависимостью от решения родителей, неадекватностью самооценки и др.

Библиографический список

  1. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // СОЦИС, 2004. №2.

  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика:учеб.пособ.для высшей школы. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2004. - 192 с. (с. 107-112).

  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996. - с.225.



© 2010-2022