Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в рамках внедрения ФГОС НОО Первый раз-в первый класс!

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Заложенные в ФГОС компетенции создали необходимость их измерения, что требует создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.    Работа педагога-психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных крите...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в рамках внедрения ФГОС НОО Первый раз- в первый класс!


Содержание программы

психолого-педагогиеского сопровождения

  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи программы

  3. Актуальность разработки программы

  4. Характеристика содержания программы

  5. Ожидаемый результат

  6. Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению

  7. Структура работы по психолого-педагогическому сопровождению

  8. План психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО для 1-х классов

  9. Заключение

  10. Список литературы













Пояснительная записка

В настоящее время педагогическое образование переходит в психолого-педагогическое. В связи с этим школа меняет направление и её целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

В современном мире для того, чтобы добиться успеха недостаточно владеть предметными знаниями , кроме этого надо обладать компетенциями. С помощью которых обучающиеся смогут позволить себе успешно общаться, управлять собственной деятельностью, более того освоить и применить любые знания.

Ключевое понятие, которое характеризует цели современного образования, является понятие «развитие». Образование - это процесс целенаправленного развития, он приводит к определённому результату- становление человека, обретению им культурно-значимых качеств, способностей и возможностей. В процессе образования эти значимые качества и способности передаются педагогами, психологами и приобретаются обучающимися в виде универсальных учебных действий.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Введение ФГОС НОО требует наиболее продуктивной и усиленной работы всех школьных служб, в том числе и работы школьного психолога.

Выровнять стартовые возможности детей, создать условия для формирования УУД в соответствии ФГОС реально при организации психолого-педагогического сопровождения.

При переходе на ФГОС в деятельности психолога произошли изменения.

Если раньше педагог-психолог работал в основном, только с обучающимися, то теперь акцентируется внимание и на работу с учителями (психологическое просвещение), т.к. введение стандартов, предъявляет новые требования к уровню психолого- педагогической компетентности педагога.

Первоклассники переходят на новые стандарты, в сложный для них период адаптации к школе. Адаптация первоклассников - это приспособление к школе как среде своего развития и жизнедеятельности, адаптация часто предполагает страх, поэтому психолого-педагогическое сопровождение на данном этапе просто необходимо. Для контроля за развитием обучающихся , за оценкой комфортности образовательной среды и уровнем её безопасности для детей, учитывая новые требования мною разработана программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников.

Цель программы - создание психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения программы начального общего образования, оказание помощи всем учащимся 1-го класса в адаптационный период, классному руководителю, учителям-предметникам, родителям.

Задачи программы:

  1. Систематизировать отслеживание психолого-педагогического статуса обучающихся и динамику их психологического развития в процессе обучения.

  2. Создать оптимальные социально-психологические условия интеллектуального развития обучающихся начальной школы.

  3. Создать условия для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, улучшения климата межличностных взаимоотношений.

  4. Развивать коммуникативные умения и навыки, необходимые для продуктивного взаимодействия с социумом.

  5. Формировать у младших школьников способность к самоопределению, саморазвитию и самопознанию.

  6. Снизить уровень тревожности у учителей и родителей.

  7. Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

  8. Снизить уровень тревожности учителя перед встречей с новыми учениками.

  9. Помощь в наблюдении за учащимися, осуществлять индивидуально-дифференцированный.

  10. Расширить знания педагога в области возрастной психологии, своевременно дать рекомендации.

  11. Подход к личности ученика; по работе с разной категорией детей (гиперактивными, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.)

  12. Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за особенностями поведения и усвоения учебного материала).

  13. Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие эмпатии у родителей).

  14. Предложить формы работы и оказания психологической помощи в сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации).

  15. Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией и социально-психологической службой школы.






























Актуальность разработки программы

В современной школе 21 века существуют факторы риска школьной дезадаптации. Она проявляется в таких не маловажных проблемах как:

- снижение мотивации к учению;

- страх самовыражения;

- возникновение конфликтов с учителями и одноклассниками;

- нарушение поведения;

- недостаточное внимание ребёнку со стороны родителей (законных представителей или замещающих).

