Рабочая программа по элективному курсу «Мой личностный рост» 9 класс

Общепринятым условием успешности выбора старшеклассниками дальнейшего пути является включение широкого контекста личностного развития, который учитывает далекие жизненные перспективы. Но возрастное новообразование, жизненные планы, перспективы не вызревают сами собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. В этом возрасте типичной для ранней юности психопатологией является именн...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждено:

НМС МБОУ «СОШ №________»

Протокол № ____ от _______ 20____г.

Председатель НМС

____________/___________________

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №______»

_______________/_______________

«____» ____________ 20_____г.



Рабочая программа элективного курса

Рабочая программа по элективному курсу «Мой личностный рост» 9 класс

Педагог - психолог:

Класс: 9

Всего часов в неделю: 0,5 часа

Всего часов: 17/ 18 часов

Срок реализации программы:



Норильск 2014г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общепринятым условием успешности выбора старшеклассниками дальнейшего пути является включение широкого контекста личностного развития, который учитывает далекие жизненные перспективы. Но возрастное новообразование, жизненные планы, перспективы не вызревают сами собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. В этом возрасте типичной для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы, тесно связанной с кризисом идентичности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.

Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего.
Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и познавательных процессов. Считается, что к пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться.

Курс « Мой личностный рост» предполагает изучение теоретического материала без глубокого проникновения в теоретические основы психологии. Более важным представляется формирование умений и навыков самостоятельного успешного выхода из проблемной жизненной ситуации. Научить старшеклассников выстраивать реальную перспективу своего будущего.

Роль психолога заключается в том, чтобы создать условия для повышения готовности учащихся к адекватному поведению в ситуации выбора образовательного, профессионального, жизненного пути. Активизировать способности самому определять цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования.

Цель: создание условий для накопления личностных ресурсов. Помочь конструктивно подходить к осознанному выбору жизненного пути, перспективе будущего в профессиональном и личностном самоопределении и успешной социализации после окончания школы.

Задачи:

  • Помочь старшеклассникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно;

  • ориентировать на преодоление трудностей;

  • развивать готовность к жизненному самоопределению;

  • побуждать учащихся к креативному решению жизненных задач;

  • активизировать процессы собственных личностных ресурсов;

  • прояснить и помочь старшеклассникам осмыслить временную перспективу будущего, свои жизненные ценности;

  • формировать готовность брать на себя ответственность за свой выбор.

Программа рассчитана на 18 часов при часовой недельной нагрузке с учащимися 9-х классов (15-16 лет). Состав группы - до 15 человек. Курс обучения имеет социально-педагогическую направленность. По форме организации и процесса педагогической деятельности программа модульная, представляющая собой самостоятельные учебные разделы. В группу принимаются все желающие, без специального отбора.

По своей структуре занятия предполагают следующие части: ритуал приветствия, разминку, рефлексию предыдущего занятия, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

Способы проверки знаний, умений, навыков предусматривают проведение опроса, беседы с учащимися, которые позволят увидеть изменения в уровне самосознания и коммуникативной культуры участников, в их социальной позиции и определить глубину усвоения полученного материала. Учащиеся могут провести презентацию своих научных работ с применением наглядных пособий.

Формы проведения занятий.

Методы работы на занятиях включают лекции, беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, семинары, практикумы, тренинги. Преобладающим является использование интерактивных форм, предполагающих активное субъектное участие учащихся в процессе. Продолжительность каждого занятия - 40-45 минут (1 академический час в неделю).

Методы проведения занятий

  • ассоциативный метод;

  • индуктивный метод;

  • дедуктивный метод;

  • инвентивный метод;

  • беседа, дискуссия;

  • моделирование и анализ заданных ситуаций;

  • творческие задания.

Схема занятия

  • Формулирование темы занятия, основных целей.

  • Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.

  • Основная часть.

Возможны следующие варианты или их комбинация:

  • Лекция;

  • Активная беседа;

  • Система упражнений;

  • Игровые технологии;

  • Заключительная часть.













































































Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем

Количество часов

Форма анятий

Теория

Практика

Всего

Дата

Корректировка сроков

А.Введение 1.

Введение в курс

Беседа

1

-

1

17.01

В Раздел 1.

Что такое жизненный успех?

-

-

4

2. 3

Моё представление об успехе

Дискуссия, упражнения

1

1

2

24.01

31.01

4.5

Шаги к успеху

диагностика, игры

1

1

2

07.02

14.02

С Раздел 2.

