Технология психологического сопровождения первоклассников

Данный материал содержит технологию по психологическому сопровождению первоклассников в период адаптации. Охватывает всех субъектов образовательного пространства. Представлен в виде конкретных этапов работы, выделены методы и комплекс мероприятий. Работа по данной технологии, способствует улучшению адаптации первоклассников к новым условиям и оказывает развивающее воздействие. Технология позволяет по новому оценить и выстроить процесс социально-психологического сопровождения адаптационного перио...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Лысково Нижегородской обл.


Технология психологического сопровождения первоклассников

педагога -психолога

Тумановой Натальи Васильевны.









2014 год.




Схема взаимодействия психолога с субъектами образовательного пространства в ходе психологического сопровождения первоклассников.



Технология психологического сопровождения первоклассников.

Основные концептуальные положения:

  • Психологическое сопровождение первоклассников - направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения ( Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе).

  • Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители . (Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ.)

Важнейший принцип сопровождения - безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития.

Основная цель: помощь первоклассникам в адаптации к новой учебной деятельности.

Этапы работы:

0 этап. Май.

Мероприятия:

  • Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации

первоклассников. Психологическая готовность к школе».

Участники: родители будущих первоклассников.

Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности,

улучшение подготовки к школе.

Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.

Ответственные: психолог, завуч.нач.школы, учителя 1-х кл.

1 этап. Сентябрь.

Мероприятия:

  • Психологические игры на улучшение адаптации первоклассников.

Время и место проведения: 2 большая перемена, классная комната или рекреация.

Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл., учащиеся 9 «Б» кл-

члены волонтёрской бригады.

Ожидаемые результаты: снятие психоэмоционального напряжения у первоклассников развитие коммуникативных навыков - улучшение адаптации.

Методы, дидактический материал: Игры К.Фопеля («Пьедестал», «Слоны и зайцы», «Насос и мяч», «Рубка дров» и др.).

Ответственные: психолог, члены волонтёрской бригады.(См.Приложение№1).

  • Классные часы «Лесная школа».

Время и место проведения: классные часы в первых классах, классная комната.

Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл., психолог, кл.руководитель.

Ожидаемые результаты: положительное восприятие школьных требований.

Методы, дидактический материал: сказкотерапия, арт-терапия; сказки

А.Соколова.

Ответственные: психолог.

  • Выступление на совещании «Условия успешной адаптации

первоклассников».

Участники: учителя 1-х классов, специалисты, завуча нач. школы.

Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности у педагогов, работающих в 1-х кл.

Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.

Ответственные: учителя 1-х классов, специалисты, завуч нач. школы.

  • Групповая диагностика (в рамках ФГОС).

Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.

Ожидаемые результаты: выявление учащихся не готовых к школьному обучению, исследование хода адаптации к новым учебным условиям.

Методы, дидактический материал: набор методик ( «Графический диктант», «Рисунок человека», «Первая буква», «Образец и правило», «Домики»).

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.

  • Посещение уроков.

Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.

Ожидаемые результаты: выявление учащихся не готовых к школьному

обучению ( темп деятельности, работоспособность, усидчивость, произвольность).

Методы: наблюдение.

Ответственные: психолог.

  • Идивидуальные консультации.

Участники: учителя 1-х кл.

Ожидаемые результаты: определение запроса к психологу (список учащихся) по итогам первичной диагностики.

Методы: беседа.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.

2 этап. Октябрь.

Мероприятия:

  • Групповая диагностика.

Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.

Ожидаемые результаты: определение уровня школьной мотивации.

Методы, дидактический материал: тестирование, опросник школьной мотивации «Что мне нравиться в школе..» (по Н.Г. Лускановой), рис. «Я в школе».

Ответственные: психолог.

  • Индивидуальная (углублённая) диагностика.

Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.

Ожидаемые результаты: определение причин низкой учебной мотивации,

исследование развития познавательных психических процессов.

Методы, дидактический материал: проективные (рисуночные тесты, песочная

терапия), беседы, тесты психологической готовности к школе

( Ю.А. Афонькина,Т.Е. Белотелова, изд. «Учитель»-2012 г.).

Ответственные: психолог.

  • Формирование коррекционно-развивающих групп.

Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.- с низким уровнем подготовки

к школе, низкой учебной мотивацией.

Ожидаемые результаты: групповая коррекционно-развивающая работа.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл., родители.

