Статья на тему Агрессивность среди подростков

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Агрессивность среди подростков.

Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех возрастов, так как он представляет собой период становления личности. В данном возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к другим, к обществу и пр., стабилизируются черты характера и основные формы моделей поведения.

Агрессивность вообще, понимается, как склонность действовать враждебно по отношению к чему либо. Агрессивность в поведении подростков может быть обусловлена социальными и личностными причинами. Вот некоторые из них:

  • отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития;

  • социально-педагогическая запущенность, отсутствие позитивного опыта во взаимодействии с окружающими, преобладание негативных стереотипов поведения;

  • психологический дискомфорт, обусловленный неблагополучием внутрисемейных отношений, систематическими учебными неуспехами, не складывающимися отношениями со сверстниками;

  • отсутствие условий для адекватного самовыражения, социально-приемлемого проявления внешней и внутренней активности; неорганизованный досуг, несформированность позитивных социальных и личных жизненных целей;

  • безнадзорность, формирование отрицательных моделей поведения под воздействием внешних факторов, и, развивающаяся вследствие этого, социально-психологическая дезадаптация, смещение личностных и социальных ценностей в негативном направлении и пр.

По мнению большинства исследователей влияния внешних факторов на формирование отрицательных моделей поведения подростков причинами этого являются:

  1. Процессы, происходящие в обществе. А именно:

  • отсутствие чёткой позитивной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

  • несовершенство Российского законодательства и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступного поведения;

  • безработица;

  • отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей;

  • разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения - различные детские и юношеские клубы, объединения и пр.

  • пропаганда жестокости и насилия средствами массовой информации;

  • отсутствие систематической своевременной диспансеризации детей, позволяющей выявлять нарушения здоровья и развития на ранней стадии и оказание своевременной квалифицированной помощи по итогам диспансеризации.

  • Доступность алкогольной, наркотической продукции, табачных изделий.

  1. Атмосфера семьи, её форма, состояние:

  • неполная семья;

  • материальное положение;

  • низкий социально-культурный уровень членов семьи;

  • отсутствие положительных семейных традиций;

  • стиль семейного воспитания;

  • отрицание самоценности ребёнка;

  • процесс удовлетворения потребностей детей в семье;

  • пагубные пристрастия родителей, других членов семьи;

  • отсутствие контроля детей (окружения, поведения, досуговой деятельности и т д.) членами семьи и пр.

  1. Выявление факторов риска , порождённых внутришкольной жизнью:

  • несовершенство организации управления процессами школьного обучения и воспитания;

  • профессиональная несостоятельность и профессиональные деформации педагогов школы, отсутствие объективного подхода к оценке знаний учащихся;

  • внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров, непонимание, чему и как учить;

  • отсутствие учебной мотивации, либо низкий уровень учебной мотивации учащихся на разных этапах школьного обучения.

Даже при, в целом, благоприятных внешних условиях, нет 100% гарантии того, что в них будет происходить успешный процесс формирования гармонично развитой личности. Такие внутренние факторы, как: ощущение ребёнком собственной незначимости, ненужности, низкая самооценка, недостаточные самоконтроль и самодисциплина, неприятие социальных норм и ценностей, недостаточный уровень сформированности умений принимать решения, адекватные ситуации, недостаточный уровень сформированности умений выражать свои чувства и эмоции в социально-приемлемой форме и пр., всё это будет являться предпосылками агрессивного поведения детей.

В связи с вышесказанным, предупреждение агрессивного поведения сводится к следующему. Детей, склонных к агрессивному поведению необходимо обучать способам построения бесконфликтного диалога и формировать у них навыки конструктивного общения. Так же, формировать толерантное отношение к окружающим и социально приемлемые модели поведения в социуме. Кроме того, способствовать созданию условий, для формирования гармонично развитой личности.

Со стороны школы, работа по предупреждению агрессивного поведения среди учащихся, кроме вышеперечисленного, может включать следующие направления:

  1. Выявление детей, склонных к проявлению агрессии, а так же причин, провоцирующих их на это.

  2. Анализ результатов работы по профилактике агрессивного поведения, выявление и предотвращение причин, препятствующих положительным результатам работы в этом направлении.

  3. Работа с педагогами школы, родителями, и лицами, их заменяющими, в рамках предупреждения и коррекции агрессивного поведения среди учащихся. А именно: повышение квалификации педагогов, в аспекте владения различными психотехническим приёмами и методами, направленными на формирование адекватного поведения, создание на базе учебного учреждения «Школы для родителей», различных клубов для родителей и лиц, их заменяющих, с целью повысить уровень их грамотности в этом направлении.

  4. Создание в школе условий, которые будут оберегать учащихся от негативного влияния внешних факторов, имеющих место в семье, либо другом окружении ребёнка вне дома и школы. В процессе работы над профилактикой и коррекцией агрессивного поведения необходимо привлечение таких специалистов, как психологи, социальные педагоги, представители правоохранительных органов и т.д. Комплексное грамотное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса, в том числе и родителей, будет препятствовать формированию агрессивных тенденций у учащихся, а так же способствовать их дальнейшему духовному росту и всестороннему развитию.

Список литературы:

  1. Большой толковый психологический словарь Москва 2001

  2. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений Н.Ю. Синягина Москва 2001


© 2010-2022