Инклюзия: «Особенные» дети в «особенной» школе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Особенные» дети в «особенной» школе.

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья- одна из актуальных проблем современного образования.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.

Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Существование таких школ позволяет каждому учащемуся осуществить принадлежность к обществу.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Например, трудности социально-психологической адаптации ребенка, неадекватное восприятие нормально-развивающимися детьми сверстников, нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с «особенными» детьми, трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ.

Для особенных детей необходим комплексный подход к сопровождению. Необходимо, конечно, понимать, что, несмотря на наличие каких-то общих черт, все особенные дети обсолютно разные.

Поступая в школу, ребенок должен привыкнуть не только к новым учителям, но и к новым одноклассникам. Ребенку необходимо освоить новое пространство школы, правила школьной жизни, он должен повсюду найти свое место. Важно отметить, что в детском саду или в начальной школе судьба особого ребенка зависит от одного человека. Но уже в средней школе ситуация складывается другая- многое зависит от того, насколько все, с кем ребенок взаимодействует, могут работать в команде, и насколько они могут придерживаться одних и тех же принципов. Социальная адаптация детей с проблемами в развитии существенно затруднена в силу различных ограничений. Это могут быть и нарушения высших психических функций, нарушения речи и общения. В связи с этим ребенок или подросток с ограниченными возможностями испытывает социальную и психологическую изоляцию.

Как помочь такому ребенку? Во-первых, для ребенка с ОВЗ необходим человек, который может сопровождать его в школьной жизни и находится в постоянном контакте с родителями. Во- вторых, следует предварительно познакомить особого ребенка с теми из учителей, с кем он будет работать. Также и другие педагоги должны знать об особенности учащегося, чтобы случайно не навредить ему. В третьих, педагогу необходимо тактично предупредить учащихся о том, что с ними будет учиться такой ребенок. В четвертых, нужно найти несколько детей- волонтеров, которые могли бы общаться с таким ребенком на переменах. В пятых, чтобы облегчить школьную адаптацию ребенка, необходимо принять определенные правила, связанных с контролем успеваемости ( дать дополнительное время во время контрольных работ, принимать работу позже положенного срока, не сравнивать ребенка с другими детьми). Для особенного ребенка необходимо постоянно создавать ситуацию успеха, особенно по тем предметам, которые являются сильной стороной учащегося. Для того, чтобы ребенок иногда мог обратиться к нему за помощью.

Таким образом «особенному» ребенку будет оказана, в первую очередь, психологическая поддержка со стороны педагогов и одноклассников. Ребенок будет чувствовать себя эмоционально комфортно. И самое главное социально-значимым человеком.

© 2010-2022