- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект открытого занятия - тренинга «Я и мир профессий» 8-11 кл
Конспект открытого занятия - тренинга «Я и мир профессий» 8-11 кл
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алашеева А.И. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя школа №27 г. Йошкар-Олы»
Конспект открытого занятия на тему:
Я и мир профессий
Занятие-тренинг
Возраст детей 14-17 лет
Подготовила:
Педагог-психолог
Козлова А.И.
Цель урока: Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности (знание о разных профессиях, потребность в выборе будущей профессии).
Задачи:
1.Расширить знание о мире профессий.
2. Развивать навыки группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого).
3.Познакомить обучающихся с престижными, редкими и новыми профессиями, охарактеризовать предмет труда каждой профессии.
4. Познакомить подростков с житейским способом выбора профессии.
5. Воспитать уважение к трудам разных профессий
Ход занятия.
Здравствуйте ребята, здравствуйте гости. Наше занятие мы начнем с небольшого теста. Для этого нам нужно выбрать понравившийся для вас цвет.
Ребята выбирают определенный цвет (красный, зелёный, жёлтый, синый), садятся на определённое место.
Даётся характеристика группам учеников в зависимости от выбранного цвета.
Хорошо. Те, кто выбрали: (на названный цвет поднимите руки)
- синий цвет - чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;
- зелёный цвет - испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;
- жёлтый цвет - мечтательны, с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;
- красный - активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.
Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами. Каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.
А что нас объединяет, чем мы похожи?
Ребята называют общее, то, что их объединяет.
Сегодняшнее занятие наше называется «Я и мир профессий», мне хочется начать его с известных строк В.В.Маяковского:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие профессии и специальности вообще есть на свете.
Мы познакомимся с престижными, редкими и новыми профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии.
Начнём с игры. Нам нужно разделиться на 4 команды. От каждой команды нужно назвать как можно больше профессий на заданные буквы.
На слайде даны буквы: К, М, Ф, П. Нужно написать профессии, которые начинаются на эти буквы. (Дети придумывают, пишут)
(В это время работа с гостями) а пока наши дети работают, я с вами проведу мини викторину. Итак, начнем
1. Кто первый: мужчины или женщины - начали вязать на спицах? (Мужчины)
2. Как называется прямой товарообмен? (Бартер)
3. Как называется документ, с помощью которого можно оформить человека на работу? (Контракт)
4. Кто из русских царей владел 14-ю ремеслами? (Петр 1) (умел играть на барабане, стоял на карауле, упражнялся с ружьем, строил крепость, которую потом осаждал, знал кавалерийскую службу, знал артиллерийское и саперное искусство, знал токарное, слесарное, плотничное ремесло, ковал железо, плел лапти, также знал медицину)
5. Кем по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
А теперь немного шуточных вопросов.
6. Что производят в Бразилии? (Бразильцев)
7. Кто работает спустя рукава? (пожарник)
8. Как удвоить количество ваших денег? (посмотреть на них в зеркало)
9. Какой человек одной рукой может остановить автомобиль? (Инспектор ГИБДД)
10. Перед кем люди всегда снимают шляпы? (парикмахером)
Хорошо, я думаю, дети уже готовы отвечать. Итак, подводим итоги игры, зачитываем названия профессий, называем предмет труда каждой профессии. (То есть то, чем занимаются эти люди)
Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. Всего профессий и специализаций существует около 40 тысяч.
Где можно получить информацию о профессиях?
Ребята перечисляют: книги - справочники, СМИ, интернет.
Мы живём в информационном, в высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии. Какие новые профессии вы знаете? А также назовите предмет труда названной вами профессии.
После ответов обучающихся, показывается слайд:
-
Бренд-менеджер (В отличие от менеджера по продажам, бренд-менеджер занимается не столько самими продажами, сколько раскруткой торговой марки),
-
Букмекер (букмекеры принимают ставки при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных, политических, культурных, финансовых, погодных и прочих событий. Для букмекера важно уметь хорошо прогнозировать),
-
Диджей (человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением или без изменения материала техническими средствами.),
-
Имиджмейкер (специалист, обладающий одновременно знаниями стилиста, дизайнера, визажиста и психолога.),
-
риелтор (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, профессионально занятое посредничеством при заключении сделок купли-продажи, аренды коммерческой и жилой недвижимости, путём сведения партнёров по сделке, и получения комиссионных),
-
крупье (банкомёт в игорном доме, ведёт игру, выдаёт участникам их выигрыш и забирает проигранные ставки),
-
логист (это спец по экономии. Он знает, как сберечь копеечку на транспортировке, как дешевле пройти таможню, как максимально быстро доставить товар покупателю. Он не позволит продукции пылиться на складе, а фуре задержаться в пути.)
