Методическое пособие для коррекционно-развивающей работы с группой подростков школы VIII вида

Процесс полового становления недостаточно развит у умственно отсталого подростка. Причиной тому - и биологические ,и часто социальные факторы. Это говорит о необходимости уделять специальное внимание вопросам полового воспитания старшеклассников с умственной отсталостью.В методическом пособии представлена игра - тренинг для формирования половой идентичности у детей с умственной отсталостью. Содержит пояснительную записку. цели и  конспекты  занятий с группой мальчиков  старшего школьного возраст...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ПОЛ И

РОЛЬ


Методическое пособие

по проведению

игры-тренинга

для детей

подросткового

возраста

с интеллектуальной

недостаточностью


Данное методическое пособие составлено педагогом-психологом Владивостокской коррекционной школы-интерната № 2 VIII вида Кривоносовой И.Д. для работы с учащимися 7-9 классов, с учетом особенностей их интеллектуального развития, на основе методического пособия по проведению игры-тренинга «Пол и роль».

Игра «Пол и роль», разработана Корчаковским центром молодежных программ «Реальный путь» (195196 г. Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, д.13-а) Рекомендована к использованию для детей с различным интеллектуальным уровнем , детей-сирот и детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Занятия рассчитаны на подростков 13-17 лет. Оптимальное число участников в группе 6-8 человек. Периодичность проведения -1 раз в неделю. Занятиям предшествует диагностика «Несуществующее животное» и рисунок «Мальчик и девочка». При проведении теста «Несуществующее животное» испытуемых просят указать пол животного. После завершения рисунка «Мальчик и девочка» ребенка просят рассказать о тех, кого он изобразил, обращается особое внимание на то , фигуру какого пола ребенок изобразил в первую очередь, соотношение размеров фигур, размещение фигур на листе, что важно для анализа полоролевой идентификации ребенка.

Пояснительная записка

Ощущение уникальности- личностная идентичность - является нашей сущностью, в ее основе лежит ощущение себя мужчиной или женщиной. Это ядро нашей идентичности, залог нашего эмоционального здоровья. Половая идентичность - это наше ощущение себя в качестве мужчины или женщины, внутреннее переживание половой роли.

Половое становление начинается с рождения. Это и биологический , и социальный процесс, который недостаточно развит у умственно отсталого подростка. Во-первых, по причине недоразвития эмоционально-личностной сферы , во-вторых, из-за социального окружения в семье: большой процент умственно отсталых школьников из неблагополучных семей. Половое воспитание детей обычно начинают их родители. Имеет значение и то, что они говорят детям ,и их собственное поведение, взаимоотношения родителей, взаимодействие с ребенком, эмоциональное отношение к нему со стороны матери и отца, холодность или принятие.

Отсутствие нормального детского опыта взаимодействия с близкими людьми в семье - мужчинами и женщинами - приводит к искажению у ребенка образа себя как представителя своего пола. Это говорит о необходимости уделять специальное внимание вопросам полового воспитания, формирования представлений о феминности и маскулинности, взаимоотношений с противоположным полом детей с умственной отсталостью.

Цели тренинга :

  • помочь детям в осознании своей половой принадлежности и её ценности;

  • сформировать более полный и многогранный образ мужчины и женщины;

  • способствовать принятию подростком себя как мальчика или девочки (мужчины и женщины);

  • работать с переживаниями детей, связанными с отношениями между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами;

  • способствовать принятию отвергаемых «частей» своего Я, связанных с проявлением в себе женского и мужского начала;

  • способствовать осознанию образа будущего избранника (избранницы)

  • уделить внимание вопросам любви, выстраиванию взаимоотношений с партнером.


Занятия с группой мальчиков подросткового возраста

Занятие 1

  1. Разминка. Имена мужские/женские. / «Снежный ком - мужские и женские имена»

2 Беседа. То, что мы знаем о себе, задолго до того как мы научились читать и писать, это являемся ли мы мужчиной или женщиной.

Что общего между мужчиной и женщиной и чем они отличаются?

Каким вы представляете себе идеального мужчину? Давайте поразмышляем, как он выглядит, какой у него характер, о чем он мечтает.

Пофантазируем о его жизни : чем он занимается, какие у него увлечения.

с кем он общается, есть ли у него семья, что его окружает в повседневной жизни и т.д.

3. Коллаж «Идеальный мужчина».

Детям предлагается создать образ идеального мужчины, используя картинки из журналов. ( Можно индивидуально либо в группах по 2-3 человека, по желанию). После создания коллажа дети представляют

Занятие 2.

1. Беседа. На прошлом занятии вы поделились своими представлениями об идеальном мужчине. А какие мужчины у вас вызывают неприязнь?

2. Рисунок. «Каким бы мужчиной я не хотел быть».

После завершения дети представляют свои рисунки и делятся размышлениями.

Занятие 3.

1. Разминка. Упр-ие «Чисто мужское».

Дети по очереди, по кругу называют то качество, умение или что-то другое, что является чисто мужским. Ведущий ( женщина-психолог) соглашается или не соглашается с тем, что относится только к мужчинам. Например. Если подросток говорит, что он любит играть в футбол, то ведущая может сказать, что я в детстве тоже любила играть в футбол, или существуют и женские футбольные соревнования. Ход до тех пор не переходит к следующему участнику. Пока ведущая не согласится с говорящим, что названное им действительно чисто мужское, или по крайней мере не типично для женщин.

Можно провести следующий круг на тему, что чисто женское характерно для меня. Например, некоторые мальчики любят вязать, мыть посуду и т.д.

