- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа по Основам психологии
Программа по Основам психологии
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 12 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Речинская Л.М. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «РОССОШАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
(ГБПОУ ВО «РТС и СТ»)
Согласовано
зам. директора по У Р
____________________И.В. Половинкина
от «______»_____________2016 года
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБПОУ ВО «РТСиСТ»
____________________В.А. Силаков
«____»____________________2016 г.
ПРОГРАММА ПО КУРСУ
« ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Содержание
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 2
-
Структура и содержание учебной дисциплины 3
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы психологии»
-
Условия реализации программы дисциплины 10
-
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 11
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Психология управления
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы психология является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями);
-
применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам;
-
исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе;
-
определять структуру коллектива и социально - психологический климат в коллективе;
-
выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения;
-
вырабатывать навыки делового этикета;
-
вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные принципы и методы психологии;
-
эмоционально - волевые, когнитивные индивидуально типологические особенности личности;
-
психологические аспекты малых групп и коллективов;
-
психология принятия управленческих решений;
-
конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации;
-
типы людей по поведению в конфликте;
-
коммуникация и психология общения;
-
социально - психологические основы деятельности руководителя.
-
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 35 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём
часов
Максимальная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
практические занятия
26
самостоятельная работа обучающего (всего)
35
Итоговая аттестация в форме зачета
| |||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Домашнее задание | Учебная литература, справочники, интернет | |||
Раздел 1. Введение в Психологию управления. Вопросы общей психологии |
| 12 |
|
| |||
Тема 1.1. Предмет и объект дисциплины «Основы психологии» | Содержание учебного материала | 2 | Лекционный материал, дифференцированные задания. | Лекционный материал. | |||
Предмет и задачи Основы психологии его содержание. | |||||||
| Понятие об объекте психологии. | ||||||
| Основные психологические проблемы. | ||||||
| Психологические закономерности деятельности. | ||||||
| Междисциплинарные связи психологии. | ||||||
Тема 1.2. Вопросы общей психологии | Содержание учебного материала | 4 |
| Лекционный материал. | |||
Понятие психологии. | |||||||
| Основные принципы и методы психологии. | ||||||
| Понятие психики и сознания. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 6 | Лекционный материал, учебное пособие. |
| ||||
Раздел 2. Психология личности
|
| 16 |
|
| |||
Тема 2.1. Понятие личности, ее структура | Содержание учебного материала | 2 |
|
| |||
Понятие личности в психологии. Свойства личности. | |||||||
| Структура личности. | ||||||
| Психологические школы изучения личности. | ||||||
Тема 2.2. Индивидуально-типологические особенности личности | Содержание учебного материала | 6 | Лекционный материал, составить психологические портреты литературных персонажей. | Лекционный материал. | |||
Когнитивные, эмоционально - волевые и индивидуально - типологические особенности личности. | |||||||
| Способности, интересы, темперамент, характер. | ||||||
Практические занятия
| 4 |
|
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | Используя различные стратегии публичного выступления подготовить сообщения на любую тему из раздела «Социальная психология».
|
| ||||
Раздел 3. Психологические аспекты малых групп и коллективов
|
| 18 |
|
| |||
Тема 3.1. Малая социальная группа как социально - психологическая характеристика организации | Содержание учебного материала | 2 |
| Лекционный материал. | |||
| Понятие группы. Виды групп, состав группы, ее структура. | ||||||
| Понятие малой социальной группы. Стадии и уровни развития группы. | ||||||
| Коллектив, его основные характеристики. | ||||||
Тема 3.2. Феноменология группы | Содержание учебного материала | 2 |
|
| |||
Понятие Феномена. Основные феномены малых социальных групп | |||||||
| Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, конкуренция, сотрудничество, нормы. | ||||||
Практические занятия
| 4 |
|
| ||||
Тема 3.3. Социально - психологический климат в коллективе | Содержание учебного материала | 2 |
| Лекционный материал. | |||
Понятие социально - психологического климата. | |||||||
| Психологические механизмы формирования и динамики изменения социально - психологического климата. | ||||||
Практическое занятие
| 2 |
|
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 6 |
|
| ||||
Раздел 4. Психология делового общения и коммуникации |
| 14 |
|
| |||
Тема 4.1. Психологические аспекты человеческого общения | Содержание учебного материала | 2 | 1. Подобрать материал для углубленного понимания темы «Невербальные средства общения» и понимания своего собеседника. 2. Подготовьте сообщение по вопросу: «Какие эффекты межличностного восприятия и факторы могут использоваться для эффективной самопрезентации?» Охарактеризуйте их. | Лекционный материал. | |||
Понятие общения, виды общения, три стороны общения, коммуникативная, персептивная и интерактивная. | |||||||
| Средства общения - вербальные и невербальные. | ||||||
Практическое занятие
| 2 |
|
