- Преподавателю
- Школьному психологу
- Зачем мне, учителю, знание психологии школьника
Зачем мне, учителю, знание психологии школьника
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грунина И.Г. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Зачем мне, учителю, знание психологии школьника».
Вы знаете мне по - прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,-
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя…
В нем будет мудрость талантливо дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель - профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Р. Рождественский
Школа - Учитель - Ученик - эти три понятия неразрывно связаны друг с другом и с моей профессией. Они сопровождают меня вот уже 23 года. За эти годы моей педагогической деятельности были удачи и поражения, взлеты и падения…
С возрастом мы пересматриваем свои жизненные ценности и вносим определенную корректировку в свою судьбу. Проработав, в школе два десятка лет я вдруг стала чувствовать потребность в новых знаниях, но каких не понимала. «Образование по существу своему не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого момента в нашей жизни, когда мы бы могли сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он решил для себя проблему образования» (С.И.Гессен). Личность учителя в образовании я понимаю, как носителя культуры, творческую индивидуальность, преемника педагогического опыта. Волею судьбы побывала на курсах по внедрению в образовательный процесс нового предмета «Самопознание». И в дальнейшем определила для себя новую цель- буду педагогом - психологом. На данном этапе развития общества недостаточно для воспитания и обучения поколения «NEXT» отлично владеть методикой преподавания предмета и обладать теоретическими знаниями, необходимы знания психологии ребенка. Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений. В сельских школах именно необходимо иметь педагога - психолога, так как в школу приходят дети с разным уровнем подготовки к обучению, сказывается отсутствие дошкольных учреждений, разными характерами, разными особенностями образа жизни семьи, их интересами, увлечениями. А требования выставленные программой обучения для всех едины. Как справиться со всеми проблемами, которые возникают не только детей, но и их родителей? Кто в этом поможет? Задача общеобразовательной школы воспитать не математика, не химика, не физика. А подготовить человека к жизни, в которой он может стать хорошим сыном, хозяином своего будущего дома, хорошим специалистом. Просто счастливым человеком, который верит в то, что он нужен и полезен обществу. Чаще всего учителя - предметники реализуют идею социальной мотивации обучения нанося ущерб нравственно- духовному мотиву образования. Личность современного педагога определяется высоким уровнем культуры. В школе провели анкетирование, было задано всего два вопроса:1) Какой учитель хороший и почему? 2) Какой учитель плохой и почему? Проанализировав ответы детей, получили следующие результаты: ученики предъявляют требования к таким профессиональным качествам учителя, как эрудиция, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать не готовые знания, а вместе с учениками спорит, размышляет и доходит до истины. Также хочется отметить, что в различных возрастных группах ученики не оставили без внимания и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый» не только лицом и одеждой, а именно душой и поступками, «модно и стильно одет », «улыбчивый», «обаятельный». Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, если педагог воспринимает ученика как личность со всеми его достоинствами и недостатками, то идет процесс общения на равных, что приводит к совместному сотрудничеству - сотрудничество это залог успешного воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. «Что мы учителя - вкладываем в своих учеников? А знаем ли мы себя? Кто мы? Какие мы? Мы призываем ученика к честности, а во всем ли честны мы? Мы учим ученика терпимости, а всегда ли терпимы сами? Мы объясняем различие между добром и злом, а знаем ли мы границы этих понятий? Всегда ли поступаем по справедливости? Давно ли заглядывали в глубину своей души и честно без прикрас оценивали себя?» (М.А.Федишина) Я думаю, если педагог может ответить на эти вопросы, то его призвание - служить детству. Быть Учителем трудно. И опыт приходит не сразу. Трудно? Да. Особенно сегодня… У В. Титова: «Одни говорят: я дышу - значит, существую, другие: я приношу пользу людям - значит живу. Первый надеется пожить, второй - испытать гордую радость от сознания, что он нужен людям». Так вот я знаю, что я нужна детям, которые ждут моего внимания, общения, совета, чувствую себя причастной к их жизни. Моё кредо: «Возьму своё сердце, зажгу его смело. Отдам его людям, чтоб ярче горело». Хочется закончить своё эссе такими словами:
«Вам, памятник, учителя,
Я высек бы
Из красного гранита
Установил бы на просторе
Большое человеческое сердце…» (А. Дусенбиев).
Это будет самый необычный и красивый памятник Учителям - Сердце, открытое навстречу всем нуждающимся в огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.