«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»

В статье показана важность формирования и реализации механизмов преемственности и непрерывности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе. Автор считает, что  существует тесная взаимосвязь здоровья учащихся и образовательного процесса, который может быть недостаточно эффективным из-за ограничений, связанных со здоровьем учеников. Образовательное учреждение и родители заинтересованы в наращивании здоровьесберегающего потенциала. Важное место в соврем...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»

Галанина Ж.А, педагог-организатор по здоровьесбережению, ГБОУ СОШ№521, г. Москва магистрант 2-го года обучения, ГБОУ ВПО МГПУ Институт специального образования и комплексной реабилитации

Ограниченные возможности здоровья подразумевают различные детские проблемы и важно не оставить ребенка с ними один на один во время такого важного и сложного этапа его жизни, как обучение в школе. О сложности и значимости периода поступления детей в школу и обучении на начальном периоде в младшей школе написано немало. Именно в этот самый период формируются системы отношений ребенка с новым миром взрослых и сверстников, которые определят в дальнейшем успешность его школьного обучения и возможности личностной самореализации. И вот ребенок, переступив порог школы, оказывается в периоде адаптации. Коллектив педагогов помогает ребенку гармонично выстроить отношения в школе со сверстникамии взрослыми, привыкнуть к школьным правилам и режиму дня, к помещениям, в которых он занимается. Эта ситуация будет повторяться при переходе в среднюю и далее в старшую школу. Работая с классом, учитель должен понимать, какие цели и задачи, кроме учебных, ему необходимо решать совместно с родителями детей с ОВЗ. Поэтому у нашего коллектива возникла идея программы: процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья будет протекать значительно легче при специально организованной администрацией учебного заведения и классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса: классный руководитель, педагог-организатор по здоровьесбережению, школьный психолог, учитель-логопед, учитель физической культуры, учащиеся, педагоги группы продленного дня, родители учащихся.

Работа сотрудников учебного заведения по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть системной и комплексной. Участники образовательного процесса, включая родителей учащихся, принимают общие решения, разрабатываю диагностические и коррекционные мероприятия.

Целью нашей программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание для всех участников образовательного процесса, таких условий, которые способствовали бы успешной реализации образовательной и социальной деятельности ребёнка.

Задачи программы:1.Проведение психологической диагностики и тестирования соматического развития детей и их физической подготовленности, с целью определения групп риска детей с низкой психологической готовностью к школьному обучению, низкой учебной мотивацией, ослабленным здоровьем, тревожных или имеющих низкую физическую подготовленность.2. Разработкана основе диагностики единой системы дальнейшей помощи всем участникам образовательного процесса.3. Привлечение родителей к формированию культуры здоровья и совместной корректирующей работе по итогам мониторинга.

В связи с введением новых стандартов, перед коллективом школы, встает задача диагностики и мониторинга учебного процесса и всего того, что с ним связано. Посредством мониторинга возможно решение таких задач, как определение уровня того или иного качественного показателя процесса обучения,отслеживание динамики развития учащегося по отдельным показателям и, в целом, определение соблюдения критериев успешности учителя и коллектива.

Диагностика проводится ради постановки диагноза, мониторинг ориентирован на задачи управления, поэтому нами был выбран лонгитюдный вариант мониторинга, который, позволял бы «держать руку на пульсе» ученика от поступления его в школу до перехода в среднюю школу и, возможно, даже в старшую. Для сокращения времени работы и числа специалистов, задействованных в проекте, мы использовали методики, которые удобны и доступны в обработке и интерпретации результатов, объектом внимания при этом, мы постарались сделать разные стороны, характеризующие развитие личности ребенка.

Качество образования и обученности ребенка зависит от нескольких факторов, основные из которых - это факторы личностные, когнитивные (познавательные), мотивационные факторы, связанные с адаптацией и дезадаптацией субъекта. Огромное значение так же имеет состояние здоровья, или соматический статус ученика, его физических качеств и способностей, отдельных систем: зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д.

