- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья на тему Агрессивность среди подростков
Статья на тему Агрессивность среди подростков
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Дьячкова Г.В. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Агрессивность среди подростков.
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех возрастов, так как он представляет собой период становления личности. В данном возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к другим, к обществу и пр., стабилизируются черты характера и основные формы моделей поведения.
Агрессивность вообще, понимается, как склонность действовать враждебно по отношению к чему либо. Агрессивность в поведении подростков может быть обусловлена социальными и личностными причинами. Вот некоторые из них:
-
отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития;
-
социально-педагогическая запущенность, отсутствие позитивного опыта во взаимодействии с окружающими, преобладание негативных стереотипов поведения;
-
психологический дискомфорт, обусловленный неблагополучием внутрисемейных отношений, систематическими учебными неуспехами, не складывающимися отношениями со сверстниками;
-
отсутствие условий для адекватного самовыражения, социально-приемлемого проявления внешней и внутренней активности; неорганизованный досуг, несформированность позитивных социальных и личных жизненных целей;
-
безнадзорность, формирование отрицательных моделей поведения под воздействием внешних факторов, и, развивающаяся вследствие этого, социально-психологическая дезадаптация, смещение личностных и социальных ценностей в негативном направлении и пр.
По мнению большинства исследователей влияния внешних факторов на формирование отрицательных моделей поведения подростков причинами этого являются:
-
Процессы, происходящие в обществе. А именно:
-
отсутствие чёткой позитивной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
-
несовершенство Российского законодательства и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступного поведения;
-
безработица;
-
отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей;
-
разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения - различные детские и юношеские клубы, объединения и пр.
-
пропаганда жестокости и насилия средствами массовой информации;
-
отсутствие систематической своевременной диспансеризации детей, позволяющей выявлять нарушения здоровья и развития на ранней стадии и оказание своевременной квалифицированной помощи по итогам диспансеризации.
-
Доступность алкогольной, наркотической продукции, табачных изделий.
-
Атмосфера семьи, её форма, состояние:
-
неполная семья;
-
материальное положение;
-
низкий социально-культурный уровень членов семьи;
-
отсутствие положительных семейных традиций;
-
стиль семейного воспитания;
-
отрицание самоценности ребёнка;
-
процесс удовлетворения потребностей детей в семье;
-
пагубные пристрастия родителей, других членов семьи;
-
отсутствие контроля детей (окружения, поведения, досуговой деятельности и т д.) членами семьи и пр.
-
Выявление факторов риска , порождённых внутришкольной жизнью:
-
несовершенство организации управления процессами школьного обучения и воспитания;
-
профессиональная несостоятельность и профессиональные деформации педагогов школы, отсутствие объективного подхода к оценке знаний учащихся;
-
внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров, непонимание, чему и как учить;
-
отсутствие учебной мотивации, либо низкий уровень учебной мотивации учащихся на разных этапах школьного обучения.
Даже при, в целом, благоприятных внешних условиях, нет 100% гарантии того, что в них будет происходить успешный процесс формирования гармонично развитой личности. Такие внутренние факторы, как: ощущение ребёнком собственной незначимости, ненужности, низкая самооценка, недостаточные самоконтроль и самодисциплина, неприятие социальных норм и ценностей, недостаточный уровень сформированности умений принимать решения, адекватные ситуации, недостаточный уровень сформированности умений выражать свои чувства и эмоции в социально-приемлемой форме и пр., всё это будет являться предпосылками агрессивного поведения детей.
В связи с вышесказанным, предупреждение агрессивного поведения сводится к следующему. Детей, склонных к агрессивному поведению необходимо обучать способам построения бесконфликтного диалога и формировать у них навыки конструктивного общения. Так же, формировать толерантное отношение к окружающим и социально приемлемые модели поведения в социуме. Кроме того, способствовать созданию условий, для формирования гармонично развитой личности.
Со стороны школы, работа по предупреждению агрессивного поведения среди учащихся, кроме вышеперечисленного, может включать следующие направления:
-
Выявление детей, склонных к проявлению агрессии, а так же причин, провоцирующих их на это.
-
Анализ результатов работы по профилактике агрессивного поведения, выявление и предотвращение причин, препятствующих положительным результатам работы в этом направлении.
-
Работа с педагогами школы, родителями, и лицами, их заменяющими, в рамках предупреждения и коррекции агрессивного поведения среди учащихся. А именно: повышение квалификации педагогов, в аспекте владения различными психотехническим приёмами и методами, направленными на формирование адекватного поведения, создание на базе учебного учреждения «Школы для родителей», различных клубов для родителей и лиц, их заменяющих, с целью повысить уровень их грамотности в этом направлении.
-
Создание в школе условий, которые будут оберегать учащихся от негативного влияния внешних факторов, имеющих место в семье, либо другом окружении ребёнка вне дома и школы. В процессе работы над профилактикой и коррекцией агрессивного поведения необходимо привлечение таких специалистов, как психологи, социальные педагоги, представители правоохранительных органов и т.д. Комплексное грамотное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса, в том числе и родителей, будет препятствовать формированию агрессивных тенденций у учащихся, а так же способствовать их дальнейшему духовному росту и всестороннему развитию.
Список литературы:
-
Большой толковый психологический словарь Москва 2001
-
Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений Н.Ю. Синягина Москва 2001