«Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов»

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения. Многие обучающиеся позволяют себе агрессивные выпады в адрес одноклассников, унижение личностного достоинства в ответ на ... Поэтому программа разделена 5 на блоков: 1.  Я и мои эмоции. 2.  Какой я? 3.  Как справиться с гневом? 4.  Я и другие. 5.  «Я стану добрее». Цель коррекционной программы:  Снижение уровня агрессивности, развивать умение обучающимися понимать свои эмоции и эмоции окружающих. Задачи коррекционной программы: – снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе у детей за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. – переосмысление роли и позиции учителя, родителя и ребенка; – выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; Предполагаемый результат: снизится уровень агрессии, выработается умение понимать эмоции.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБС(К)ОУ "С(К)ОШ V вида"










Программа:

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов»








Исполнитель: Хворова О. В.

Педагог-психолог













Березники 2013

Пояснительная записка

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения. Многие обучающиеся позволяют себе агрессивные выпады в адрес одноклассников, унижение личностного достоинства в ответ на асоциальное поведение ребенка, чем усугубляют ситуацию: обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь вызывает вербальную, косвенную и физическую агрессию на своих сверстников.

Поэтому программа разделена 5 на блоков:

  1. Я и мои эмоции.

  2. Какой я?

  3. Как справиться с гневом?

  4. Я и другие.

  5. «Я стану добрее».

Цель коррекционной программы: Снижение уровня агрессивности, развивать умение обучающимися понимать свои эмоции и эмоции окружающих.

Задачи коррекционной программы:

- снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе у детей за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.

- переосмысление роли и позиции учителя, родителя и ребенка;

- выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

Предполагаемый результат: снизится уровень агрессии, выработается умение понимать эмоции.

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов.

Теор

Пр

Я и мои эмоции

7

1

Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах.

0,5

0,5

2

Тренинг выразительной мимики.

1

3

Эмоции и мимика

1

4

Мои эмоции.

0,5

0,5

5

Рисуем эмоции.

1

6

Музыка и эмоции.

0,5

0,5

7

Способы повышения настроения.

0,5

0,5

Какой я?

3

8

Психологический автопортрет.

1

9

Кто я?

1

10

Рисуем себя.

1

Как справиться с гневом?

6

11

В каких ситуациях мы испытываем гнев.

0,5

0,5

12

Способы выражения гнева.

1

13

Гнев и движения.

0,5

0,5

14

Рисование собственного гнева.

0,5

0,5

15

Осознание гнева через сенсорные каналы.

1

16

Управление собственным гневом.

1

Я и другие

7

17

Биография по фото.

1

18

Беседа «Кого мы называем добрым?»

1

19

Беседа «Кого мы называем вежливым?»

0,5

0,5

20

Я и моя семья

1

21

Конфликтные ситуации в семье

1

22

Я и мои одноклассники

1

23

Ролевая игра «Агрессор и жертва»

1

«Я стану добрее»

5

24

Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания

1

25

Игра «Мне в тебе нравится»

1

26

Игра «Кто симпатичнее»

1

27

Игра «Остров забияк»

1

28

Игра «Поссорились и помирились»

1

29

Итоговое занятие

0,5

0,5

Итого

29 часов

Программа рассчитана на 29 часов, 1 час в неделю. Занятия целесообразно проводить со всем классом, чтобы дети видели как положительный, так и отрицательный примеры.

Содержание программы

  1. Раздел «Я и мои эмоции»

Цель: формирование представлений о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике.

  1. Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, сообщение цели занятия, знакомство с картами-пиктограммами, упражнение в распознавании эмоций, работа с дневником настроений, итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.

  1. Тренинг выразительной мимики

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работу с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Мимическая гимнастика», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.

  1. Эмоции и мимика

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Угадай-ка!», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.

  1. Мои эмоции

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Волшебный мешок», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.

  1. Рисуем эмоции

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Сдвинь камень», выполнение рисунка, итог занятия, ритуал прощания.

  1. Музыка и эмоции

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Сдвинь камень», прослушивание, описание настроения музыки, рисуем настроение музыки, итог занятия, ритуал прощания.


