«Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребёнку учится»-психологическое сопровождение родителей (семинар-тренинг)

Семинар-тренинг для родителей будущих первоклассников.Психолого-педагогическое сопровождение.«Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребёнку учится».                   Ирина Гордиенко, психолог БСОШ 1-111ст. №4,                                                Ребёнок – зеркало семьи;                                               Как в капле воды отражается – солнце,                                               так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.                    ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-тренинг для родителей будущих первоклассников.

Психолого-педагогическое сопровождение.

«Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребёнку учится».

_________________________________________

Ирина Гордиенко, психолог БСОШ 1-111ст. №4,


Ребёнок - зеркало семьи;

Как в капле воды отражается - солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. (В.А.Сухомлинский)


Цель:

  1. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

  2. Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него.

  3. Научить развивать познавательную активность.

  4. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

  5. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Задачи:

  • продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми;

  • формирование навыков наблюдения за ребенком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;

  • усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания;

  • воспитание привычки обращаться за помощью к специалистам по поводу проблем воспитания;

  • повышение родительской компетентности в понимании сложности периода адаптации для ребенка;

  • улучшение взаимоотношений ребенка с родителями;

  • формирование у родителей умения смотреть на мир глазами ребенка.

Предполагаемый результат:

  • познание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

  • повышение педагогической грамотности родителей;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов;

  • обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

  • продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Цели разработки:

1. Повышение уровня педагогической культуры родителей.

2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.

Ожидаемые результаты от внедрения разработки:

  1. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

  2. Повышение педагогической культуры родителей.

  3. Объединение интересов семьи и ДУЗ в вопросах адаптации детей к условиям школы.

  4. Сокращение сроков адаптации детей и создание условий для психофизического благополучия детей в школе.

Материалы: цветная бумага, листы А4, скотч, ручки, плакаты: «Детский сад - школа», «Море - ожиданий», мелки, 2 обувные коробки, магниты, стакан с водой, соль, перец, горсть земли, вырезанные из цветной бумаги кораблики, стикеры-карандаши и стикеры-книжки (по количеству команд-участников).

Приёмы: мозговой штурм, анализ жизненного опыта, диагностика (групповая и индивидуальная), обсуждение информации.

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Показ сценки «Почему»

Ведущий:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Сын:

Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын:

Папа!

Ведущий:

Сын вернулся вскоре…

Сын:

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий:

Снова сын пришел к папаше…

Сын:

Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других , посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки -

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?

Ведущий: В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

1. Упражнение «Ребёнок - это…»

Каждый родитель продолжает фразу «Ребёнок - это…».

2. Упражнение «Море - ожиданий».

Задание: участники на вырезанных лодочках пишут свои ожидания от тренинга. После, каждый участник клеит свои ожидания на плакат.

3. Разминка.

  1. Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта).

  2. Где у кузнечика ухо? (На ноге).

  3. Что растет вниз головой? (Сосулька).

  4. Какое растение называют зеленым бинтом? (Подорожник).

  5. Как называется начало реки? (Исток).

  6. Можно ли паука назвать насекомым? (Нет, у всех насекомых 6 ног, а у паука 8, относится к паукам).

  7. Кто ходит задом наперед? (Рак).

  8. Сколько ног у майского жука? (6 ног).

  9. Ветки, какого растущего дерева (цветущего) люди приносят в дом? (Верба)

4. Мозговой штурм: «Готовность ребёнка к школе».

Родители должны сказать по одному слову, что в их понимание подготовка к школе. Тренер все слова записывает на доске (рисуется солнышко, а от него идут лучики, на которых записываются ответы родителей).

5. Упражнение «Я - родитель».

Тренер: участники команды, сообща, отвечают на вопрос: «Как я готовлю ребёнка в школу?» Затем каждая команда карандаш-стикер презентует и прикрепляет к плакату «Детский сад - школа».

6. Разминка. Вопросы к зрителям (лжезагадки - загадки, которые, так или иначе, содержат в себе ответ).

1. Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге. (Снять все остальные).

2. Что стоит между стеной и дверью. (И).

3. Шла бабка в Киев, навстречу ей три старика, а у стариков по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько всего шло в Киев. (Одна бабка).

4. Может ли дождь идти два дня подряд. (Нет, потому что еще есть и ночь).

5. Чем до неба докинешь. (Взглядом).

7. Анкета воспитателю и логопеду.

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".

ЛОГОПЕДУ:

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

  3. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

  4. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

  5. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

  6. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

  7. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

ВОСПИТАТЕЛЮ:

  1. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

  2. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

  3. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

  4. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?

  5. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

  6. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

  7. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.

14-10 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

10-6 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

6-2 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

7. Упражнение «Я - первоклассник».

Тренер: участники команды, сообща, отвечают на вопрос: «Как вы думаете, что ваши дети ожидают от школы?» по 4 слова от команды. Затем каждая команда презентует книжки-стикеры и прикрепляет к плакату «Детский сад - школа».

Обсуждение:

- Чем эти упражнения отличаются? Почему возникли эти различия?

- Как мы можем изменить ситуацию, чтобы не нарушать гармонию в детских ожиданиях?

8. Загадки:

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

Ответ: Осёл

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

посмотреть ответ

Ответ: Лошадь

Каким гребешком никто не причесывается?

Ответ: Петушиным

Стеклянный дом, а в доме том во все концы снуют жильцы

Ответ: Аквариум

У кого усы длиннее ног?

Ответ: У таракана

9. Психолого-логопедические упражнения.

Тренер предлагает пройти родителям, как в групповом, так и в индивидуальном порядке экспресс-диагоностику, для того, чтобы они ощутили всю сложность подготовки ребёнка к школе. Элементы таких заданий даются детям психологом и логопедом при диагностике готовности к школьному обучению (некоторые по сложности задание подобраны именно для родителей.

1.Запоминание 10 слов (гора, игла, кошка, часы, пальто, окно, пила, роза, брат, огонь).

2. Весёлое азбуковедение.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

ИГРА С МЯЧОМ "СКАЖИ НАОБОРОТ".

  • Зима - лето.

  • Жара - холод.

  • Правда - ложь.

  • Богач - бедняк.

  • Горький - сладкий.

  • Полезный - вредный.

  • Короткий - длинный.


  • Белый - чёрный.

  • Весёлый - грустный.

  • День - ночь.

3. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

а, к, с, о, и, м, р, т м, ш, а, н, и, ы, г, р (мир,сом,гора,шина,ромашка, ритм, машина, том, гром и т.д).

4."ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ"

Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой - увеличивает.

Дом - домик - домище

Мост - мостик - мостище

Дождь - дождик - дождище

Кот - котик - котище.

Слон - слоник - слонище.

Рука - ручка - ручище.

5. Соединить половинки слов.

Это задание составляется следующим образом. Слова делят на две части: например - ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д. Затем первые половинки записывают вразнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Ребенку предлагают соединить эти половинки между собой так, чтобы полу­чились целые слова.

ГОН ЛЯР РОД PACT

БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА

ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА

БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК

КАП КОН ПО ОЧКА

КОН НАЛ СОР БОР

САМО КА ПАР ВОЗ

КА КАН ВОДО ФОР

СЕМА ЛАЗ

6.Упражнение «Найди ошибку». Психолог просит участников выслушать фразы, которые он скажет. В некоторых из них есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их.

3-C

1. Хозяйка сварила зуб. 2. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород. 3. У девочки болел суб. 4. На лугу паслась коса.

П-В

1. Воду хранили в почке. 2. На цветке сидела папочка. 3. Мальчик бил воду из стакана. 4. Из чайника шел бар.

Д-Т

1. В этом томе я живу. 2. У меня взрослая точка. 3. На лугу росла густая драва. 4. В конце предложения надо ставить дочку.

Г - К

1. Футболисты забили кол. 2. Собака грызла гости. 3. В этом доме я живу третий кот. 4. Учитель поставил мальчику гол.