| ||||
Тема 4.2. Коммуникативные умения и навыки | Содержание учебного материала | 2 |
| Лекционный материал. | |||
Коммуникативные навыки и умения. | |||||||
| Функции коммуникаций | ||||||
| Вертикальные и горизонтальные коммуникации. | ||||||
Практические занятия
Любят ли вас люди?» | 4 |
|
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | Дифференциро ванные задания, презентация «Эмоции». |
| ||||
Раздел 5. Психология принятия решений |
| 10 |
|
| |||
Тема 5.1. Психология принятия решений | Содержание учебного материала | 4 |
| Лекционный материал. | |||
Личностные факторы в принятии решений. | |||||||
| Адекватные решения. | ||||||
| Субъективная рациональность - индивидуальное восприятие ситуации принятия решения. | ||||||
| Выявление психологических проблем при принятии решения. | ||||||
Практические занятия
| 2 |
|
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 |
|
| ||||
Раздел 6. Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации |
| 18 |
|
| |||
Тема 6.1. Природа и социальная роль конфликта | Содержание учебного материала | 2 | Изучить способы выхода из стрессовых ситуаций. |
| |||
Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Виды конфликтов, их классификация. | |||||||
| Признаки конфликтной ситуации. | ||||||
| Причины конфликта. | ||||||
Тема 6.2. Структура конфликта. Динамика и модель конфликта | Содержание учебного материала | 4 | Изучить дополнительный материал на тему: «Психологические проблемы в общении». |
| |||
Противоборство сторон, этапы конфликта. | |||||||
| Элементы конфликта. Динамика развития конфликта. | ||||||
| Модель конфликта, ее завершение. | ||||||
Тема 6.3. Способы и правила разрешения конфликта | Содержание учебного материала | 2 | Изучить методы борьбы со стрессом.
|
| |||
Применение мер и психологических подходов для разрешения конфликта. | |||||||
| Методы профилактики и правила разрешения конфликта.
| ||||||
Практические занятия
| 4 | Изучить формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Провести исследование: гендерные различия стратегий поведения в конфликтных ситуациях. |
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 6 | Изучить вопрос о формировании профессионального поведения. |
| ||||
Раздел 7. Социально - психологические основы деятельности |
| 17 |
|
| |||
Тема 7.1. Лидерство и руководство. Стили лидерства | Содержание учебного материала | 2 | Определить роль формирования первого впечатления на восприятие личности. | Лекционный материал. | |||
| Сущность лидерства. Лидеры и их различие. Лидерские черты и поведение. | ||||||
| Демократический и авторитарный стили лидерства. | ||||||
Тема 7.2. Лидеры и исполнители | Содержание учебного материала | 2 |
|
| |||
| Модели взаимодействия лидера и исполнителя: значение команды. | ||||||
| Теория компетентности. | ||||||
| Харизматическое лидерство. Лидерство в команде. | ||||||
Тема 7.3. Ситуационные теории эффективного лидерства | Содержание учебного материала | 4 |
|
| |||
| Ситуационная теория Ф.Фидлера.
| ||||||
| Теория «путь - цель» | ||||||
Практические занятия
| 4 |
|
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся
| 5 | Подготовить сообщения на одну из предложенных тем: «Коллектив и личность», «Лидер и руководитель», Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе».
|
| ||||
Всего: | 105 |
|
|
3. Условия реализации программы дисциплины
-
Требования к минимальному материально - техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор; телевизор; калькулятор.
-
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Столяренко А.Д. «Психология управления» Ростов - на - Дону «Феникс» 2007.
-
Столяренко А.Д. «Психология делового общения и управления» Ростов - на - Дону «Феникс» 2008.
-
Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. «Управленческая психология» Москва ИД «Форум» - Инфра - М 2007.
-
Немов Р.С. «Психология» Москва изд.центр «Владос» 2010.
-
Немов Р.С. «Психология» Москва «Юрайт» 2009.
-
Столяренко А.Д. «Основы психологии» Ростов - на - Дону. Изд. Феникс 2008.
Дополнительные источники:
-
Щепкин Г.В. «Практическая психология менеджмента» Киев изд. «Украина» 2007.
-
Батаршев А.В. «Психодиагностика, способности к общению» Москва «Владос» - 2008.
-
Лавриненко В.Н. «Социальная психология и этика делового общения» Москва изд. объединение «Юнита» 2007.
-
Берн Эрик «Игры, в которые играют люди, люди которые играют в игры» Лениздат 2008.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
1
2
Умения:
пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями)
практическая работа, внеаудиторные занятия
применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам
тестирование
исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе
внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия
определять структуру коллектива и социально - психологический климат в коллективе
внеаудиторная самостоятельная работа; практические занятия
выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения
тестирование
вырабатывать навыки делового этикета
практическая работа
вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе
решение конфликтных ситуаций
Знания:
основные принципы и методы психологии
опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
эмоционально - волевые, когнитивные индивидуально - типологические особенности личности
опрос, тестирование, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
психологические аспекты малых групп и коллективов
опрос, практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа
психология принятия управленческих решений
опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации
деловая игра
типы людей по поведению в конфликте
практическая работа
коммуникация и психология общения
опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
социально - психологические основы деятельности руководителя
опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа