Рабочая программа по спецкурсу Психологическая подготовка к ЕГЭ

Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.    Цель программы: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов. Задачи программы: Обучить выпускников приемам активного заполнения; Обучить способам волевой мобилизации и поддержание рабочего самочувствия в ходе подготовки к...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Единый государственный экзамен - это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ - это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.

Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ: когнитивные, личностные и процессуальные.

Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Для педагога важен объем знаний, с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и определять их от второстепенных, оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Успешность в выполнении заданий ЕГЭ обеспечивают хорошая переключаемость и оперативная память.

Для преодоления когнитивных трудностей используются задания двух типов:

Психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость.

Игры и задания, развивающие навыки оперирования понятиями.

Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Основное следствие личностных трудностей - это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, проводится работа, направленная на субъективное снижение значимости экзамена.

Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ЕГЭ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный характер, что может являться причиной значительных трудностей, которые можно разделить на несколько групп:

Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;

Трудности, связанные с ролью взрослого;

Трудности, связанные с критериями оценки;

Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей;

Трудности, связанные с отсутствием четкой стратегии деятельности.

Преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться на овладение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ. Проигрывание в юмористической форме пугающей ситуации способствует снижению у детей напряжения и тревоги.

Программа "Психологическая подготовка к ЕГЭ" разработана с учетом вышеперечисленных трудностей и направлена на их преодоление.

Цель программы: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи программы:

Обучить выпускников приемам активного заполнения;

Обучить способам волевой мобилизации и поддержание рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;

Обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, психологическая игра.

Программа состоит из четырех модулей:

Память и примы заполнения. Методы запоминания текстов.

Приемы волевой мобилизации.

Приемы релаксации и снятия напряжения.

Установка на успех.

Цель занятий 1 модуля: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, обучение приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Цель занятий 2 модуля: знакомство учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации, отработка приемов самообладания, необходимых учащимся в ходе сдачи экзамена.

Цель занятий 3 модуля: обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления, формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

Цель занятий 4 модуля: создание атмосферы положительного настроя на конечный результат.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

1. Данные наблюдения (каждый параметр - по условной 5-бальной шкале):

эмоциональная включенность,

деловая включенность,

общая удовлетворенность от занятия.

2. Методы организации обратной связи:

учащиеся оценивают занятия по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезность и собственная активность с кратким обоснованием.

Учащиеся письменно оценивают курс, что понравилось, что не понравилось, дают свои предложения.

3. Результаты тестов "Мое самочувствие", "Стресс-тест", "Тест эмоций".

Критериями эффективности реализации программы являются:

полнота учета основных групп трудностей, возникающих при подготовке и в ходе ЕГЭ;

осознанность применения приемов запоминания, волевой мобилизации, релаксации;

самостоятельность выполнения упражнений для снятия в необходимых ситуациях;

оптимизм по отношению к предстоящим экзаменам, вера в свои силы.

Курс рассчитан на 17 часов.







Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор МКОУ СОШ №2 Зам. директора по УВР на заседании МО

Протокол № от

2011-2012 уч.год 2011-2012 уч.год 2011-2012 уч.год

Календарно - тематическое планирование

Спецкурса «Психологическая подготовка к ЕГЭ»

Классы: 11 «А», «Б».

Учитель: Абрамова Наталья Владимировна

Педагогическая технология - Психологическая подготовка к ЕГЭ.

Количество часов в неделю: 0,5ч.

Количество часов на 1 четверть: 9ч.

на 2 четверть: 8 ч.

На год: 17 ч.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Психологическая подготовка к ЕГЭ. М.Ю. Чибисова.

Дополнительная литература:

1. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами и родителями. - М, 2009г.

2. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. - М, 1991.

3. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. - М, 2001.

4. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - С-Петербург: Речь, 2001.

5. Психологические тесты / под редакцией А.А. Карелина: В 2т. - М, 2001.

6. Путь к успеху. Программа. Стебенева Н., Королева Н.

№ урока

Тема, содержание

Кол-во часов

Дата

1.

Введение. Цель и темы курса. Что такое ЕГЭ? (1 часть)

2.

Что такое ЕГЭ? (2 часть)

3.

Психологическая готовность выпускника к ЕГЭ.

4.

Тема I. Память и приемы запоминания. Методы работы с текстом.

5.

Практическая работа с текстом по использованию различных методов активного запоминания.

Приемы зрительной памяти.

6.

Индивидуальный способ деятельности.

7.

Мой учебный стиль.

8.

Дети группы риска.

9.

Тема II. Знакомство с приемами волевой мобилизации

Экспресс-приемы волевой мобилизации.

10.

Тема III. Обучение приемам релаксации и снятия напряжения

Методы нервно-мышечной релаксации.

11.

Экзамен без стресса

12.

Тема IV Установка на успех

Организация времени

13.

Преодоление проблем неорганизованности.

14.

Уверенность на экзамене.

15.

Моя ответственность на экзамене.

16.

Успех на экзамене.

17.

Сдаем ЕГЭ



© 2010-2022