Разработка по практической психологии Противодействие пикаперству

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 1

Тема «Манипуляции в межличностном взаимодействии как угроза безопасности личности человека»

Цель:

познакомить учащихся с сутью манипуляций в межличностных неделовых контактах,

научить выделять ключевые моменты, необходимые для распознания деструктивного воздействия и противодействия манипулятору

развивать навыки противодействия манипуляции

Ученики должны усвоить:

  • Способы распознавания попыток манипуляции

  • Приемы противодействия манипуляциям

  • Методы «информационной самозащиты»

Ход урока



  1. Оргмомент

  2. Теоретический блок

Информационное сообщение актуализация проблемы

В настоящее время особенно сильно распространены «…скрытые и косвенные формы насилия» - это своего рода манипуляции, направленные на скрытое принуждение человека, то есть он делает то, что надо манипулятору и самое главное он это сам хочет делать. Отчуждение от своего Я и неявное подчинение манипулятору - лежит в основе пикаперства, одного из наиболее опасных явлений нашего времени.

Пикап -быстрая, научно обоснованная система соблазнения женщин (да и мужчин тоже) с минимальными временными затратами и с максимальным эффектом.

«В последние годы пикап стал довольно массовым явлением. У пикаперов есть специальные сайты для общения, где они делятся своими достижениями либо проходят «курсы повышения классификации», организуют клубы, проводят тренинги, акции и полевые эксперименты.

«В совокупности порядка 50 000 людей ежедневно заходит на ведущие интернет-площадки по пикапу… Три основных школы выпускают около 10000 профессиональных соблазнителей в год…».

Таким образом это становится эпидемией социума.



  1. Выполнение тренировочных упражнений

Упражнение 1

Нестандартное знакомство

Цель упражнения

• Введение в тему

• Актуализация собственного опыта

Описание упражнения

Я- …, знаю о проблеме пикаперства

(для предотвращения некорректной вмешательству желательно спрашивать об источнике информации, чтобы не обидеть чувства участников)

Также следует предложить такие вопросы

• Кто сам был жертвой свидетелем

• У кого близкие друзья

• Кто знает про суть и техники

• Кто знает про нанесенный вред психике, социальному положению, кошельку и т. п

Обсуждение (вопрос)

Итак почти многие сталкивались с такой проблемой, но мало кто знает о реальном вреде, нанесенный таким воздействием, а ваши друзья были лучше вас осведомлены в этом вопросе?

Для чего мы провели знакомство в такой форме?

Упражнение 2 ожидания от занятия

Цель упражнения

• Вербализация присутствующими того, что они ожидают от занятия

• Активизация всех участников

Описание упражнения . Что именно вы ожидаете от занятия ? о чем вы хотели бы узнать прежде всего? (привести к мысли, что главное - приобрести навыки борьбы с манипуляциями)

Надеемся, что упражнения помогут нам осуществить наши пожелания.

Примечание ответы записываются на листах бумаги

Упражнение 3 «В чем проблема»

Описание упражнения проводится в форме мозгового штурма

Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения по вопросу «последствия для жертвы и для соблазнителя»

Все ответы фиксируются на бумаге.

Информационное сообщение

Техники пикаперских школ берутся из НЛП (нейролингвистического программирования) отдельных техник гипноза заточенных на манипулирование человеком в личной сфере.

Современное НЛП основывается на нахождении последовательностей усреднённых, общих мыслительных процессов у разных людей в ходе принятия решений. Эти последовательности легко навязываются сознанию человека, запуская запрограммированные действия. Это влияние является неочевидным, скрытым - для индивида это влияние проявляется как возникновение импульсивных действий и эмоций.

Нужно в первую очередь понимать, что знания и умения пикаперов, их стратегия поведения направлены на единственный конечный результат - соблазнение, это суть «философии пикаперства».

Таким образом пикаперство цинично ориентировано на насилие над личностью, которая далеко не сразу понимает суть происходящего, его манипулятивную природу и скрытый смысл, наносится отсроченная но глубокая травма.

Не нужно думать, что настоящих профи от пикапа - единицы. На самом деле даже усвоение небольшого количества приемов делает человека опасным.

Можно ли предполагать, что в повседневной будничной жизни человек приятной наружности станет вам навязывать сценарий поведения, ценности? Тот кто не подготовлен к нападению - заведомо слабее насильника.

