Программа по Основам психологии

Раздел Школьному психологу
Класс 12 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «РОССОШАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

(ГБПОУ ВО «РТС и СТ»)


Согласовано

зам. директора по У Р

____________________И.В. Половинкина

от «______»_____________2016 года

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБПОУ ВО «РТСиСТ»

____________________В.А. Силаков

«____»____________________2016 г.














ПРОГРАММА ПО КУРСУ

« ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»












Содержание

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 2

  2. Структура и содержание учебной дисциплины 3

  3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы психологии»

  4. Условия реализации программы дисциплины 10

  5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 11

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Психология управления

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Основы психология является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями);

  • применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам;

  • исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе;

  • определять структуру коллектива и социально - психологический климат в коллективе;

  • выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения;

  • вырабатывать навыки делового этикета;

  • вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные принципы и методы психологии;

  • эмоционально - волевые, когнитивные индивидуально типологические особенности личности;

  • психологические аспекты малых групп и коллективов;

  • психология принятия управленческих решений;

  • конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации;

  • типы людей по поведению в конфликте;

  • коммуникация и психология общения;

  • социально - психологические основы деятельности руководителя.

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 35 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём

часов

Максимальная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


практические занятия

26

самостоятельная работа обучающего (всего)

35

Итоговая аттестация в форме зачета



  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы психологии»


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Количество часов

Домашнее задание

Учебная литература, справочники, интернет

Раздел 1.

Введение в Психологию управления. Вопросы общей психологии


12



Тема 1.1.

Предмет и объект дисциплины «Основы психологии»

Содержание учебного материала

2

Лекционный материал, дифференцированные задания.

Лекционный материал.

Предмет и задачи Основы психологии его содержание.

    Понятие об объекте психологии.

      Основные психологические проблемы.

        Психологические закономерности деятельности.

          Междисциплинарные связи психологии.

          Тема 1.2.

          Вопросы общей

          психологии

          Содержание учебного материала

          4


          Лекционный материал.

          Понятие психологии.

            Основные принципы и методы психологии.

              Понятие психики и сознания.

              Самостоятельная работа обучающихся

              1. История зарождения и развития науки психологии.

              2. Закономерности внутренней психической деятельности.

              3. Методы психологии и их использование при изучении личности или группы (коллектива).

              4. Понятие и особенности психическими процессами.

              6

              Лекционный материал, учебное пособие.


              Раздел 2.

              Психология личности



              16



              Тема 2.1.

              Понятие личности, ее структура

              Содержание учебного материала

              2



              Понятие личности в психологии. Свойства личности.

                Структура личности.

                  Психологические школы изучения личности.

                  Тема 2.2.

                  Индивидуально-типологические особенности личности

                  Содержание учебного материала

                  6

                  Лекционный материал, составить психологические портреты литературных персонажей.

                  Лекционный материал.

                  Когнитивные, эмоционально - волевые и индивидуально - типологические особенности личности.

                    Способности, интересы, темперамент, характер.

                    Практические занятия

                    1. Изучение процессов памяти собственного «Я» изучение типа темперамента и черт характера собственного «Я».

                    4



                    Самостоятельная работа обучающихся

                    1. Общественно - исторический и деятельный подход в русской психологической школе.

                    2. Интересы и способности, их значимость.

                    3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

                    4. Социализация личности.

                    4

                    Используя различные стратегии публичного выступления подготовить сообщения на любую тему из раздела «Социальная психология».



                    Раздел 3.

                    Психологические аспекты малых групп и коллективов



                    18



                    Тема 3.1.

                    Малая социальная группа как социально - психологическая характеристика организации

                    Содержание учебного материала

                    2


                    Лекционный материал.

                    Понятие группы. Виды групп, состав группы, ее структура.

                    Понятие малой социальной группы. Стадии и уровни развития группы.

                    Коллектив, его основные характеристики.

                    Тема 3.2.

                    Феноменология группы

                    Содержание учебного материала

                    2



                    Понятие Феномена. Основные феномены малых социальных групп

                      Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, конкуренция, сотрудничество, нормы.

                      Практические занятия

                      1. Социометрическое исследование группы.

                      2. Изучение атмосферы в группе.

                      4



                      Тема 3.3.

                      Социально - психологический климат

                      в коллективе

                      Содержание учебного материала

                      2


                      Лекционный материал.

                      Понятие социально - психологического климата.

                        Психологические механизмы формирования и динамики изменения социально - психологического климата.