  • Выступление на родительском собрании «Организация психологического сопровождения первоклассников. Взаимосвязь: школа-семья. Итоги адаптации 2013г.».

Участники: родители первоклассников.

Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности,

мотивирование на взаимодействие с психологом.

Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.

Ответственные: психолог.

  • Начало коррекционно-развивающих занятий.

Участники: группы детей из 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.- с низким уровнем подготовки

к школе, низкой учебной мотивацией.

Методы, дидактический материал: программа автора.

Ожидаемые результаты: развитие познавательных психических функций: восприятие, внимание, память, мышление; развитие произвольной сферы (умение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти),снятие тревожности, неуверенности при ответах; повышение учебной мотивации. Ответственные: психолог, учителя 1-х кл., родители.

3 этап. Ноябрь-декабрь.

Мероприятия:

  • Коррекционно-развивающие занятия.

Участники: группы детей из 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.- с низким уровнем подготовки

к школе, низкой учебной мотивацией.

  • Индивидуальные консультации.

Участники: родители учащихся коррекционно--развивающих групп.

Ожидаемые результаты: обучение развивающему общению с детьми,

распространение упражнений для занятий дома; делегирование к врачам

(невропатолог, психотерапевт).

Методы, дидактический материал: беседа, бланки по развитию внимания,

задания по развитию мыслительных операций, литература по развитию

познавательных процессов.

Ответственные: психолог, родители.

  • Индивидуальные консультации.

Участники: учителя 1-х кл. учащихся коррекционно--развивающих групп.

Ожидаемые результаты: обмен информацией, анализ изменений в поведении на

уроках у учащихся.

Методы: беседа.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.

  • Индивидуальные консультации.

Участники: школьный логопед.

Ожидаемые результаты: обмен информацией, анализ изменений в развитии

психических процессов у учащихся.

Методы: беседа.

Ответственные: психолог, логопед.

4 этап. Январь-март.

Мероприятия:

  • Психологический этюд «Мы споём сейчас частушки, да про школьные дела».

Участники: дети коррекционно-развивающих групп.

Ожидаемые результаты: повышение мотивации, введение в учебную

деятельность.

Методы: музыкотерапия. (См. Приложение №2).

  • Коррекционно-развивающие занятия.

Участники: группы детей из 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.- с низким уровнем подготовки

к школе, низкой учебной мотивацией.

  • Групповая диагностика.

Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл., учителя 1-х кл.

Ожидаемые результаты: определение уровня школьной мотивации в середине года.

Методы, дидактический материал: опросник для учителей.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.

  • Выступление на школьном консилиуме: «Итоги адаптации 2014г.».

Участники: учителя 1-х классов, специалисты, завуча нач. школы.

Ожидаемые результаты: обмен информацией, координация совместных

действий.

Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.

Ответственные: учителя 1-х классов, специалисты, завуч нач. школы.

  • Индивидуальные консультации.

Участники: родители учащихся коррекционно--развивающих групп.

Ожидаемые результаты: обучение развивающему общению с детьми,

распространение упражнений для занятий дома; делегирование к врачам

(невропатолог, психотерапевт).

Методы, дидактический материал: беседа, бланки по развитию внимания,

задания по развитию мыслительных операций, литература по развитию

познавательных процессов.

Ответственные: психолог, родители.

  • Индивидуальные консультации.

Участники: учителя 1-х кл. учащихся коррекционно--развивающих групп.

Ожидаемые результаты: обмен информацией, анализ изменений в поведении на

уроках у учащихся, рекомендации по взаимодействию.

Методы: беседа.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.

  • Посещение уроков.

Участники: группа учащихся 1-х кл., посещающих коррекционно-развивающие

занятия.

Ожидаемые результаты: оценка показателей: темп деятельности,

работоспособность, усидчивость, произвольность.

Методы: наблюдение.

Ответственные: психолог.

5 этап. Апрель-май.

Мероприятия:

  • Групповая диагностика.

Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.

Ожидаемые результаты: определение уровня школьной мотивации.

Методы, дидактический материал: тестирование, опросник школьной мотивации «Что мне нравиться в школе..» (по Н.Г. Лускановой).

Ответственные: психолог.

  • Индивидуальная (углублённая) диагностика.

Участники: дети, посетившие коррекционно-развивающие занятия.