Диагностические исследования по выявлению школьной дезадаптации, показывают, что чаще всего проблемы у обучающихся возникают в адаптационный период. В ходе результатов трудности проявляются в следующем:

- в снижении мотивации, следовательно, и успеваемости;

- в противоречивости отношений и системы требований к ученику;

-происходит значительное изменение в условиях обучения;

- в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с личностным развитием, так же и интеллектуальным.

На основании обработки результатов диагностик можно сделать следующий вывод, что психолого-педагогическое сопровождение очень часто работает с последствиями несовершенной организации процесса обучении и воспитания, принцип работы системы « по запросу» тоже не эффективен. Но, на сегодня можно отметить принцип опережающего сопровождения, он наиболее востребованный. В соответствии с вышеперечисленными фактами, считаю что психолого-педагогическое сопровождение первоклассников нужно начинать с момента поступления их в школу и продолжать в течение всего года. Такая продолжительность программы сопровождения позволит реализовать комплексный план мероприятий разных направлений: коррекционно-развивающих и профилактических. Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования личности могут являться в основном большее количество участников учебного процесса, программа нацелена на вовлечение в неё не только учеников и учителей, но и обязательно родителей, а так, же всех остальных участников учебно-воспитательного процесса.





Характеристика содержания программы

Программа разработана в рамках программы начального общего образования. Общий контроль над реализацией программы осуществляется директором школы, а связующим звеном является педагог-психолог. Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР и ВР. Промежуточные результаты работы по программе анализируются на педагогических советах, родительском классном собрании 1-го класса.

Участие в реализации программы непосредственно в обязательном порядке будут включены:

- администрация школы;

- классный руководитель 1-го класса;

- родители первоклассников;

-учителя - предметники;

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- врач педиатр.

Продолжительность программы- 1 год.

Разработка модели психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС опирается на следующие принципы:

  1. рекомендательный характер советов сопровождающего;

  2. приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребёнка»;

  3. непрерывность сопровождения;

  4. комплексный подход сопровождения многих специалистов;

  5. оказывать ребёнку помощь в критических ситуациях;

  6. учить ребёнка самостоятельно решать возникающие проблемы;

  7. добиваться высокой социальной адаптации школьника.

Ожидаемый результат

  • Успешная социально-психологическая адаптация к новым социальным условиям;

  • Снижение уровня тревожности обучающихся, учителей и родителей;

  • Положительная динамика сформированности всех видов УУД.

  • Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе

Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению

  1. Диагностический этап, т.е. проведение диагностики (она может быть индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая и педагогическая).

  2. Консультирование (индивидуальное и групповое).

  3. Психолого-педагогическое просвещение.

  4. Коррекционно-развивающая деятельность.

  5. Экспертиза, т.е. мониторинг (аналитический отчёт).

1 четверть

2 четверть

Педсовет, классное родительское собрание

3 четверть

4 четверть

Диагностика по адаптации

Углубленная диагностика

Коррекционно-развивающая деятельность,

Консультативно-просветительская работа

Педсовет, классное родительское собрание.

Аналитический отчёт.

Структура работы по психолого-педагогическому сопровождению

В первой четверти проводится диагностика на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу: диагностический инструментарий обследования адаптационного периода первоклассников в себя наиболее показательные для адаптации процессы; мотивация учения, самооценку (личностные УУД).

Во второй четверти проводится углубленная диагностика, которая направлена на выявление уровня интеллектуального развития (познавательные УУД), определение уровня сформированности класса как коллектива, социометрическая методика. Результаты заносятся в индивидуальные карты обучающихся и в аналитический отчёт итоговые таблицы. Таким образом, прослеживается динамика интеллектуального и личностного развития. Далее проводится педсовет, в состав входят администрация, учителя, работающие в классе, классный руководитель, где педагог-психолог знакомит с результатами, т.е. даёт психологическую характеристику класса. Затем педагог - психолог знакомит родителей с характеристикой класса на классном родительском собрании.

