Урок толерантности в 9 классе

Подростковый возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.  Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле. Для  формирования  толерантной  личности  в   образовательной  среде   считаю  первостепенным  решение  следующих  задач:  развитие  физически  здоровой,  духовно  богатой,  высоконравственной,  образованной  личности,  патриота  своей родины,  уважающего  традиции  и  культуру  своего  и  других  народов;  воспитание  гражданственности,  уважения  к  правам  и  свободам  человека,  ответственности  перед  собой  и  обществом. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили  недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.  Данный урок посвящен  очень важной теме – бесконфликтное общение. Тема урока: « Культура межэтнического общения» Цели урока: формировать у участников понятие «культура общения»; развивать социальную интуицию, чувствительность, формировать толерантное отношение к окружающим, к обществу, к определенным ситуациям, отрабатывать навыки бесконфликтного общения, творческие способности.
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Открытый урок в 9 классе

на тему: « Культура межэтнического общения» ( толерантность)

Цель: формировать у участников понятие «культура общения»; развивать социальную интуицию, чувствительность, формировать толерантное отношение к окружающим, к обществу, к определенным ситуациям, отрабатывать навыки бесконфликтного общения, творческие способности.

Учитель: Здравствуйте ребята!!! Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая касается возможности благополучного проживания в обществе каждым человеком. Тема нашего урока - культура межэтнического общения.

А урок мне хотелось бы начать словами Бернарда Шоу, который сказал:


Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди
.

Б. Шоу


1. Вводное слово учителя:
Все мы живём в дружном, многонациональном Казахстане. Порой сложно найти общий язык в коллективе учеников, работников одного предприятия. У каждого свои увлечения, интересы. Также и в нашем государстве, где проживают разные этнические группы, у которых свои традиции и обычаи. Но тем и славен Казахстан, что, являясь многонациональной страной, ему удается избегать межэтнических и межконфессиональных разногласий.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….


С каждым годом растет население земли, стран, растет человеческое общество, возрастает роль и значение общения людей, следовательно, возрастает роль знания культуры межэтнического общения.

Культура межэтнического общения - это уважительное отношение человека к людям разных национальностей, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству.

Мы - представители различных наций, должны научиться жить в мире.

Важно всегда помнить о том, что высокая культура межэтнического общения возможна в условиях взаимопринятия и взаимопроникновения культур. Необходимо стремиться самосовершенствованию и воспитанию в себе высокой культуры межэтнического общения.

Как сказал А. Кунанбаев: «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно...»

Круг радости

Ведущий предлагает участникам назвать свое имя и продолжить предложение:

«Я люблю ..., ..., ...»;

«Я не люблю ... ... ...».

Игра «Пойми меня»:

Для участия в конкурсе приглашаются 3 участника. Причём каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т.е. он слепой, второй - ничего не слышит, т.е. он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т.д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.

Учитель: Ребята, что из нашей жизни ,вам напоминает эта ситуация?

Упражнение «Ковер идей»

Цель: осознание причин проблемы; осознание собственных действий, направленных на решение конкретной проблемы.

Необходимо подготовить нарезанные полоски бумаги трех разных цветов, по 30 полосок каждого цвета, два больших листа бумаги, клей, наклейки двух цветов (по две наклейки каждого цвета для каждого участника), один плакат.

1. Понимание проблемы.

Каждая группа получает 10 цветных полосок и большой лист бумаги. На каждой полоске участники записывают ответ на вопрос: «Почему проблема существует? Почему в нашей жизни трудно быть толерантным? ». После этого на большом листе бумаги образуют «ковер», наклеивая все полоски так, чтобы написанное можно было прочесть.

2. Пути решения проблемы.

Группам раздается по 10 полосок другого цвета, на которых участники записывают предложения по решению этой проблемы. Затем эти новые полоски наклеиваются на «ковер». После окончания работы группы показывают свои «ковры» и зачитывают идеи.

3. Индивидуализация деятельности.

Каждый пишет на полосках третьего цвета о том, что он лично может сделать, чтобы изменить ситуацию. Группы по очереди читают свои полоски, приклеивают их на плакат. Похожие предложения приклеивают одну под другой.

5. Оценка идей. Каждый участник получает две наклейки. красную, зеленую.

Красный означает - «точно это сделаю», зеленый - «попытаюсь это сделать». Участники подходят к плакату, еще раз перечитывают все идеи и приклеивают наклейки на избранных идеях (необязательно использовать все наклейки).

Психологический смысл упражнения.

Каждый участник получает возможность поразмыслить, что сделает лично он, чтобы помочь решить эту проблему.

Разминка «Надо договориться»

Цель:

  • развлечь группу;

  • сконцентрировать внимание участников;

  • осознать ценность сотрудничества;

  • показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;

  • сплотить группу.

Ход задания:

Участникам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Учитель: Что вам было трудно в этой игре? Что помогло успешно справиться с этим заданием?

Упражнение «Ярлыки»

Цель:

  • дать участникам возможность почувствовать себя на месте "стигматизированных" (отмеченных "ярлыком") людей;

  • увидеть недостатки такого подхода к людям;

Понадобятся - наклейки с надписями, материалы для задания

Ход работы.

На стикерах написаны различные определения, например "ленивый", "умный", "лидер", "равнодушный",″ответственный″, ″замкнутый″, ″справедливый″, ″не умеющий слушать″.

Каждому из участников наклеены на лоб одна из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросить участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены. Запретить участникам смотреться в зеркало.

Всей группе дано интересное задание - нарисовать детскую площадку.

Участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.

Обсуждение.

  • что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете?

  • как это связано с наклейками?

  • существуют ли "ярлыки" в реальной жизни?

  • всегда ли наше мнение о других людях соответствует действительности?

  • влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?

  • если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?

Завершение урока (притча)

Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье, жили они одной деревней. Семья была особая - мир и лад в ней были нормой. Ни сор, ни ругани. До самого императора дошел слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в эту деревню, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир и лад. Удивился император. Решил узнать, как жители деревни с умели найти способ жить так дружно. Пришел он к убеленному сединами старейшине семьи и попросил его сказать, как они добились такого согласия и мира в семье. Тот молча взял лист бумаги и написал всего три слова (пауза - учитель просит детей написать на листочках эти слова)- любовь, прощение и терпение. Но написал эти слова особенно; сто раз было написано любовь, сто раз прощение и сто раз терпение. Прочтя, эти слова император удивился:

- И все?

-Да, ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - затем, подумав, добавил, - и мира тоже.

Учитель: Давайте же и мы постараемся, чтобы в нашем с вами общем доме, был мир и согласие. А для этого нам нужно научиться любить людей, быть терпимыми и уметь прощать!!!

Круг «От сердца к сердцу» - Ребята, давайте встанем в круг.

Если человек честен с собой, он честен с другими.

Если он справедлив по отношению к себе, справедлив к другим.

Любит себя, любит других.

Толерантен к себе, толерантен к другим.

Если он в ладу с самим собой, то он будет дружелюбен и с окружающими.

Ребята, от каждого из вас лично, зависит в каком обществе, в каком мире мы будем жить!!!

Я надеюсь, что это вы будете помнить всегда. Спасибо вам за участие!!!

© 2010-2022