Программа психологического сопровождения ФГОС в начальной и основной школе на 2013 – 2018 гг

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные,  логические, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа

психологического сопровождения

ФГОС в начальной и основной школе

на 2013 - 2018 гг.












Пояснительная записка.


Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Представим названные блоки УУД более подробно.


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

  1. Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей,

  • построение логической цепи рассуждений,

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.


  1. Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В основу программы легли Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки6.10.2009 г № 373; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002).

Цель программы - создание социально-психологических условий для развития личности учащихся начальной и основной школы и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • Разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций учащихся начальной и основной школы;

Систематическое отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

Формирование у учащихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Методы работы: пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение.

Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.

Контингент: все участники образовательного процесса в начальной школе






Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС


Участие в разработке и реализации системы оценки УДД


  • участие в разработке системы оценивания УДД;

  • диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;

  • помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов


Создание развивающей среды



  • просветительская и консультативная работа с родителями;

  • развивающая психологическая работа с педагогами

Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми


  • групповая развивающая работа;

  • коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая);

  • участие в работе консилиумов




































Основные направления деятельности

школьной психологической службы

1. Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.


2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.


3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.


4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.


5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.


6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.


7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Все обозначенные выше направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС отражены в следующих этапах деятельности педагога-психолога.


Этапы реализации программы.

I этап - (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.

2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

3. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

4. Включение психолога в методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

5.Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

II этап - (1-2 классы) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:

  1. Проведение индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Взаимодействие с Центром «Диалог» по вопросам определения образовательного маршрута для детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

  2. Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

  3. Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД.

  4. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

  5. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

  6. Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения.

Ш этап (3 класс) - промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы. Данный этап предполагает следующее:

  1. Проведение промежуточной групповой диагностики в 3 четверти 3 класса (изучение личностных, коммуникативных, познавательных УДД).

  2. Аналитическая деятельность по анализу результативности внедрения ФГОС.

  3. Психолого-педагогическая работа:

  • Развивающая - развивающие групповые занятия.

  • Просветительская работа с педагогами и родителями.

  • Индивидуальная консультативная работа со всеми участникам образовательного процесса

IV этап - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе

  1. Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.

  2. Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе.

  3. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.

  4. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

  5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.

V этап - (5 класс) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации к обучению в средней школе и детьми «группы риска».

Работа в этом направлении осуществляется в течение первого полугодия 5-го класса и предполагает следующее:

1.Проведение индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий в период адаптации.

2.Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

3.Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД.

4. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

5. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

6.Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения.









Ожидаемые результаты:


  1. Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в начальной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы

  2. Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.

  3. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся

  4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД

  5. Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия

  6. Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.















Содержание работы по основным направлениям.


Организационно - методическое направление.


Данное направление включает следующие виды деятельности:

  1. Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.

  2. Обсуждение возможных путей реализации ФГОС.

  3. Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.

  4. Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе и 5 классе.

  5. Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.

  6. Совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.


Профилактическое направление


Консультирование и просвещение педагогов

Консультирование и просвещение родителей

  • Семинары-практикумы для педагогов «Первый раз - в первый класс!»

«Возрастные особенности мл.школьников»

«Эмоциональное благополучие ребёнка»

«Профилактика трудностей в учебе»

«Детская агрессивность. Пути решения проблемы»

«Профилактика конфликтов в школьной среде»

«Развитие познавательных процессов в учебной деятельности»

«Первый раз - в пятый класс»


  • Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают школьные трудности .


  • Индивидуальные и групповые консультации педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся

Данное направление включает разные формы работы с родителями:

-информационные;

- проблемные

  • Общешкольные и классные родительские собрания, «круглые столы», семинары на темы: «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению», «Как научить ребёнка учиться. Помощь родителей», «Возрастные задачи и трудности мл.школьников», «Как помочь ребёнку подружиться», « Как на самом деле любить ребёнка» «Ребенок и семья. Стили родительского воспитания», «Ваш ребенок - будущий пятиклассник»


  • Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку,

  • Памятки, печатные рекомендации на стенде, информация на сайте школы




Диагностическое направление


Примерный график психологического сопровождения реализации ФГОС на первой ступени обучения

(диагностическая работа)


УУД

Инструментарий

Сроки

Отчетная документация

1-й класс

Стартовая диагностика (1 этап)

Личностные УУД

Самооценка

Мотивация учения

Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

«Что мне нравится в школе?» - проективный рисунок (Н.Г.Лусканова)

октябрь - ноябрь

Протоколы испытаний: самооценка, саморегуляция и мотивация (персонифицированные данные) - хранятся у психолога.

Аналитические справки по результатам диагностики (в обобщенном виде) предоставляются руководителю.

Результаты испытаний: мотивация учения и саморегуляция (персонифицированные данные), самооценка (неперсонифицированные данные)- передаются в папку учителя.

Регулятивные УУД

Саморег

уляция

Графический диктант (Д.Б. Эльконина)

Методика «Палочки и черточки»

(У.В. Ульенкова)

Коммуникативные УУД

Метод наблюдения

1-й класс

Диагностика по плану адаптации (2 этап)

Личностные УУД

Самооценка («группа риска»)

Мотивация учения («группа риска»)

1.Методика мотивации (Гинзбург).

2.Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (наблюдение).