                        Практическое занятие

                        1. Изучение социально - психологического климата в группе.

                        2



                        Самостоятельная работа обучающихся

                        1. Состав и структура группы, в состав которой вы входите.

                        2. Закономерности групповой деятельности.

                        3. Исследование межличностных отношений в группе, определение своего статуса в группе.

                        4. Изучение социально - психологического климата в группе и причин его нестабильности.

                        6



                        Раздел 4.

                        Психология делового общения и

                        коммуникации


                        14



                        Тема 4.1.

                        Психологические аспекты человеческого

                        общения

                        Содержание учебного материала

                        2

                        1. Подобрать материал для углубленного понимания темы «Невербальные средства общения» и понимания своего собеседника.

                        2. Подготовьте сообщение по вопросу: «Какие эффекты межличностного восприятия и факторы могут использоваться для эффективной самопрезентации?» Охарактеризуйте их.

                        Лекционный материал.

                        Понятие общения, виды общения, три стороны общения, коммуникативная, персептивная и интерактивная.

                          Средства общения - вербальные и невербальные.

                          Практическое занятие

                          1. Тестирование «умеете ли вы слушать» «умеете ли вы общаться»

                          2



                          Тема 4.2.

                          Коммуникативные умения и навыки

                          Содержание учебного материала

                          2


                          Лекционный материал.

                          Коммуникативные навыки и умения.

                            Функции коммуникаций

                              Вертикальные и горизонтальные коммуникации.

                              Практические занятия

                              1. Тестирование с последующим анализом ответов: «Коммуникабельны ли вы?

                              Любят ли вас люди?»

                              4



                              Самостоятельная работа обучающихся

                              1. Беседа - основной вид общения. Этапы беседы, их содержание; трансактное общение.

                              1. Виды общения по содержанию. Деловое общение.

                              2. Причины неэффективных коммуникаций.

                              3. Преодоление коммуникативных барьеров.

                              4. Характеристика качеств личности, важные для успешного общения.


                              4

                              Дифференциро

                              ванные задания,

                              презентация «Эмоции».


                              Раздел 5.

                              Психология принятия

                              решений


                              10



                              Тема 5.1.

                              Психология принятия

                              решений

                              Содержание учебного материала

                              4


                              Лекционный материал.

                              Личностные факторы в принятии решений.

                                Адекватные решения.

                                  Субъективная рациональность - индивидуальное восприятие ситуации принятия решения.

                                    Выявление психологических проблем при принятии решения.

                                    Практические занятия

                                    1. Принятие правильных решений.

                                    2



                                    Самостоятельная работа обучающихся

                                    1. Система принятия решений С.Джонсона.

                                    2. Мышление принятие решения.

                                    3. Психологические факторы, влияющие на принятие решения.

                                    4



                                    Раздел 6.

                                    Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации


                                    18



                                    Тема 6.1.

                                    Природа и социальная роль конфликта

                                    Содержание учебного материала

                                    2

                                    Изучить способы выхода из стрессовых ситуаций.


                                    Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Виды конфликтов, их классификация.

                                      Признаки конфликтной ситуации.

                                        Причины конфликта.

                                        Тема 6.2.

                                        Структура конфликта.

                                        Динамика и модель

                                        конфликта

                                        Содержание учебного материала

                                        4

                                        Изучить дополнительный материал на тему: «Психологические проблемы в общении».


                                        Противоборство сторон, этапы конфликта.

                                          Элементы конфликта. Динамика развития конфликта.

                                            Модель конфликта, ее завершение.

                                            Тема 6.3.

                                            Способы и правила разрешения конфликта

                                            Содержание учебного материала

                                            2

                                            Изучить методы борьбы со стрессом.



                                            Применение мер и психологических подходов для разрешения конфликта.

                                              Методы профилактики и правила разрешения конфликта.


                                              Практические занятия

                                              1. Решение конфликтных ситуаций.

                                              2. Деловая игра: разрешение конфликтной ситуации, возникшей в коллективе.

                                              4

                                              Изучить формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Провести исследование: гендерные различия стратегий поведения в конфликтных ситуациях.


                                              Самостоятельная работа обучающихся

                                              1. Основные типы поведения людей в конфликтной ситуации.

                                              2. Конфликты, возникающие между людьми.

                                              3. Социальные конфликты, причины их возникновения и участники таких конфликтов.

                                              4. Этапы развития конфликтов. Представить диаграмму

                                              5. Функции деструктивных и конструктивных конфликтов, их признаки.

                                              6. Стрессы их влияние на эффективность работы организации.

