Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника».

План:

1.Понятия дифференциации и индивидуализации.

2.Положительные стороны дифференциации.

3.Обратная связь в обучении.

4.Принципы обратной связи.

.

По мнению Сухомлинского "правильная" организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, приводит к существенному улучшению процесса учения и повышению его образовательно-воспитательных результатов.

Итак, что же такое дифференциация и индивидуализация?

Педагогические исследования по изучению работы малых классных групп (по 3-4 человека) показали, что учебная работа, облекаемая в творческую форму, рождает различные виды деловых отношений между школьниками - равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников, соавторов и т.п. Сотрудничество приобретает еще более многогранный характер, если продолжается при подготовке домашних заданий творческого характера (составление схем, карточек, совместное сочинение сценариев, оформление иллюстративного материала и т.п.).

Рассмотрим положительные стороны дифференциации:

1.Исключение уравниловки и усреднения детей

2.Объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала

3.Повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений

4.Создание щадящих условий для слабых учащихся

Какие возможности от дифференциации получает учитель?

1.Помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному

2.Не снижать общий уровень преподавания

3.Эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам

4.Создать оптимальные условия для более сильных учащихся

5.Изменить «Я» - концепцию ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех

Хорошо организованная дифференциация невозможна без хорошо организованной обратной связи в уроке.

Что из себя представляет обратная связь?

Внешняя и внутренняя

Чёткое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.

Основные принципы обратной связи:

  • Принцип свободы выбора ( в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

  • Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

  • Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

  • Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).

Чем более развита всякая система - техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней больше механизмов обратной связи.

Урок будет более успешным, если учитель учитывает и настроение учеников и степень их заинтересованности, и уровень понимания.

Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника, придать учению характер "разносторонней интеллектуальной жизни", дающей "интеллектуальную радость" как сильному, так и самому слабому учащемуся.



© 2010-2022