январь - февраль

Протоколы испытаний: самооценка, мотивация и эмоциональное состояние - (персонифицированные данные) хранятся у психолога.

Аналитические справки по результатам диагностики (в обобщенном виде) предоставляются руководителю.

Результаты испытаний: мотивация учения, саморегуляция (персонифицированные данные); состояние и самооценка

(неперсонифицированные) - передаются в папку учителя.

Регулятивные

Саморегуляция («группа риска»)

Эмоциональное и функциональное состояние обучающихся (всех)

Восьмицветный тест М.Люшера (модификация Вольнефера)

Коммуникативные УУД

Метод наблюдения

1.Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.

2.Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, Александровская (5 шкала).

3. Модифицированная проба Ж.Пиаже, Флейвелл

тест «Ваза с яблоками»

3 - 4-й классы


3-й класс - Промежуточная диагностика

4-й класс - Итоговая диагностика

Личностные УУД

Самооценка

Мотивация учения

Эмоциональное и функциональное состояние обучающихся

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)

«Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова)

Определение мотивов учения -методика ( М.Р. Гинзбург)

Восьмицветный тест М. Люшера (модификация Вольнефера)

3-й класс - 2-я четверть;

4-й класс - 4-я четверть

Протоколы испытаний: самооценка, мотивация, эмоциональное состояние, познавательные УУД, социометрия (персонифицированные данные) - хранятся у психолога.

Аналитические справки по результатам диагностики (в обобщенном виде) предоставляются руководителю.

Результаты испытаний:

мотивация учения, познавательные УУД (персонифицированные данные); самооценка, эмоциональное состояние, результаты социометрии (неперсонифицированные) передаются в папку учителя.

Познавательные УУД

Развитие словесно-логического мышления

Методика

Э. Ф. Замбацявичене

«Исследование словесно-логического мышления»

Регулятивные

Методика «Тест простых поручений».

Методика П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая «проба на внимание»

Коммуникативные УУД

5 классы

Диагностика по плану адаптации

Личностные УУД

Самооценка

Мотивация учения

Эмоциональное и функциональное состояние обучающихся

Лестница

«Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова)

Эмоциональное отношение к учению

Тест Филиппса

1 полугодие

Протоколы испытаний: самооценка, мотивация, эмоциональное состояние, познавательные УУД, социометрия (персонифицированные данные) - хранятся у психолога.

Аналитические справки по результатам диагностики (в обобщенном виде) предоставляются руководителю.

Результаты испытаний:

мотивация учения, познавательные УУД (персонифицированные данные); самооценка, эмоциональное состояние, результаты социометрии (неперсонифицированные) передаются в папку учителя

Познавательные УУД

Развитие словесно-логического мышления

Штом

Тест «Несуществующее животное»

Тест «Дом, дерево, человек»

Коммуникативные УУД

социометрия


Коррекционно - развивающее направление


Цель развивающей деятельности-формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.

Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

  • Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий - психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

Структура группового занятия со школьниками.

  • Ритуалы приветствия - прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.

  • Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

  • Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).

  • Рефлексия занятия - оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

При проведении занятий используются методы:

  • психолого-педагогические игры;

  • развивающие упражнения;

  • диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);

  • рисуночные методы.

Принципы проведения занятий:

  1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.


  1. Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности первоклассников младших подростков.


  1. Деятельностный принцип.

Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности.


  1. Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных особенностей учащихся.


  1. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

  1. Конфиденциальность.

Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.























Тематика коррекционно-развивающих курсов

для обучающихся начального звена




Название курса

Класс

Форма организации

Цель курса

1.

«Путешествие в страну Понимания», «Школьные навыки»

1 класс

Развивающие адаптационные занятия с классом

Помощь детям в адаптации к школе

2.

«Уверенный ребенок»

1-2 классы

Индивидуально-ориентированные занятия

Коррекция психологических проблем

3

«Учимся общаться»

1-2 классы

Подгрупповые занятия

Развитие социально-психологических навыков

4

«Тропинка к своему Я», « Дорога в пятый класс»

2-4 классы

Развивающие занятия с классом

Развитие социально-психологических навыков

5

«Я - пятиклассник!»

5 классы

Развивающие адаптационные занятия с классом

Помощь детям в адаптации к школе

Консультативное направление



Консультации

Контингент

Сроки

1.

Индивидуальные консультации по проблемам адаптации

Родители, учителя


Сентябрь, октябрь

2.


Групповые консультации для ШМО начальной школы «Проблемы внедрения ФГОС и пути их решения»

Педагоги


В теч. года


3.


Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся . Оформление индивидуальных карт развития учащихся

Педагоги


В теч. года


4.


Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)

Родители


В теч. года


5.


Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся начальной школы

Педагоги


Апрель, май


6.

Индивидуальные консультации учащихся

(по запросу)

Учащиеся

В теч. года

Список литературы


  1. Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008

  2. Жаркова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ.канд. пед. наук. Барнаул, 1998.

  3. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.

  4. Занков Л.В. Развитие и обучение. - М.: Педагогика, 1962.

  5. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.

  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

  7. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара: изд-во СГПУ, 1998.

  8. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова). - М.: Гардарики, 2002.

  9. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008

  10. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под редЛ.М.Митиной М.2010

  11. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Подред В.В.Рубцова,М.2010

  12. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010


© 2010-2022