-
маркетолог (работник фирмы, предприятия, анализирующий спрос на производимый товар, рынки сбыта товара, вырабатывающий рекомендации для руководства фирмы о целесообразности выпуска и возможностях продажи товаров фирмы)
-
Мерчендайзер (Товаровед, или помощник товароведа, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях. Отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования. Основная задача - контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах).
-
Продюсер (специалист, который регулирует финансовые, административные, технологические или юридические аспекты деятельности, а также регулирует политику при выполнении какого-либо проекта).
В ряду с новыми профессиями существуют и редкие профессии.
Почему их называют редкими? Назовите редкие профессии, которые вы знаете. Слайд с перечнем редких профессий.
-
Дегустатор (пробует кушанья или напитки, определяя их качество по виду, вкусу, запаху)
-
Кинолог (специалист по разведению, содержанию и дрессировке собак)
-
Пастижер. (специалист по изготовлению из натуральных волос и искусственных волокон париков, усов, бород и бакенбард)
-
Таксидермист (чучельник)
-
специалист по запахам (Группа людей, в белых халатах, сидя вокруг стола, сосредоточенно принюхивается к каким то жидкостям в пробирках. Так, «нюхачи», или специалисты по запахам, определяют состав очередного аромата, оценивают его интенсивность, подбирают новые составляющие. Главное орудие труда этих работников - их обоняние.),
-
Титестер (дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день. Оценки идут по внешнему виду, вкусу, цвету листьев, аромату заварки),
-
Сомелье (продавуц красивой жизни. Он знает все о винах и церемонии винопития: как правильно открыть бутылку, налить, подать к нужному блюду и что сказать при этом.),
-
Стеклодув (стекольных дел мастер),
-
Трубочист (Задачей трубочиста является проверка и очистка камина, печи, котла для обеспечения свободного выхода продуктов сгорания),
-
частный детектив/ сыщик (занимается расследованием).
Вы все слышали о том, что существуют престижные профессии.
Как вы думаете, какие профессии относятся к престижным?
Ребята перечисляют
Менеджер, врач, банкир/ служащий банка, экономист/ финансист,
бизнесмен/ предприниматель, министр/ депутат/ государственный служащий, работник компьютерной фирмы/ программист, бухгалтер, работник шоу-бизнеса.
Почему эти профессии называют престижными?
(Ответы детей.) Об этих профессиях часто говорят в СМИ, это востребованные профессии, это высокооплачиваемые профессии. Модные профессии.
А сейчас проведём игру - дискуссию «Кто нужен нашему городу».
Давайте представим, что мы (группа) - это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый подросток («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются……..
Обсуждение:
-
Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?
-
Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения города?
(Выводы жителей города.)
Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства.
Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.
Наше занятие почти подошло к завершению, хочется вам дать несколько рекомендаций
Каждый сам выбирает свою профессию и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
-
Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
-
Сориентируйтесь в конкретной ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
-
Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
-
Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
-
Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
-
Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
-
Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
А также, вот несколько частых ошибок при выборе профессии.
-
увлечение внешней или частной стороной профессии;
-
выбор «за компанию» с друзьями;
-
незнание пути получения профессии;
-
перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на отношение к самой профессии;
-
отождествление школьного учебного предмета с профессией;
-
неумение разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
-
предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.).
ПРОФЕССИЯ - должна в первую очередь, нравиться;
ПРОФЕССИЯ - должна соответствовать возможностям и способностям человека;
ПРОФЕССИЯ - должна быть востребованной на рынке труда.
Всем спасибо до встречи.
Литература.
1.Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению/Под ред. Проф.Е.А. Когана.-Самара: Издательство «Учеб литер», 2006.
2.Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.
3.Митина Л.М. психология развития конкурентоспособной личности. -М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. -М.: Генезис, 2000.