Главный результат такого действия - отнюдь не близкие отношения, а последовательное разрушение личности и жизни в дальнейшем. Как написала одна жертва пикаперов «манипуляции пикапера - очень сильно чувствуются, очень простым чувством; ощущаешь себя по уши в дерьме. И любишь, и понимаешь, что тебя используют, волю твою подавляют, уважения к себе лишают. Мир искажается жутко. Когда расстаешься - как выздоравливаешь. Вот только реабилитироваться никак не могу. И о других отношениях думать не могу - в протесте к нежным чувствам, хотя уже порядочно времени прошло. К психологу, думаю, пора».

Упражнение 4 «Чьи дивиденды?»

Цель упражнения

• Дать возможность увидеть проблему со стороны пользы

• Оценить истинные мотивы и фальшь участников

Описание упражнения ролевая игра.

Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 4 малых группы, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает каждой из групп попробовать за 5 минут посмотреть на проблему глазами «главных действующих лиц» и дать оценку выгоды для участников.

• Гуру (тренер пикапа)

• Пикапер

• Жертва

• Родственники и друзья

Презентация наработок участников

Обсуждение (вопрос)

• Одинаковую пользу получают участники

• Чьи потребности удовлетворяются

• Кто страдает больше всего

Упражнение 5 «последствия»

Цель упражнения

• Иллюстрация возможных последствий для жертви ее близких

• Выработки гражданской позиции в отношении проблемы

Описание упражнения ролевая игра.

Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 3 малых группы, выдать бумагу и маркеры, на каждую группу выдать лист с записанными ролями.

Тренер предлагает участникам посмотреть на проблему глазами жертвы, семьи и друзей жертвы, и общества, и высказать позицию которую они занимают. Все ответы в виде таблиц и списков представляются группе.

Обсуждение (вопрос)

• основные последствия

  1. Рефлексия

Закончите предложение

На этом уроке я узнал…….

Беседа что узнал чему научился

  1. Домашнее задание

Найдите информацию, находящуюся в свободном доступе о приемах манипуляций пикаперов и их техниках

Урок № 2

Тема «Манипуляции в межличностном взаимодействии как угроза безопасности личности человека»

Цель:

познакомить учащихся с сутью манипуляций в межличностных неделовых контактах,

научить выделять ключевые моменты, необходимые для распознания деструктивного воздействия и противодействия манипулятору

развивать навыки противодействия манипуляции

Ученики должны усвоить:

  • Способы распознавания попыток манипуляции

  • Приемы противодействия манипуляциям

  • Методы «информационной самозащиты»

Ход урока



  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

-- обсуждение информации, находящуюся в свободном доступе о приемах манипуляций и техниках пикаперов

  1. Теоретический блок

Информационное сообщение

Как противодействовать пикапу

Для начала нужно понимать всю сложность проблемы:

  • Техники пикапа базируются на многолетних серьезных научных исследованиях, а сами техники разрабатывались специалистами по гипнозу и НЛП. Даже необразованный и ограниченный человек усвоив на среднем уровне небольшое количество приемов становится опасным.

  • Ключевая проблема самой жертвы - недооценка угрозы, самоуверенность. Нужно признать актуальность проблемы и осознать, что это может случиться и с вами.

  • Противостоять эффективно можно только если разбираться в самих приемах пикапа. Поэтому перейдя к тренировочным упражнениям мы будем пошагово разбирать приемы и сразу осваивать техники противодействия.

  • И наконец самое главное: никакая защита не будет эффективна без твердой личной жизненной позиции.

Для начала необходимо отметить наиболее важный фундаментальный вопрос, вне которого невозможна не только эффективная работа по противодействию пикаперству, но и вообще продуктивная работа по личностному росту и взаимодействию с общественными трудностями. Это многогранный вопрос личностных и общественных ценностей, жизненных целей и ориентиров. Без твердой личной позиции и осознаваемых жизненных целей невозможно категоризировать вызовы и трудности, оценить важность тех или иных событий и вовремя сориентироваться. Именно поэтому мы считаем чрезвычайно важной работу над выяснением и уточнением жизненных целей и ценностей. Исходя из системы ценностей можно быстро оценить любую ситуацию общения, определить угрозы и возможности. Почему список жизненных целей оказывает на человека такое действие? Ни для кого не секрет, что каждый из нас хотя бы раз в день возвращается к мыслям о своих целях. Но, находясь лишь в мыслях, жизненные цели кажутся туманными. Чтобы сделать их максимально реальными, вполне определенными и конкретными необходимо всего-навсего записать их!