В третьей четверти проводятся коррекционно-развивавающие занятия с детьми, у которых выявлены психологические проблемы. Работа проводится как индивидуально, так и в группе. В этой же четверти проводится консультативно-просветительская работа с родителями и педагогами.

В четвёртой четверти проводится итоговый педсовет , знакомство с мониторингом психического статуса обучающихся и аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по программе психолого-педагогического сопровождения ФГОС, планирование на следующий год.






План психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО для первоклассников

Направления деятельности

УУД

Срок проведения

Предполагаемый результат

1.Изучение периода адаптации учащихся по учебно-методическому пособию Л.Н.Румянцевой

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  1. сентябрь, октябрь

  2. апрель, май

Создание условий для успешной адаптации учеников к школе, предупреждение и преодоление школьных факторов риска

2. Методика «Беседа о школе» (Т.А.Нежной, Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера)

Личностные УУД

(самоопределение)


ноябрь

Определение «внутренней позиции» школьников

3.Методика самооценки «Лесенка» ( Т.В. Дембо- С.Я. Рубинштейна)

Личностные УУД

(самоопределение)


октябрь-апрель

Изучение уровня развития самооценки

4. Тест школьной мотивации-Н. Г.Лускановой

Личностные УУД

(смыслообразование)

октябрь

Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД

5.Диагностика познавательных УУД (теоретическое мышление) - методика Гиружапова

Познавательные УУД

ноябрь-апрель (мониторинг)

Определение уровня УУД на предметном материале

  1. Методика «Социометрия» Дж. Морено

Коммуникативные УУД

ноябрь

Определение уровня сформированности как коллектива

7.Диагностика компонентов учебной деятельности - методика Г.В. Репкиной - Е.В.Заики

Регулятивные УУД

октябрь- апрель

Определение типа отношения ребёнка к учебному заданию

8.Коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые испытывают временные трудности периода адаптации.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

ноябрь-апрель

Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны

9. Консультационная и просветительская работа.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников.


По запросу ноябрь-май

10.Групповые и индивидуальные консультации с педагогами:

«Первый раз-в первый класс!»,

«Трудности адаптационного периода»,

«Психологические особенности младшего школьного возраста»,

«Учимся учиться»,

«Индивидуально-личностные особенности ребёнка»

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

сентябрь-май

Повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе.

11.Групповые и индивидуальные консультации для родителей первоклассников

«Семья и школа как ресурс успешности первоклассника»

«Здоровье детей-забота школы и родителей»

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

сентябрь-май

Развитие самосознания и рефлексивных способностей.

12.Курс Г.К.Селевко познание окружающего мира, первичная социализация - «Этика поведения» для учащихся 1 -х классов. Программа предназначена для самосовершенствования личности.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

сентябрь-май

Развитие основных качеств личности.

13. Аналитический отчёт


май

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.





Заключение


Целью разработки и внедрения данной программы явилось требование ФГОС. Эта программа поможет дать психологическую характеристику ,каждого учащегося нового поколения, т.е составить его «портрет». Для этого в помощь каждому школьнику, служит их портфолио.

Проведение мероприятий по адаптации к школе - это не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Именно в этот период начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотошений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. По какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный - а, следовательно, и враждебный ему - школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.

Программа психолого-педагогического сопровождения , отличается от других программ современными, авторскими диагностическими методиками, которые приведены в соответствии с видами УУД.

По результатам мониторинга, можно судить об эффективности мотивационной программы, где прослеживается положительная динамика по всем диагностическим методикам.

















Список литературы

  1. Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. - 2000. - № 10.

  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - М., 1968.

  3. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. - М., 2003.

  4. Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Г.Д.Воднева. - Витебск, 2006.

  5. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса / под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. - М., 1980.

  6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. - М., 1997.

  7. Кряжева, И.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / И.Л.Кряжева. - Ярославль, 1996.

  8. Маркова, А.К. Формирование мотивов учения / А.К.Маркова, Г.А.Матис. - М., 1990.

  9. Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. / В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. - М., 1989.

  10. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф.Тихомирова. - Ярославль, 1997.

  11. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А.Цукерман. - М., 1999.



© 2010-2022