- Преподавателю
- Школьному психологу
- Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника
Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зонова В.Ю. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника».
План:
1.Понятия дифференциации и индивидуализации.
2.Положительные стороны дифференциации.
3.Обратная связь в обучении.
4.Принципы обратной связи.
.
По мнению Сухомлинского "правильная" организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, приводит к существенному улучшению процесса учения и повышению его образовательно-воспитательных результатов.
Итак, что же такое дифференциация и индивидуализация?
Педагогические исследования по изучению работы малых классных групп (по 3-4 человека) показали, что учебная работа, облекаемая в творческую форму, рождает различные виды деловых отношений между школьниками - равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников, соавторов и т.п. Сотрудничество приобретает еще более многогранный характер, если продолжается при подготовке домашних заданий творческого характера (составление схем, карточек, совместное сочинение сценариев, оформление иллюстративного материала и т.п.).
Рассмотрим положительные стороны дифференциации:
1.Исключение уравниловки и усреднения детей
2.Объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала
3.Повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений
4.Создание щадящих условий для слабых учащихся
Какие возможности от дифференциации получает учитель?
1.Помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному
2.Не снижать общий уровень преподавания
3.Эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам
4.Создать оптимальные условия для более сильных учащихся
5.Изменить «Я» - концепцию ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех
Хорошо организованная дифференциация невозможна без хорошо организованной обратной связи в уроке.
Что из себя представляет обратная связь?
Внешняя и внутренняя
Чёткое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.
Основные принципы обратной связи:
-
Принцип свободы выбора ( в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
-
Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
-
Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
-
Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).
Чем более развита всякая система - техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней больше механизмов обратной связи.
Урок будет более успешным, если учитель учитывает и настроение учеников и степень их заинтересованности, и уровень понимания.
Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника, придать учению характер "разносторонней интеллектуальной жизни", дающей "интеллектуальную радость" как сильному, так и самому слабому учащемуся.