Я как личность

-

-

6

6.7

Человек как личность и индивид

Беседа, диагностика

1

1

2

21.02

28.02

8.9

Способы познания и самопознания личности

Упражнения

Тест

1

1

2

06.03

13.03

10.11

Знакомство с самим собой

Самостоятельной работы

1

1

2

20.03

27.03

Д Раздел3

Самосовершенствование, саморазвитие как путь к успеху

-

-

5

12

Главное- это желание

Упражнения

диагностика

1

-

1

03.04

13. 14

Я-властелин эмоций

Диагностика

Упражнения

1

1

2

10.04

17.04

15. 16

Как «организовать» успех

Научная конференция

1

1

2

24.04

08.05

Всего:

9

7

16

Содержание занятий.

Введение (1 час).

Тема 1. Введение в курс (1 ч). Психологии как наука. Значение психологических знаний для человека. Диагностические методики: социометрия, анкетирование (мотивация выбора курса, ожидания от изучения). Упражнения: «Автобусная остановка». Задания для самостоятельной работы: сочинение-рассуждение «Что значит быть успешным человеком?»

Раздел 1. Что такое жизненный успех? (4часа).

Тема 2. Моё представление об успехе (2 ч). Составляющие жизненного успеха. «Размер» успеха. Субъективность оценки жизненного успеха. Упражнения: «Ассоциации», «Слепой и поводырь», «Что такое жизненный успех?» (индивидуальное и групповое выполнение). Задания для самостоятельной работы: «Способы достижения успеха» (индивидуальное выполнение).

Тема 3. Шаги к успеху (2 ч). Отличие цели от мечты. Умение формулировать СВОИ цели в жизни. Дерево целей. Цена достижения цели. Знание себя, умение организовать себя в достижении цели, умение управлять собой - важные шаги в достижении успеха. Упражнения: «Способы достижения успеха» (групповое выполнение), «Курица», «Дорожная карта». Задания для самостоятельной работы: дать определение понятиям «личность», «индивид», «индивидуальность».

Раздел 2. Я как личность (6часов).

Тема 4. Человек как личность и индивид (2 ч). Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Явления, характеризующие человека как личность. Мотивы и потребности человека. Темперамент и характер. Склонности и способности. Направленность личности. Самосознание. Упражнения: «Сундук желаний», Ролевая игра «Поездка в автобусе». Задания для самостоятельной работы: Предложить способы изучения себя и других людей. Упражнение «Плюсы и минусы моего общения»

Тема 5. Способы познания и самопознания личности (2 ч). Общее представление о методах исследования в психологии. Деловая игра «Психологическая лаборатория». Тест «Легко ли вы поддаетесь чужому влиянию», методика Какой « Я». Тест К. Леонгарда - Н. Шмишека (Определение акцентуированного выражения черт человека)

Тема 6. Знакомство с самим собой (2ч). Практикум по самопознанию. Консультирование по результатам полученных диагностических данных. Диагностические методики: Тест- игра «путешествие», Опросник «Айзенка», «КОС-1», «Ценностные ориентации личности (ЦОЛ)», тест «Образ мира», Задания для самостоятельной работы: Предложить способы снятия психоэмоционального напряжения, модели поведения в стрессовых ситуациях.

Раздел 3. Самосовершенствование и саморазвитие как путь к успеху

(5 часов).

Тема 8. Главное- это желание (1 ч). Установка на мотивацию достижения. Выделение признаков «ситуации достижения», «шкала оценки потребности в достижении», методика «Цель-Средство-Результат» (ЦСР). Повышение коммуникативной компетентности как одно из условий формирования успешной личности. Диагностические методики: тест описания поведения К.Томаса, «Контакт». Упражнения: «Превратим минусы в плюсы», «Ассоциации». Игра « «Да» - не говорить», «Комплементы», тест-игра «Ваш жизненный путь».

Тема 9. Я - властелин эмоций (2 ч). Влияние психоэмоционального состояния на успешность деятельности. Стресс и его влияние на человека. Приемы регуляции эмоционального состояния, улучшения работоспособности. Упражнения: «Ассоциации». Диагностические методики: Шкала тревожности Филлипса, Опросник САН, Методика определения уровня эмпатии. Ролевая игра «На приёме у психотерапевта». Задания для самостоятельной работы: проанализировать «расход» времени на учебу, досуг, др. виды деятельности.