  1. Программа упражнений (продолжение)

Упражнение 6

Работа над планом жизненных целей. Определить жизненную цель можно с помощью семи вопросов.

Ответьте на 7 вопросов

1. Чем вам нравится заниматься? Ваша цель неразрывно связана с тем, что вы любите. А что нравится вам? В любом случае, ваша жизненная цель будет связана с любимым делом.

2. Чем вы занимаетесь в свободное время? То же можно сказать о любом хобби и увлечении, будь то приготовление пищи, пение или переговоры. Обязательно продумайте, что вы делаете в свободное время, или что бы вы хотели делать.

3. На что вы обращаете внимание? И что вас раздражает? Все ваши ответы и будут теми знаками, которые помогут вам в установлении вашей жизненной цели.

4. О чем вам нравится узнавать, и что вы предпочитаете изучать? Какие книги и журналы вам нравится читать? Подумайте, если бы вы создавали свою библиотеку, какие бы книги вы подобрали для нее? А может вам по душе книги по саморазвитию?

5. Что пробуждает в вас желание заниматься творчеством? Продумайте, что заставляет вас двигаться вперед.

6. Что другим людям нравиться в вас? Согласитесь, у каждого из нас есть способность, которая по нраву другим людям.

7. А если бы вы знали заранее, что вы добьетесь успеха, чем бы вы занялись? Любой ваш ответ будет еще одним знаком вам для поиска жизненной цели.

По итогам ответов у участников должно появиться «дерево целей»

Обсуждение: Как работа над этим упражнением поможет вам в противодействии манипуляторам?

Информационное сообщение

Основные сферы жизни человека:

Здоровье. Человек начинает испытывать состояние собственного здоровья после того, как у него начинает что-то болеть

Семья. Согласно проведенным исследованиям за всю свою жизнь человек проводит 7 лет в ванной, 6 лет тратит на прием пищи, 4 года мы проводим убирая квартиру, 3 года на собрании, 1 год тратится на поиски вещей, 120 часов мы тратим чистя зубы, и наконец, самые впечатляющие факты: мы тратим 4 минуты в день на разговоры с мужем (женой), и только 40 секунд в день посвящаем на разговоры с детьми.

Работа, карьера, бизнес, предпринимательство. Этой сфере жизни очень часто отводиться значительное количество времени и сил. Именно данная сфера жизни приносит материальные блага в нашу жизнь. Но также она отнимает значительную часть времени и энергии. Постановка целей в этой сфере жизни дает нам возможность повысить нашу личную эффективность, сократить усилия и все равно получить желаемый результат

Характер и личные достижения. Также очень важной является сфера личностного развития и формирования положительных черт характера. Многочисленными исследованиями доказано, что большинство людей достигших успеха в профессиональной деятельности добились этого потому, что использовали природные способности к определенным видам деятельности. Нужно только определить, какие черты характера Вы уже имеете, а какие хотелось бы улучшить или изменить

Образование. Человек, по идее, должен находиться в постоянном развитии, так как мир вокруг нас не стоит на месте. С каждым днем открываются новые возможности для достижения собственного благополучия. Ничто так не ограничивает человека, как неспособность получать и использовать актуальную информацию

Взаимоотношения. События в нашей жизни часто определяются отношениями, которые мы построили со своим окружением. Насколько комфортно мы чувствуем себя среди людей во многом определяет, насколько мы довольны жизнью. Мы постоянно живем в обществе с другими людьми и от того, насколько грамотно и конструктивно мы можем общаться зависит очень много других факторов

Упражнение 7. Отражение атаки

Цель научить распознавать типичные техники пикапера и вырабатывать техники противодействия

Описание упражнения ролевая игра.

Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 5 малых групп, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает каждой из групп попробовать за 5 минут посмотреть на проблему глазами «главных действующих лиц» и дать тактику выхода для участников.

Группа 1.