  1. Способы повышения настроения

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Черепаха», беседа «Способы повышения настроения», итог занятия, релаксационное упражнение, ритуал прощания.


  1. Раздел «Какой я?»

Цель: Оказание помощи в изучении собственного «Я»

  1. Психологический автопортрет

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Черепаха», упражнение «Психологический автопортрет», итог занятия, ритуал прощания.

  1. «Кто я?»

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»), упражнение «Кто я?», итог занятия, ритуал прощания.

  1. «Рисуем себя»

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Рисуем себя», итог занятия, ритуал прощания.


  1. Раздел «Как справиться с гневом?»

Цель: Ознакомление детей с понятием гнев

  1. В каких ситуациях мы испытываем гнев

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение на релаксацию «Олени», беседа «В каких ситуациях вы сердитесь?», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Способы выражения гнев

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, развивающее упражнение «Скульптура» упражнения на разрядку гнева безопасным способом, итог занятия, ритуал прощания.

  1. Гнев и движения

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Пружинки», упражнение на отреагирование гнева через движение, итог занятия, ритуал прощания.

  1. Рисование собственного гнева

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, лепка гнева из пластилина, итог занятия, ритуал прощания.

  1. Осознание гнева через сенсорные каналы

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение на релаксацию «Волшебный сон », упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы, итог занятия, итуал прощания.

  1. Управление собственным гневом

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, ролевая игра «СТОП», итог занятия, ритуал прощания.


  1. Раздел «Я и другие»

Цель: Научить понимать настроение и эмоции окружающих людей

  1. Биография по фото

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, игра «Передай мяч», упражнение «Биография по фото», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Беседа «Кого мы называем добрым?»

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Кулачки», беседа «Кого мы называем добрым?», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Беседа «Кого мы называем вежливым?»

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, беседа «Кого мы называем вежливым?», сюжетно - ролевая игра «Больница», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Я и моя семья

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, беседа «Что значит любить родителей», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Конфликтные ситуации в семье

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, проигрывание ситуаций «взрослый-ребенок», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Я и мои одноклассники

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, проигрывание ситуаций «ребенок-ребенок», ритуал прощания.

  1. Ролевая игра «Агрессор и жертва»

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Кулачки», ролевая игра «Агрессор и жертва», итог занятия, ритуал прощания.


  1. Раздел «Я стану добрее»

Цель: Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения

  1. Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания.

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, мимическая гимнастика, упражнение «Горячий» стул», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Игра «Мне в тебе нравится..»

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Апельсин», игра «Мне в тебе нравится...», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Игра «Кто симпатичнее?»

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, релаксационное упражнение «Сдвинь камень», игра «Кто симпатичнее?», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Игра «Остров забияк»

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Нехочуха», игра «Остров забияк», итог занятия, ритуал прощания.

  1. Игра «Поссорились и помирились»

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции, работа с дневником настроений, упражнение «Конкурс хвастунов», игра «Поссорились и помирились», итог занятия, ритуал прощания.


  1. Раздел. Итоговое занятие

Занятие включает в себя: ритуал приветствия, групповой рисунок «Мир вокруг нас», ритуал прощания.

Ожидаемые результаты

Данная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья» позволит снизить уровень тревожности и повысить чувство уверенности в себе, за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. Программа закрепляет и дополняет знания обучающихся с ОВЗ о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, в изучении собственного «Я», понимании настроения и эмоций окружающих людей, в разрядке агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Программа ориентирована на подготовку соблюдения норм общественного поведения, овладение коммуникативными навыками, умение контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.

Целенаправленная работа по данной программе дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.





Список литературы


  1. Бережкова Е.И. Агрессия. Причины, последствия и контроль.\ СПб.:Прайм-Еврознак, 2001

  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.Р. Битянова - М.: Совершенство, 1998

  3. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.Р. Битянова - СПб.: Питер, 2009

  4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога.\ И.В. Дубровина - М.: Академия, 1998

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе./ Р.В. Овчарова - М.: Сфера 1996







11



© 2010-2022