Ж-Ш

1. В руке у мальчика воздушный жар. 2. После дождя образовалась большая луша. 3. Летом я шил у бабушки. 4. Раскаленная печка давала сильный шар.

Ш-С

1. В нашем доме отремонтировали крысу. 2. Я люблю пить томатный шок. 3. Из норы выбежала большая черная крыша. 4. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы.

7. Составление фигур головоломок

Для игры необходимо вырезать из картона несколько одинаковых квадратов и покрасить каждый из них в свой цвет. Далее каждый квадрат разрезается по-своему: на два треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т.д. Головоломка готова - дети могут составлять квадраты, например, соревнуясь в парах, кто больше составит квадратов.

«Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребёнку учится»-психологическое сопровождение родителей (семинар-тренинг)«Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребёнку учится»-психологическое сопровождение родителей (семинар-тренинг)«Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребёнку учится»-психологическое сопровождение родителей (семинар-тренинг)«Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребёнку учится»-психологическое сопровождение родителей (семинар-тренинг)

Конструирование фигур

Взрослый предлагает детям на время выполнить следующие задания:

  • составить 2 равных треугольника из 5 палочек;

  • составить 2 равных и 1 большой треугольник из 6 палочек;

  • составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

  • составить 2 равных и 1 большой квадрат из 8 палочек;

  • составить 4 равных треугольника из 6 палочек;

  • из 6 палочек составить 4 равных квадрата;

  • из 6палочек составить 1 прямоугольник и 2 равных треугольника;

  • из 8 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника;

8. Сходство (Испытуемого просят рассказать о том, чем похожи следующие пары)

1) Яблоко и персик. 2) Аэроплан и поезд. 3) Акула и дельфин.

9.Найди лишнее слово

Например: нож, вилка, ложка, шляпа, чашка.

Ответ: "шляпа" (потому что все остальные слова имеют отношение к еде).

  1. Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать.

  2. Безжизненный, апатичный, вялый, оцепенелый, чувствительный.

  3. Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать.

  4. Мерин, волчица, лань, кобыла, овца.

  5. Превосходный, поэтичный, величавый, грандиозный, величественный.

  6. Канатоходец, акробат, клоун, шут, жонглер.

Ответы к тесту:

  1. моргать, 2) чувствительный, 3) пинать, 4) мерин, 5) поэтичный, 6) шут

10.Распределение цифр в определённом порядке.

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная её заполнять с верхнего квадрата.

12

4

34

11

30

7

31

21

37

2

28

1

16

25

33

40

19

39

20

9

13

35

6

17

24







10. Упражнение: «Коробка».

Приглашаются по одному участнику с каждой команды (всего 6 человек). Один ставит ноги в коробку - центральный, а другие два участника становятся по бокам и ставят по одной ноге в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагается пересечь комнату. По окончанию проводиться обсуждение.

Тренер:

- удобно ли было двигаться?

- кому из участников наиболее сложно перемещаться?

- в каком случаи игроку в центре двигаться легче, увереннее - когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своём направлении?

Тренер: в положении человека, стоявшего в центре, находиться ребёнок. С одной стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой - семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребёнку надо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов.

Завершение

11. Влияние слова на ребёнка

Нам нужно:

  • Стакан води - ребёнок (чистый, простой, наивный);

  • Соль - грубые, солёные слова;

  • Перец - жгучие, обидные слова;

  • Горсть земли - невнимательность, равнодушие.

Всё хорошо перемешать, и получим состояние души ребёнка. Сколько пройдёт времени, пока всё уляжется, забудется? А стоит лишь немного тронуть - и всё поднимется наверх. А это снова - стресс, невроз, гиперактивность.

Рефлексия.

«Море - ожиданий».

Тренер задаёт родителям вопрос «Нужна ли преемственность между дошкольными учреждениями и школой?» И родители должны написать на парусах и приклеить их к лодочкам, в результате получится маленький кораблик.






7

© 2010-2022