Выступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация диагностической программы

«Изучение психологического здоровья учителя»

Выступление педагога-психолога МОУСОШ № 53 Поляковой С.В.

Выступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»

Ц

2 слайдель диагностической программы: изучить динамику состояния психологического здоровья педагогов под влиянием образовательного процесса.


ЗВыступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»адачи, поставленные для выполнения данной цели:

  1. Изучить психоэмоциональное состояние педагогов, их самооценку, уровни стрессоустойчивости, а также удовлетворенность организацией образовательного процесса.

  2. О

    3 слайдпределить группу педагогов с низким уровнем психологического здоровья.

  3. На основе полученных данных разработать общие рекомендации по улучшению и сохранению здоровья педагогов.

Особенности проведения диагностики.

Диагностика проводится по трем методикам в один этап. Форма проведения исследования - групповая. Сроки проведения-2 четверть.

Выступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»

Работа психолога по сохранению и укреплению здоровья педагога на первом этапе предполагает изучение и выявление основных показателей данного параметра:

  1. П

    4 слайдсихоэмоциональное состояние.

  2. Самооценка

  3. Стрессоустойчивость

  4. УВыступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»довлетворенность педагога организацией образовательного процесса.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны проблемы со здоровьем.

Д

5 слайдля выявления причин данной проблемы был использован тест "Психологический портрет учителя", который поможет определить стиль преподавания педагогов и узнать о некоторых особенностях его нервной системы.

Из данного теста были отобраны две шкалы по 10 вопросов, результаты которых отслеживают психоэмоциональное состояние, т.е. особую форму психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты, а также самооценку, или самовосприятие, т.е. оценку учителем самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

ДВыступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»

6 слайдеятельность педагога связана с целым рядом напряжённых ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удаётся найти общий язык и с родителями по поводу учёбы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс.

Необходимость всё время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей.

Поэтому одним из компонентов психологического здоровья педагогов является стрессоустойчивость (эмоциональная устойчивость). Для определения уровня стрессоустойчивости использовали опросник для её диагностики.

ВВыступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»

7 слайдсоответствии с необходимостью отслеживания социального компонента, как одного из факторов психологического здоровья в диагностическую программу была включена анкета «Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами» Калининой Н.В., Лукьяновой М.И..

Данная методика отслеживает условия образовательного процесса, в частности деятельную сторону образовательного процесса - удовлетворенность учителя организацией учебного процесса.

Данная методика позволяет отследить внешние показатели, влияющие на психологическое здоровье педагогов.

ОВыступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»бщее заключение об уровне психологического здоровья строиться на основе результатов по выбранным параметрам, которым присваиваются следующие баллы.

Высокий уровень - 3 балла;

Средний уровень- 2 балла;

Н

8 слайдизкий уровень - 1 балл.

В зависимости от общей суммы баллов каждый педагог будет отнесен к одной из групп психологического здоровья.

1 группа - условно высокий уровень психологического здоровья.

2 группа - условно средний уровень психологического здоровья.

3 группа - условно низкий уровень психологического здоровья.


Интерпретация данных:

ВВыступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»ысокий уровень психологического здоровья

Б

9 слайдВыступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»лагополучное психоэмоциональное состояние. Педагог не теряет самообладания в экстремальных ситуациях, способен принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Эмоционально стабилен, демонстрирует высокую работоспособность, высокую стрессоустойчивость, позитивное самовосприятие. Творческое мышление, оптимизм. Для педагога характерна удовлетворённость всеми сторонами образовательного процесса.

Средний уровень психологического здоровья.

П

10 слайдедагог способен воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. При этом настроение может зависеть от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств может выбить педагога из колеи, влияет на управление эмоциональным состоянием, стрессоустойчивость педагога снижена. В таком состоянии педагог может проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия, отрицательно влияющие на эффективность работы. Самооценка неустойчива. Она существенно зависит от внешних обстоятельств, от настроения, от мнения значимых других. Для педагога характерна удовлетворённость отдельными сторонами образовательного процесса.

НВыступление по теме «Изучение психологического здоровья учителя»изкий уровень психологического здоровья

Р

11 слайдабота в школе отнимает у педагога много физических и душевных сил, в результате чего он часто испытывает чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Имеются трудности в коммуникативной сфере. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих. Низкая стрессоустойчивость, низкая удовлетворённость организацией образовательного процесса.


Таким образом, основными актуальными направлениями психологической работы по укреплению здоровья педагогов являются проведение мероприятий направленных:

  • на обучение учителей методам эмоциональной саморегуляции в стрессовых ситуациях

  • повышение самооценки педагогов, имеющих ее сниженный уровень

  • выявление причин неудовлетворенности образовательным процессом и снижение их субъективной значимости у педагога. Повышение стрессоустойчивости педагогов.


© 2010-2022