Психологический тренинг Я и мои социальные роли

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: 1. показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски.

2. определение дистанции и статусных отношений в конфликтных межличностных ситуациях.


Задачи:

  1. предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным;

  2. смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке;

  3. научиться принимать ответственность за нормативные нарушения;

  4. осознание мотивов индивидуального поведения;

  5. формирование навыка эмпатии;

  6. дать детям возможность испытать незнакомые чувства, воспринять новые мысли и идеи;

  7. дать обратную связь.

Приветствие.

В кругу каждый говорит приветствие и делает какой-либо жест. Затем взявшись за руки все хором «Добрый день!».

Разминка «Те у кого …»

«Те у кого …» например, карие глаза меняются местами.

Теперь перейдем к теме нашего занятия. Поговорим о социальных ролях их влиянии на наши взаимоотношения.

Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни. Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик.

Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть что о себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.

Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой - является окном в его сложный внутренний мир.

Групповая дискуссия

Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги. Например, подросток может иметь следующие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.

Выяснить - когда, зачем и в каких ситуациях человек надевает маски. Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «пофигиста», «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

«Играем роли»

Предложить ребятам примерить на себя маски различного поведения. И постараться вжиться в этот образ и играть его в ходе обсуждения (карточки с ролями).

Затем пусть ребята поделятся своими впечатлениями. Спросить у ребят, трудно ли было вжиться в роль? Играть ее?

Теперь вы понимаете, как трудно играть чужую роль, понять другого человека из-за этого не редко случаются конфликты. Иногда причиной этих конфликтов становится какой-либо проступок, нарушение.

В этих случаях нам трудно адекватно и беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину на себя и осознать свои переживания, а также принять точку зрения другого. Вам часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек.

Смена ролей помогает поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях - между ребенком и родителями, между ребенком и учителем, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей - добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение.

Мозговой штурм

Ребятам предлагается ответить на вопрос: Как мы себя ведем, если что-то нарушаем? Какие бывают последствия в сложившейся ситуации? Например: не разрешают гулять лишний час, не дают карманных денег, не пускают на дискотеку, ставят в угол, не доверяют больше ничего важного, обижаются, кричат, начинается разговор и «промывка мозгов».

Обсудить причины, по которым мы совершаем нарушения.

«Наденем маски»

Разбить ребят на группы. Задать темы конфликтных ситуаций.

  1. Вернулся домой позже, чем разрешили родители (2 группы по 3 человека).

  2. Родители пришли с работы, а ребенок не выполнил работу по дому (не вынес мусор, не помыл посуду, не убрался в комнате); (2 группы по 2 человека).

Проиграть ситуацию, в одном случае признать свою вину, в другом - пойти на конфликт.

Обсудить какой вариант развития событий встречается чаще? Как, по-вашему, должны завершаться такие ситуации? Как можно избежать таких ситуаций?

Выводы

Что нового вы узнали на нашем занятии? Какой сценарий решения проблемы вы предпочли бы в дальнейшем?

Вы поняли, что в конфликтных ситуациях бывает трудно контролировать свое поведение и переживание, что негативно влияет на выяснение отношений. Сумев принять на себя ответственность, нужно также уметь отстаивать свои права, не теряя при этом чувство собственного достоинства. Смена ролей помогает понять точку зрения другого. Теперь вы узнали, что эти роли можно снимать и одевать как маски в зависимости от ситуации от ситуации, но не забывайте при этом оставаться самим собой.

Вам понравилось наше занятие?

Теперь давайте попрощаемся.

В кругу каждый говорит слово прощания и делает какой-либо жест. Затем взявшись за руки все хором «До свидания!».

© 2010-2022