- Преподавателю
- Школьному психологу
- Урок по теме «Радость общения»
Урок по теме «Радость общения»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврищук И.А. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ».
Форма урока: круглый стол.
Цель: формирование положительного отношения в общении с окружающими людьми, выявление в общении лучших сторон личности.
Задачи:
- способствовать развитию вербальной стороны общения;
- воспитание аутентичности учащихся;
- развитие навыков общения.
Литература: Учебное пособие для студентов колледжа «Самопознание». Авторы: Б.К. Кудышева, Г.И. Калиева, Д.Е. Серовайская, Г.Ж. Джуманова.
Ход урока
Круг радости. Учащимся предлагается начать приветствие со слов «я рад (а) тебя видеть, потому что…».
Учебная информация. Стр.82.
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди физически и духовно творят друг друга. В общении выявляются и раскрываются лучшие стороны личности. Для культурного человека общение - это потребность, а его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата. Общение - одновременно процесс воспитания и самовоспитания, в котором люди без морализаторства воздействуют друг на друга. Главным в человеческом общении является взаимопонимание между людьми.
В культуре разных народов важное значение придается феномену общения. Потребность в общении выступает жизненной, экзистенциальной потребностью, непременным условием психического здоровья человека. В традиционной казахской культуре это наиболее ярко проявилось в традиции гостеприимства.
Общение - это одна из важнейших составляющих повседневной жизни современного человека. Коммуникативная культура необходима каждому человеку. Общаясь, мы получаем новую информацию, налаживаем отношения с другими людьми, обретаем друзей, создаем семью, трудимся, обучаемся, приобретаем то, что необходимо для нашей жизни с момента рождения и в течение всей жизни. Благодаря общению, личность осваивает все необходимые навыки, формирует отношение к самому себе, становится Человеком в полном смысле этого слова. Как известно, человек - существо социальное, поэтому вне общества он не способен приобрести подлинно человеческие качества. В этой связи весьма показательны многочисленные истории детей «маугли», выращенных животными. Выросшие при полном отсутствии общения с людьми, впоследствии они не смогли приобрести тех качеств, которые выделяют человека из животного мира. В общении выделяют вербальную и невербальную стороны (схема 1).стр.83. Невербальная сторона общения предоставляет значительную часть необходимой информации: рад ли человек нас видеть, хорошее ли у него настроение, думает ли он действительно то, о чем говорит в данный момент, какое значение он придает своим словам. Ответы на эти вопросы мы получаем с помощью невербальных сигналов от партнера по общению. Слова и их смысл дают нам незначительную, зачастую не самую важную часть информации.
Разминка
Один из студентов (доброволец) должен выйти из аудитории. Когда он вернется, ему необходимо определить, кто из членов группы готов с ним общаться. При этом необходимо использовать только невербальные средства общения. Группа в отсутствие водящего определяет студента, который будет демонстрировать готовность об¬щаться, остальные должны будут показать нежелание этого делать.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли было установить контакт?
2. Что помогло определить желающих общаться?
3. Какими средствами вы показали нежелание общаться?
4. Что вы чувствовали, когда понимали, что с вами
хотят общаться?
Невербальная сторона общения имеет огромное значение для людей всего мира. Даже если вы не знаете родного языка человека, с которым общаетесь, приветливая улыбка всегда будет уместна и поможет наладить контакт. В современном мире, когда ни расстояния, ни границы уже не препятствуют общению между представителями разных стран и культур, очень важно умение налаживать конструктивные взаимоотношения с людьми, порой существенно отличающимися от привычного нам окружения. Мы должны уметь уважать культуру и традиции других народов, проявляя понимание и толерантность. В этой связи очень полезно знать ряд отличий в культуре общения у представителей разных народов. В этом вам поможет материал, изложенный в приложении.
Прочитайте текст «Культура общения народов мира», размещенный в приложении №2. Выпишите наиболее заинтересовавшие вас элементы (жесты, мимика, позы) общения и их значение в разных культурах. Разделитесь на две команды. Одна из команд по очереди демонстрирует какой-либо жест, элемент мимики или позу, задача второй команды определить все возможные значения этого жеста (позы) в разных странах мира.
Дайте развернутый ответ на вопросы:
1. Что для вас деньги: цель или средство?
2. Как вы относитесь к изречению «Бедность - не порок»?
3. Какого человека вы считаете по-настоящему богатым?
Разминка
«Метафоры»
Прочитайте проблемное задание на карточке. Подумайте о том, как можно изобразить проблему, обозначенную в задании, в метафорической форме. Для выполнения этого задания прочитайте определение метафоры и уясните её главные свойства. Продумайте, как метафору можно изобразить. Для рисования используйте и краски, и фломастеры.
Учебная информация
Метафора - фигура речи, образное выражение, основанное на перенесении свойств одного предмета (явления) на другой на основании общего признака. В отличие от сравнения, где присутствуют оба члена сопоставления, метафора - это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как-будто», «словно» и т. п. опущены, но подразумеваются. В метафоре различные признаки - то, чему уподобляется предмет, и свойства самого предмета представлены не раздельно, как в сравнении, а сразу даны в новом нерасчлененном единстве. Обладая неограниченными возможностями в сближении или неожиданном уподоблении самых разных предметов и явлений, по существу по новому осмысливая предмет, метафора позволяет вскрыть, обнажить, прояснить его внутреннюю природу.
«Какими качествами должен обладать мой избранник?»
Перечислите и проранжируйте качества, которыми должен обладать ваш потенциальный избранник (избранница). Обсудите в группе качества, получившие наибольшее и наименьшее признание. Обратите внимание на то, какое место среди них занимает материальная обеспеченность. Аргументируйте своё мнение.
Творческая деятельность.
Подготовьте выступление на одну из следующих тем:
• Богатство - не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им.
Мигель Сервантес
«Круг от сердца к сердцу»
«Учащимися предлагается по кругу высказать свое мнение, что было на занятии полезным?»