Этап знакомство. Для пикапера характерно очень уверенное даже стремительное приближение подход, очень смелое и решительное, достаточно неожиданный комплимент, причем необычный даже красивый, произносится очень искренне, насторожить должны слишком быстрое вхождение в интимную зону. Также надо понимать, что и голос, и мимика, и осанка зачастую оказываются наигранными, чтобы завлечь.

Ответная стратегия: Отрабатываем свои чувства: на каждое «почувствовал», «показалось» давать осознанные ответы: а почему я именно так почувствовал? а из-за чего мне показалось именно это?

По возможности разыграть в группе 3-4 варианта знакомства со стратегией выхода. Обязателен этап рефлексии.

Вопросы: Какие чувства у вас возникли? Во время разыгрывания ролей трудно ли было применить стратегии выхода? Что еще можно сделать в этой ситуации? Ваш вариант.

Группа 2

Этап раскрывание.

Манипулирование возможно только если манипулятор имеет достаточно сведений о «жертве». Поэтому задача пикапера как можно больше узнать. Однако при этом есть риск спутать пикапера с нормальным человеком, он в данной ситуации будет вести себя так же. Почти. Есть одно очень существенное отличие:

  • Огромный интерес к твоей жизни и прошлому - используется для прогноза твоих желаний и коррекции поведения.

  • Никогда не рассказывают о себе

Понятно, что причина этого - иные вполне конкретные цели. В случае с расспросами они либо отшучиваются либо сочиняют о себе легенды, появления у жертвы наиболее выгодного впечатления. Жертва почти ничего не знает о своем соблазнителе. Все попытки расспросить пикапером пресекаются. Цель - выдернуть жертву из привычной среды.

Приемы противодействия:

  • Приём «остановки действия»: почему я доверяю незнакомому человеку

  • Прием самоанализа. Почему я испытываю доверие, почему мне нравится? И тд.

  • Что на самом деле нужно этому человеку?

Только если вы, выработаете навык постоянного контроля своих мыслей, чувств и желаний сможете эффективно использовать эти приемы.

По возможности разыграть в группе 1-2 варианта выведывания. Обязателен этап рефлексии.

Вопросы: Какие чувства у вас возникли? Во время разыгрывания ролей трудно ли было применить стратегии выхода? Что еще можно сделать в этой ситуации? Ваш вариант.



  1. Рефлексия

Закончите предложение

На этом уроке я узнал…….

Беседа что узнал чему научился

  1. Домашнее задание

Найдите дополнительную информацию, находящуюся в свободном доступе о приемах манипуляций пикаперов и их техниках



Урок № 3

Тема «Манипуляции в межличностном взаимодействии как угроза безопасности личности человека»

Цель:

познакомить учащихся с сутью манипуляций в межличностных неделовых контактах,

научить выделять ключевые моменты, необходимые для распознания деструктивного воздействия и противодействия манипулятору

развивать навыки противодействия манипуляции

Ученики должны усвоить:

  • Способы распознавания попыток манипуляции

  • Приемы противодействия манипуляциям

  • Методы «информационной самозащиты»

Ход урока



  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

-- обсуждение информации, находящуюся в свободном доступе о приемах манипуляций и техниках пикаперов

  1. Теоретический блок

Мы не ставим себе цель разобрать приемы работы пикапера, мы просто осветим некоторые моменты.

Как распознать пикапера: наблюдаем за его поведением, наблюдаем и ставим галочки

  • очень уверенное даже стремительное приближение подход, очень смелое и решительное

  • достаточно неожиданный комплимент, причем необычный даже красивый, произносится очень искренне

  • взлом системы рациональной защиты. Достигается чаще всего за счет потоков информации, бесконечных вопросов… главное - не дать тебе время переварить эту информацию и ввести в ступор, транс то есть сделать подверженной внушению

  • дальше дело техники: телефончик, встреча, постель.

Приемы наиболее распространенные:

  • Копирование собеседника: жесты, положение корпуса, головы, ног, рук, даже интонации, смех и тд. Спустя час или меньше жертва уверена - вот она моя половинка.

  • «Калибровка реакций» - отслеживание реакций жертвы и употребление только тех, что доставляют ей удовольствие.

  • Очень чуткое слушание для нахождения твоего «демона» и дальнейшее продвижение разговора в нужном направлении.