Ожидаемые результаты: улучшение показателей в развитии познавательных

психических процессов после коррекционно-развивающих занятий.

Методы, дидактический материал: тесты психологической готовности к школе

Ю.А.Афонькиной.

Ответственные: психолог.(См. приложение №3).

  • Посещение уроков.

Участники: группа учащихся 1-х кл., посещающих коррекционно-развивающие

занятия.

Ожидаемые результаты: оценка показателей: темп деятельности,

работоспособность, усидчивость, произвольность.

Методы: наблюдение.

Ответственные: психолог.


  • Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации первоклассников. Психологическая готовность к школе».

Участники: родители будущих первоклассников.

Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности,

мотивирование на взаимодействие с психологом.

Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.

Ответственные: психолог, завуч.нач.школы, учителя 1-х кл.





Анализ результативности деятельности.

Работа в рамках данной технологии позволяет решать многие трудности, возникающие как, в ходе адаптационного периода, так и после него в течение всего учебного года.

  • В период острой фазы адаптации - первые 2-3 недели сентября, психологические игры со старшеклассниками, значительно облегчают эмоционально-психологическое самочувствие первоклассников. Что выражается в ожидании детей волонтёров, чувства радости, всеобщего веселья. По итогам диагностики, на отношение первоклассников к школе (начало года), данные в текущем году, когда была организована волонтёрская бригада - значительно лучше, в сравнении с прошлым (см.Приложение №4).

  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий во всех 1-х классах, ставила задачей не только - доформирование основных психических новообразований, которые должны складываться у ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту (Р.В. Овчарова), но и раскрытие ребёнка, снятие неуверенности, тревожности при ответах. В итоге, ещё в середине цикла занятий, со стороны педагога- снимался запрос на учащегося из разряда «испуганного» и «зажатого» он переходил в статус «уверенного» и «раскрепощенного». Коррекционно-развивающие занятия позволяют детям улучшать свои показатели, даже если общий уровень развития остаётся- низким. Данные учащиеся направляются на комиссию ПМПК (с согласия родителей).

Из проведённых наблюдений на уроке и индивидуальных бесед с учителями 1-х кл., у детей, посетивших к-р занятия, отмечается повышение учебной активности, улучшение результатов в учебной деятельности.

  • В качестве активного метода (самовыражения, мотивирования и приобщения к учебной деятельности) можно назвать - исполнение школьных «частушек» детьми к-р группы. Перед всем классом, дети исполняют шуточные песни про школу. Косвенно, непринуждённо, с юмором решаются большие проблемы детей к-р группы: боязнь отвечать у доски, боязнь быть осмеянным и ответить неправильно.

  • Работа в рамках данной технологии, подразумевает активную роль психолога, в плане проведения и организации различных мероприятий. Такая позиция помогает учителю и родителям в ходе учебно-воспитательного процесса и не делает из психолога «пассивного диагноста».

Приложение №1. Помощь волонтёров. Игры в большую перемену.

Технология психологического сопровождения первоклассниковТехнология психологического сопровождения первоклассников

Технология психологического сопровождения первоклассников

Приложение №2. Частушки о школьной жизни.

Технология психологического сопровождения первоклассников

Приложение №3. Цветы достижений.

Технология психологического сопровождения первоклассников

Список литературы:

1.Ю.А.Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е.Борисова Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет.. Волгоград, изд. «Учитель», 2012 г.

2.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с. (Практическая психология в образовании).

3.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов сред.пед.уч.зав / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1.998. -160 с.

4.И. В. Дубровина, А. Д. Андреева,Е. Е. Данилова,Е. М. Кравцова, и др. Младший школьник:развитие познавательных способностей . Пособие для учителя под редакцией И. В. Дубровиной.

5.И. В. Дубровина Практическая психология образования.- СПб.: Питер, 2004 г.

6.Еделева Е.Г., Ерёменко Н.А., Шилова О.В. Изучение универсальных учебных действий младших школьников.- методические рекомендации, Н.Новгород, 2012 г.

7. Овчарова Раиса Викторовна, доктор психологических наук, профессор

Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М: ТЦ «Сфера», 2000. - 448с.

8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М.-2001г.

9. К Фопель. Как научить детей сотрудничать. Ч-1.М. «Генезис», 2000 г.


© 2010-2022