Тема 10. Как «организовать» успех (2 ч). Основы самоменеджмента. Понятие о самоменеджменте. Время как стрессор. Капитал времени. «Поглотители времени». Функции, правила и техники самоменеджмента. Практикум., тест «Есть ли у вас чувство времени». защита рефератов по выбранной учащимися теме.






Критерии знаний, умений, навыков учащихся



К концу курса учащиеся должны знать:

  • природу человеческого сознания его компоненты;

  • свои психологические ресурсы, понимание своей индивидуальности;

  • формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни;

  • раскрытие своих возможностей целенаправленного саморазвития;

  • профилактику нарушений психологического здоровья;

  • установки управления своими действиями;

  • стратегии достижения успеха в общении, личной жизни;

  • понятие конструктивного общения;

  • навыки преодоления психологических барьеров в общении;
    методы психологического исследования;

  • проблемы устойчивости личности.

К концу курса учащиеся должны уметь:

  • применять психотехнику в эмоционально-волевой саморегуляции;

  • умение понимать самого себя и относиться к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением;

  • умение ставить перед собой близкие и дальние цели.

  • достигать цели с учетом жизненного опыта и полученных знаний;

  • способность к целостному видению будущего, событий жизни;
    готовность к позитивной жизненной самореализации, успешной социализации;

  • умение планирования карьеры, создание индивидуальной «формулы» успеха;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Для занятий необходимы: альбом, тетрадь - личный дневник, цветные карандаши (фломастеры). Предусматриваются ножницы, клей, старые журналы для коллажа,

  • Дидактический и раздаточный материал (тестовые бланки, тесты, опросники);

  • Психологические книги, журналы.

Оборудование: Мяч, магнитофон. Использование оживленной музыки для разминки и спокойной для сопровождения самостоятельных упражнений.

Литература

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.М.:1968. 2.Вагин И.О. Как стать первым. Практический коучинг по-русски/И.Вагин, 3.А.Глущай.-М.:ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак» 2003.-288 с.

4.Вехова А.П., Кузибецкий А.Н.Жизненное самоопределение старшеклассников: педагогические условия развития. Волгоград: ВГИПК РО,2003.

5.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. 1994.№ 3.С.17-21.

6.Голованова Н.Ф.Социализация школьников как явление педагогическое// Педагогика.1998.№ 5.С.42-46.

7.Дереклеева Н.И.Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.:ВАКО,2004.-122 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

8.Загашев И.Как решить любую проблему. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2001.-128 с. (Серия «Школа мастера».) Игры-обучение, тренинг, досуг…/Под ред.В.В Петрусинского//В четырёх книгах. - М.:Новая школа,1994.-368 с. 9.Истратова О.Н., Эсказуто Т.В. Справочник психолога средней школы/серия «Справочники». - Ростов на/Д: «Феникс»,2003.-512с.

10. Лабиринты психологии. Под ред. Трушковой С.В.-М.:Издат. отдел УНЦ ДО МГУ,1996.-168 с.

11.Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников.- М.:Просвещение,1991.-191 с. Обозов Н.Н. Психология субъекта познания. СПб., Школа практической психологии,1997 г.-56 с.

12. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики. М.,19993. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. - СПб,2003.

13.Столин В.В. Самосознание личности.- М.,1983.-286 с. Тюшев Ю.В.Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер,2006.-160 с.: ил. - (Серия «Практическая психология»).

14Литература для учащихся. Гарбер Е.И. Семнадцать уроков психологии. - М.,1995.-80 с

15.Гинзбург М.Р. Путь к себе. - М.:Педагогика,1991.-160 с.: ил. - (Познай себя: Психология-школьнику).

16. Реан А.А., Гатанов Ю.Б. Психология человека от рождения до смерти. - СПб, 2002. - 656 с.

17. Королева Д.Т. Психологические тесты для всех. - М., 2004. - 336 с.

18. Кумар В. Кто я? Какой я? - СПб: Питер Пресс,1997.-128 с.- (Серия «Азбука психологии»).

19.Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. М., «Педагогика»,1997.-208 с. Чарный Б.М. Воспитай себя сам. - Пермь: Кн. изд-во,1990.-149 с.

20. Фридман Л.М.Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей.- м.: Институт Психотерапии, 2004. - 480с.


© 2010-2022