                                              7. Социальная напряженность, ее параметры, стадии.

                                              6

                                              Изучить вопрос о формировании профессионального поведения.


                                              Раздел 7.

                                              Социально - психологические основы деятельности


                                              17



                                              Тема 7.1.

                                              Лидерство и руководство. Стили лидерства

                                              Содержание учебного материала

                                              2

                                              Определить роль формирования первого впечатления на восприятие личности.

                                              Лекционный материал.

                                              Сущность лидерства. Лидеры и их различие. Лидерские черты и поведение.

                                              Демократический и авторитарный стили лидерства.

                                              Тема 7.2.

                                              Лидеры и исполнители

                                              Содержание учебного материала

                                              2



                                              Модели взаимодействия лидера и исполнителя: значение команды.

                                              Теория компетентности.

                                              Харизматическое лидерство. Лидерство в команде.

                                              Тема 7.3.

                                              Ситуационные теории

                                              эффективного

                                              лидерства

                                              Содержание учебного материала

                                              4



                                              Ситуационная теория Ф.Фидлера.


                                              Теория «путь - цель»

                                              Практические занятия

                                              1. Определение стиля лидерства собственного «Я».

                                              2. Выбор лидера из претендентов, на которых представлена характеристика.

                                              3. Деловая игра.

                                              4



                                              Самостоятельная работа обучающихся

                                              1. Трансформационное лидерство его особенности и формы проявления.

                                              2. Качества харизматического лидера и их проявление

                                              3. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке.

                                              4. Характеристика успешных лидеров. Мотивация лидерства.

                                              5. Лидер - преобразователь. Как стать лидером преобразователем. Предложения и объяснения.

                                              6. Правила успеха в руководстве командой. Отличие руководства командой от руководства индивидом.

                                              5

                                              Подготовить сообщения на одну из предложенных тем:

                                              «Коллектив и личность», «Лидер и руководитель», Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе».



                                              Всего:

                                              105



                                              3. Условия реализации программы дисциплины

                                              1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению

                                              Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии.

                                              Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

                                              Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор; телевизор; калькулятор.

                                              1. Информационное обеспечение обучения

                                              Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы

                                              Основные источники:

                                              1. Столяренко А.Д. «Психология управления» Ростов - на - Дону «Феникс» 2007.

                                              2. Столяренко А.Д. «Психология делового общения и управления» Ростов - на - Дону «Феникс» 2008.

                                              3. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. «Управленческая психология» Москва ИД «Форум» - Инфра - М 2007.

                                              4. Немов Р.С. «Психология» Москва изд.центр «Владос» 2010.

                                              5. Немов Р.С. «Психология» Москва «Юрайт» 2009.

                                              6. Столяренко А.Д. «Основы психологии» Ростов - на - Дону. Изд. Феникс 2008.

                                              Дополнительные источники:

                                              1. Щепкин Г.В. «Практическая психология менеджмента» Киев изд. «Украина» 2007.

                                              2. Батаршев А.В. «Психодиагностика, способности к общению» Москва «Владос» - 2008.

                                              3. Лавриненко В.Н. «Социальная психология и этика делового общения» Москва изд. объединение «Юнита» 2007.

                                              4. Берн Эрик «Игры, в которые играют люди, люди которые играют в игры» Лениздат 2008.

                                              4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

                                              Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

                                              Результаты обучения

                                              (освоенные умения, усвоенные знания)

                                              Формы и методы контроля и

                                              оценки результатов обучения

                                              1

                                              2

                                              Умения:

                                              пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями)

                                              практическая работа, внеаудиторные занятия

                                              применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам

                                              тестирование

                                              исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе

                                              внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия

                                              определять структуру коллектива и социально - психологический климат в коллективе

                                              внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия

                                              выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения

                                              тестирование

                                              вырабатывать навыки делового этикета

                                              практическая работа

                                              вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе

                                              решение конфликтных ситуаций

                                              Знания:

                                              основные принципы и методы психологии

                                              опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

                                              эмоционально - волевые, когнитивные индивидуально - типологические особенности личности

                                              опрос, тестирование, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

                                              психологические аспекты малых групп и коллективов

                                              опрос, практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

                                              психология принятия управленческих решений

                                              опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

                                              конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации

                                              деловая игра

                                              типы людей по поведению в конфликте

                                              практическая работа

                                              коммуникация и психология общения

                                              опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

                                              социально - психологические основы деятельности руководителя

                                              опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа


                                              © 2010-2022