  1. Коллаж «Мужчина-женщина».

Для выполнения коллажа потребуется два , вырезанных из ватмана , контура человека в одежде (мужской и женский).

- « здесь два контура, мужской и женский, они пока пустые и сейчас вы заполните их содержанием. Для этого просмотрите предложенные журналы, выберите картинки, надписи, фотографии, подходящие к мужскому и женскому образу, вырежьте и определите им место на соответствующем контуре, так у вас получатся обобщенные образы мужчины и женщины, затем вы их наклеите».

Занятие 4.

  1. Обсуждение созданных на прошлом занятии мужского и женского образов.

- Какие мысли вам приходят в голову сейчас?

- Что вам кажется в порядке вещей, а что нет?

2. Беседа. Какие мужчины и женщины, мальчики и девочки окружали вас в течение вашей жизни : родители, родственники, учителя, воспитатели, друзья и товарищи, соседи. Знакомые и т.д. Кто из них были наиболее значимы для вас и почему?

3. Коллаж «Мое окружение».

Для выполнения этого коллажа необходимо подготовить круги и квадраты разного цвета и размера и листы белой бумаги для каждого. Детям говорят, что квадраты могут обозначать мужчин, а круги - женщин. Далее предлагается выбрать квадрат, обозначающий себя, и наклеить его на удобное место на своем листе бумаги. Затем предлагается наклеить свое окружение. После выполнения коллажей дети рассказывают о своих работах.

Занятие 5.

  1. Беседа. Как настроение сегодня, что произошло интересного за прошедшую неделю и т.д.

  2. Упр-ие «Беседа с незнакомкой».

Для этого упр-ия надо подготовить как можно больше открыток с изображениями женщин. Подобрать открытки надо так, чтобы были представлены женщины разных возрастов, разных эпох, профессий, в разной одежде. Можно использовать репродукции картин, фотографии скульптур, артисток. Открытки надо разложить на столе так, чтобы их можно было хорошо разглядеть.

Инструкция. Встаньте вокруг стола и посмотрите на эти открытки. А сейчас медленно ходите вокруг стола и пристально рассмотрите их все. Трогать руками открытки не надо. Постарайтесь заприметить глазами ту девушку или женщину, которая вас чем-то притягивает, нравится, с кем вы хотели бы поговорить. На всякий случай приметьте еще одну, вдруг вы с кем-то совпали в выборе.

Приметили? Возьмите свою открытку. Если её уже взяли, возьмите запасной вариант. Теперь давайте сядем в круг.

Вопросы: - Кто эта женщина?

- Чем она занимается?

- Что в ней тебе нравится?

- Что бы ты у неё спросил?

- Что бы она ответила?

Занятие 6.

  1. Беседа о том, как дети видят свое будущее, кем хотят стать, как представляют себе свою жизнь, свою семью, дом, как будут выбирать свою будущую супругу.

  2. Упр-ие «10 качеств избранницы»

Напишите 10 качеств, которые кажутся вам очень важными для будуей супруги. ( чаще набор качеств ограничивается внешностью, общим понятием «хорошая», умением готовить и стирать и отсутствием «отрицательных» качеств(не пьет, не курит и т.д.).Для расширения диапазона можно обсудить, какое образование у будущей избранницы, профессия, место работы, увлечения, много ли у неё подруг, любит ли животных.)

  1. Упр-ие «Создание пары»

Для проведения этого упр-ия необходимо к доске прикрепить фотографии мужчин и женщин разных профессий.

Мужчины : бизнесмен, спортсмен, мужчина с ребенком, рабочий, каскадер, солдат, полицейский, водитель, официант, повар, плотник, строитель, маляр.

Женщины : врач, медсестра, учитель, спортсменка, женщина с ребенком, фотомодель, официантка, швея, повар. У каждой картинки есть номер. Дети рассматривают фотографии и определяют, чем занимаются эти люди. Затем предлагается выбрать мужчину, на которого хотел бы быть похожим.

-Чем он тебя привлекает?

- Сможешь ты стать таким, что тебе для этого надо сделать?

Затем предлагается выбрать фотографию женщины, которую выбрал бы этот мужчина.

- Чем она привлекательна для этого мужчины?

Занятие 7.

  1. Беседа. Как настроение, что нового произошло и т.д.

  2. Упр-ие. «Оживи свой портрет»

Ребятам предлагается найти выбранный на предыдущем занятии мужской портрет и сочинить про него историю

- Как его зовут?

-Сколько ему лет?

- Какая у него семья, есть ли братья, сестры?

- Как он учился в школе, какие у него были оценки?

- Где он получил эту профессию? (здесь важно помочь, рассказать, где можно получить такую специальность).

- Какой у него характер, привычки?

Далее детям предлагается воплотить свой образ. Для этого предоставляется мужская одежда -пиджаки , футболки, галстуки, белый халат, головные уборы; мужские аксессуары, зажигалки, бумажники; спортивный инвентарь - мяч, ракетки и т.д. Приняв соответствующий образ дети общаются друг с другом.




Литература.


  1. В.Е.Каган Психосексуальное воспитание детей и подростков. Л.1990

  2. И.С.Кон Введение в сексологию.

  3. С.В.Кудрявцева кандидатская диссертация «нарушения полоролевой идентичности в семьях подростков, страдающих пограничными нервно-психологическими расстройства. СПб.,2000. Кафедра психотерапии с курсом детской и подростковой психотерапии.

  4. Руководство по предупреждению насилия над детьми под ред. Асановой Н.К., М., 1997.

  5. Эйдемиллер Э., Юстицкис Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999




© 2010-2022