- Преподавателю
- Школьному психологу
- «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов»
«Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хворова О.В. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБС(К)ОУ "С(К)ОШ V вида"
Программа:
«Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов»
Исполнитель: Хворова О. В.
Педагог-психолог
Березники 2013
Пояснительная записка
Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения. Многие обучающиеся позволяют себе агрессивные выпады в адрес одноклассников, унижение личностного достоинства в ответ на асоциальное поведение ребенка, чем усугубляют ситуацию: обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь вызывает вербальную, косвенную и физическую агрессию на своих сверстников.
Поэтому программа разделена 5 на блоков:
-
Я и мои эмоции.
-
Какой я?
-
Как справиться с гневом?
-
Я и другие.
-
«Я стану добрее».
Цель коррекционной программы: Снижение уровня агрессивности, развивать умение обучающимися понимать свои эмоции и эмоции окружающих.
Задачи коррекционной программы:
- снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе у детей за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.
- переосмысление роли и позиции учителя, родителя и ребенка;
- выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
Предполагаемый результат: снизится уровень агрессии, выработается умение понимать эмоции.
Учебно - тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов.
Теор
Пр
Я и мои эмоции
7
1
Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах.
0,5
0,5
2
Тренинг выразительной мимики.
1
3
Эмоции и мимика
1
4
Мои эмоции.
0,5
0,5
5
Рисуем эмоции.
1
6
Музыка и эмоции.
0,5
0,5
7
Способы повышения настроения.
0,5
0,5
Какой я?
3
8
Психологический автопортрет.
1
9
Кто я?
1
10
Рисуем себя.
1
Как справиться с гневом?
6
11
В каких ситуациях мы испытываем гнев.
0,5
0,5
12
Способы выражения гнева.
1
13
Гнев и движения.
0,5
0,5
14
Рисование собственного гнева.
0,5
0,5
15
Осознание гнева через сенсорные каналы.
1
16
Управление собственным гневом.
1
Я и другие
7
17
Биография по фото.
1
18
Беседа «Кого мы называем добрым?»
1
19
Беседа «Кого мы называем вежливым?»
0,5
0,5
20
Я и моя семья
1
21
Конфликтные ситуации в семье
1
22
Я и мои одноклассники
1
23
Ролевая игра «Агрессор и жертва»
1
«Я стану добрее»
5
24
Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания
1
25
Игра «Мне в тебе нравится»
1
26
Игра «Кто симпатичнее»
1
27
Игра «Остров забияк»
1
28
Игра «Поссорились и помирились»
1
29
Итоговое занятие
0,5
0,5
Итого
29 часов
Программа рассчитана на 29 часов, 1 час в неделю. Занятия целесообразно проводить со всем классом, чтобы дети видели как положительный, так и отрицательный примеры.
Содержание программы
-
Раздел «Я и мои эмоции»
Цель: формирование представлений о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике.
-
Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, сообщение цели занятия, знакомство с картами-пиктограммами, упражнение в распознавании эмоций, работа с дневником настроений, итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
-
Тренинг выразительной мимики
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работу с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Мимическая гимнастика», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
-
Эмоции и мимика
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Угадай-ка!», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
-
Мои эмоции
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Волшебный мешок», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
-
Рисуем эмоции
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Сдвинь камень», выполнение рисунка, итог занятия, ритуал прощания.
-
Музыка и эмоции
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Сдвинь камень», прослушивание, описание настроения музыки, рисуем настроение музыки, итог занятия, ритуал прощания.
-
Способы повышения настроения
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Черепаха», беседа «Способы повышения настроения», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.
-
Раздел «Какой я?»
Цель: Оказание помощи в изучении собственного «Я»
-
Психологический автопортрет
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Черепаха», упражнение «Психологический автопортрет», итог занятия, ритуал прощания.
-
«Кто я?»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»), упражнение «Кто я?», итог занятия, ритуал прощания.
-
«Рисуем себя»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Рисуем себя», итог занятия, ритуал прощания.
-
Раздел «Как справиться с гневом?»
Цель: Ознакомление детей с понятием гнев
-
В каких ситуациях мы испытываем гнев
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение на релаксацию «Олени», беседа «В каких ситуациях вы сердитесь?», итог занятия, ритуал прощания.
-
Способы выражения гнев
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, развивающее упражнение «Скульптура» упражнения на разрядку гнева безопасным способом, итог занятия, ритуал прощания.
-
Гнев и движения
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Пружинки», упражнение на отреагирование гнева через движение, итог занятия, ритуал прощания.
-
Рисование собственного гнева
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, лепка гнева из пластилина, итог занятия, ритуал прощания.
-
Осознание гнева через сенсорные каналы
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение на релаксацию «Волшебный сон », упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы, итог занятия, итуал прощания.
-
Управление собственным гневом
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, ролевая игра «СТОП», итог занятия, ритуал прощания.
-
Раздел «Я и другие»
Цель: Научить понимать настроение и эмоции окружающих людей
-
Биография по фото
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, игра «Передай мяч», упражнение «Биография по фото», итог занятия, ритуал прощания.
-
Беседа «Кого мы называем добрым?»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Кулачки», беседа «Кого мы называем добрым?», итог занятия, ритуал прощания.
-
Беседа «Кого мы называем вежливым?»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, беседа «Кого мы называем вежливым?», сюжетно - ролевая игра «Больница», итог занятия, ритуал прощания.
-
Я и моя семья
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, беседа «Что значит любить родителей», итог занятия, ритуал прощания.
-
Конфликтные ситуации в семье
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, проигрывание ситуаций «взрослый-ребенок», итог занятия, ритуал прощания.
-
Я и мои одноклассники
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, проигрывание ситуаций «ребенок-ребенок», ритуал прощания.
-
Ролевая игра «Агрессор и жертва»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Кулачки», ролевая игра «Агрессор и жертва», итог занятия, ритуал прощания.
-
Раздел «Я стану добрее»
Цель: Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения
-
Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания.
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, мимическая гимнастика, упражнение «Горячий» стул», итог занятия, ритуал прощания.
-
Игра «Мне в тебе нравится..»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Мне в тебе нравится...», итог занятия, ритуал прощания.
-
Игра «Кто симпатичнее?»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Сдвинь камень», игра «Кто симпатичнее?», итог занятия, ритуал прощания.
-
Игра «Остров забияк»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Нехочуха», игра «Остров забияк», итог занятия, ритуал прощания.
-
Игра «Поссорились и помирились»
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Конкурс хвастунов», игра «Поссорились и помирились», итог занятия, ритуал прощания.
-
Раздел. Итоговое занятие
Занятие включает в себя: ритуал приветствия, групповой рисунок «Мир вокруг нас», ритуал прощания.
Ожидаемые результаты
Данная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья» позволит снизить уровень тревожности и повысить чувство уверенности в себе, за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. Программа закрепляет и дополняет знания обучающихся с ОВЗ о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, в изучении собственного «Я», понимании настроения и эмоций окружающих людей, в разрядке агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Программа ориентирована на подготовку соблюдения норм общественного поведения, овладение коммуникативными навыками, умение контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.
Целенаправленная работа по данной программе дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.
Список литературы
-
Бережкова Е.И. Агрессия. Причины, последствия и контроль.\ СПб.:Прайм-Еврознак, 2001
-
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.Р. Битянова - М.: Совершенство, 1998
-
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.Р. Битянова - СПб.: Питер, 2009
-
Дубровина И.В. Руководство практического психолога.\ И.В. Дубровина - М.: Академия, 1998
-
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе./ Р.В. Овчарова - М.: Сфера 1996
11