  • Предвосхищение твоих желаний. Ты любишь собак - он без ума от них, ты любишь лютневую музыка - у него есть богатейшая коллекция.

  • Никакой критики никогда и никакого действительного собственного мнения.

  • Огромный интерес к твоей жизни и прошлому - используется для прогноза твоих желаний и коррекции поведения.

  • Кинестетика от легких нежных касаний до грубого хватания

  • Никогда не рассказывают о себе

Упражнение 7. Отражение атаки (продолжение)

Цель научить распознавать типичные техники пикапера и вырабатывать техники противодействия

Описание упражнения ролевая игра.

Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 5 малых групп, выдать бумагу и маркеры, если надо (зависит от упражнения и подготовки участников) на каждую группу выдать распечатку приложении. Тренер предлагает каждой из групп попробовать за 5 минут посмотреть на проблему глазами «главных действующих лиц» и дать тактику выхода для участников.

Группа 3

Этап подстройки под ценности

Самый неоднозначный и длительный этап - подстройка. Суть - доказать единство интересов, целей. Используются приемы:

  • Предвосхищение твоих желаний. Ты любишь собак - он без ума от них, ты любишь лютневую музыка - у него есть богатейшая коллекция.

  • Никакой критики никогда и никакого действительного собственного мнения.

Как результат образ собеседника становится окруженным чуть ли не нимбом, он - идеален, он довлеет, он просто без изъянов встраивается в ваш образ идеального спутника. Задайте себе вопрос почему так происходит.

Стратегия выхода. Требуйте ищите подтверждения сказанному, обращайте внимание на мелочи, не доверяйте слепо. Отстранитесь мысленно от ситуации понаблюдайте как бы со стороны.

По возможности разыграть в группе 1-2 варианта подстройки. Обязателен этап рефлексии.

Вопросы: Какие чувства у вас возникли? Во время разыгрывания ролей трудно ли было применить стратегии выхода? Что еще можно сделать в этой ситуации? Ваш вариант.

Группа 4. Игра на оценочной зависимости человека. Самый грубый этап.

В основе - банальная лесть.

Единственный способ эффективной борьбы - соотносить то , что вы слышите и потенциальные намерения соблазнителя. Свой список ценностей также следует задействовать в качестве ориентира

По возможности разыграть в группе 1-2 варианта лести, но лести хорошо подготовленной. Обязателен этап рефлексии.

Вопросы: Какие чувства у вас возникли? Во время разыгрывания ролей трудно ли было применить стратегии выхода? Что еще можно сделать в этой ситуации? Ваш вариант.

Группа 5

Кинестетика -Техника возбуждающих прикосновений. Ранние прикосновения - явный признак пикапера.

Многие девушки вырабатывают свои особенности поведения , которые не допускают стремительное сближение. Для противодействия этим защитам пикаперы применяют особые техники. «Паутинка»

«Паутинка» - это физическое «кручение» вокруг её тела под любыми невинными предлогами, сопровождающееся лёгкими псевдослучайными касаниями, как бы оплетение её незримой паутиной; одновременно поддерживается разговор на отвлеченные темы - удерживание взгляда в глаза, все это вызывает желание более глубокого контакта, дразнит. цель - вызвать к себе доверие и желание…»

Это - общая схема. Существует внушительный список шаблонов, с помощью которых эта схема реализуется.

Основная защитная стратегия тут - немедленное прекращение разговора. Невзирая ни на какие чувства.

По возможности разыграть в группе 1-2 варианта паутинки. Роли типичные соблазнитель и жертва. Обязателен этап рефлексии.

Вопросы:

Вопросы: Какие чувства у вас возникли? Во время разыгрывания ролей трудно ли было применить стратегии выхода? Что еще можно сделать в этой ситуации? Ваш вариант.

Упражнение 8.

Учитель предлагает порефлексировать над полученным на занятии новым опытом. Можно представить в виде работы над связкой вопросов:

Что мне предлагают - что я получу - чего я действительно хочу

Как соотносятся мои цели с планами пикапера?

На этом упражнении необходимо интегрировать полученные знания и встроить их в жизненный опыт.

  1. Рефлексия

Закончите предложение

На этом уроке я узнал…….

Беседа что узнал чему научился



© 2010-2022