К счастью на начало мониторинга мы имели тех специалистов, которые могли бы отслеживать эти факторы: проводить психолого-педагогическую диагностику, мониторинг индекса здоровья, включая регулярные осмотры стоматологом и окулистом. Поэтому одной из задач нашей работы было создание системы диагностики для младших классов общеобразовательной школы, использующей в своей работе здоровьесберегающие технологии.

Мы полагаем, что для более качественной и эффективной работы эти данные полезно объединить, систематизировать в одну шкалу или таблицу, которую мы условно называем «дневник индивидуального развития ребенка». Данные дневников систематизируются в таблицу на класс, и в нее заносятся все показатели, измеряемые на данном возрастном и временном отрезке. Использование подобного дневника имеет ряд преимуществ: он позволяет не только наглядно увидеть показатели каждого ребенка, но и дает общее представление о развитии всего класса. Он прост в применении, нагляден и удобен для работы не только психолога, но и учителя, которому не нужно постоянно обращаться к психологу, чтобы узнать о развитии того или иного качества ребенка, а достаточно заглянуть в карту, чтобы вспомнить актуальный уровень развития ученика. Исходя из данных дневника, учитель может строить свои уроки, способствуя развитию отдельных индивидуальных показателей детей. В дневнике индивидуального развития мы предлагаем свои показатели и критерии, которые мы считаем важными и необходимыми для диагностики. Таблица актуального развития класса, как правило, заполняется два раза в год (для отслеживания динамики: в начале учебного года и в конце). Общий мониторинг развития детей проводится в каждом классе, и его результаты заносятся в таблицу актуального развития класса, находящуюся в пользовании у школьного психолога и всех учителей. Мониторинг - отправная точка нашей общей программы, согласно которой педагогами проводятся мероприятия, направленные на реализацию индивидуальных коррекционных программ для детей с ОВЗ.

В свою программу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ мы включили следующие технологии:

  1. Здоровьесберегающие:

физкультурно-оздоровительные технологиинаправленные на развитие качеств, характерных для здорового человека, и на физическое развитие детей - данные технологии реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций, на динамических переменах и во внеклассной работе;

организационно-педагогические технологии- составление расписания уроков и внеурочной деятельности с учётом возрастных особенностей, шкалы сложности предметов и состояния здоровья обучающихся. Это способствует предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии- использование на уроках различных видов деятельности, место и длительность применения технических средств, обязательные физкультминутки с элементами логоритмики, гимнастики для глаз, наличие эмоциональных разрядок, особое внимание уделяется контролю за сменой учебных поз во время обучения;

технология психологического сопровождения учебной группы-коррекция взаимоотношений, предупреждение переутомления, коррекция дезадаптационных состояний, получение грамотной психологической обратной связи.

  1. Социально адаптирующие и личностно-развивающие:

технологии, формирующие и укрепляющие психологическое здоровье учеников и повышающие психологическую адаптацию детей,например,адаптационные занятия с психологом (экстренная и консультативная помощь психолога, школьная служба примирения, сенсорная комната).

  1. Компьютерные технологии обучения:

использование различных мультимедийных пособий, интерактивной доски, макбуков, личное интернет-пространство учителя.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной массовой школе в настоящее время является одним из актуальных направлений деятельности нашего коллектива единомышленников состоящего из настоящих энтузиастов своей профессии, а так же замечательных родителей и детей. Мы видим результаты своей работы: индивидуальную помощь ребёнку в соответствии с особенностями его здоровья, преемственность и непрерывность психолого-педагогического сопровождения детей на различных этапах обучения, объединение усилий учеников, учителей и родителей для успешного обучения ребенка.

Литература:

  1. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.В. Костяк.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  2. Некоторые результаты адаптационного периода в начальной школе в условиях перехода на новые ФГОС: Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования. -М.: Московский центр качества образования. 2011.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.-М.: АРКТИ, 2003.



© 2010-2022