Психокоррекционный потенциал тестильной куклы

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психокоррекционный потенциал текстильной куклы.

Текстильные куклы - удивительные создания. Они мягкие, теплые, податливые и … радостные! Они дарят радость и создателю и зрителю, наполняют смыслом самые простые занятия - шитье, примерку, подбор аксессуаров. Будучи завершенными, они поддерживают своего автора, возвращая ему полученное тепло и энергию. Они благодарные, живые…

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

В течение трех лет мне посчастливилось наблюдать, как взаимодействуют автор (ребенок) и кукла в процессе ее изготовления, и я невольно стала свидетелем «побочных» позитивных изменений, которые происходили с детьми на этих занятиях. Это побудило обобщить опыт детской творческой деятельности и рассмотреть его с точки зрения психокоррекционного потенциала при работе с такими детскими проблемами, как повышенная тревожность, несформированность коммуникативных навыков, повышенная агрессивность, страх самовыражения.

Я заметила, что дети, которые приходят на занятия текстильной куклой, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, робкие, застенчивые. Бывают и чрезмерно коммуникабельные, активно стремящиеся к общению, но не чувствующие допустимую границу, и как следствие этого навязчивые, доминирующие, агрессивные. Специфика изготовления текстильной куклы подразумевает постоянное взаимодействие ребенок-взрослый, детей между собой, и кроме этого сам «объект» изготовления предоставляет огромные возможности для проекции практически любых человеческих качеств, а гибкость и пластичность каркаса и вариативность мимики создают прекрасные возможности для отреагирования любых эмоций.

И получается, что помимо заявленной цели - овладения практическими навыками шитья, дети вовлекаются в арт-терапевтический процесс, и переходя от одной стадии изготовления к другой, самостоятельно выбирают, усложняют и решают возникающие перед ними задачи уже не столько технологического, сколько эмоционального плана.

На Руси с давних времен изготовление кукол носило характер семейной традиции, поощрялось, как школа рукоделия, хозяйствования, будущего материнства. Именно через работу над изготовлением игровой куколки дети знакомились с особенностями народного костюма и приобретали навыки плетения, вышивки, вязания, шитья. И поэтому познавательный аспект таких занятий нельзя исключить. Но кроме этого, когда руки заняты делом, проще начать говорить… Сначала о простом, потом о наболевшем, и как бы мимоходом вскрываются застарелые раны, обнажаются нанесенные обиды и естественным путем «уходят» в мягкий синтепон, в неожиданно возникший жест проволочной руки, в юмор и смех по поводу забавной гримасы кукольного лица. А еще и поддержка таких же ребят, переживших подобный опыт и извлекших из него свою собственную крупицу мудрости.

Кукла может обнять, как мама, над ней можно поиронизировать, как хотел бы поиронизировать над одноклассником, которого боишься, рядом с куклой можно стать смелым, а еще куклу … можно превратить в какого угодно персонажа по собственному сиюминутному желанию! А это уже волшебство, позволяющее почувствовать, что от меня что-то зависит, что я могу выбирать, рисковать, пробовать, тем самым преодолевая неуверенность в себе и повышая самооценку.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в развитии ребенка. В частности, кукла, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности ее автора.

И поэтому работа над изготовлением текстильной куклы открывает большие возможности для развития инициативы ребенка, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую фантазию, развивает творческое мышление.

Удачи Вам в создании своей текстильной куклы!

Я привожу технологию изготовления текстильной куклы, использованную на занятиях с детьми, чтобы желающие смогли воспользоваться ею как для работы с детьми в школе, так и для собственного удовольствия.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Необходимые инструменты:

  • Игла обычная

  • Игла кукольная (8-10 см)

  • Плоскогубцы

  • Ножницы

  • Тонкая кисть (№ 2 или № 3)

  • Булавки с головками

Материалы:

  • Синтепон (1 м)

  • Поролон для заклейки окон (1 упаковка)

  • Нитки телесного цвета

  • Колготы (2 пары) или гольфы (3 пары) телесного цвета

  • Проволока медная (2-х жильная сечением 2,5 мм) 2,5 метра

  • Лейкопластырь тканевый в рулоне шириной 2 см

  • Лак для ногтей прозрачный

  • Акварель

  • Небольшой кусочек белого трикотажа

  • Материал для волос (пакля, шерсть и т.п.)

  • Клей ПВА или акриловый грунт

Создание головы куклы


  1. Отрываем 2 кусочка синтепона размером с большую тарелку (диаметром 20-25 см), берем кусочек поролона 6-8 см, заворачиваем поролон сначала в один «блинчик» синтепона, затем во второй, место стыка можно зафиксировать 2-3 стежками, чтобы синтепон не разворачивался.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


  1. Отрезаем часть колгот (или гольфа) длиной около 25 см (если коглогы очень прозрачные, желательно делать 2 слоя), носовые части сохраняем для ушек. «Пирожок» с поролоном внутри кладем внутрь отрезанного куска так, чтобы поролон располагался перпендикулярно колготе на расстоянии примерно 1/3 от верха. Гладкая часть заготовки будет лицевой частью головы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

  1. Верхнюю часть колготы заворачиваем назад (в сторону затылка) и закалываем булавкой.

  2. Нарываем рыхлый кусочек синтепона размером примерно с крупную сливу для носа и закладываем его внутрь заготовки на лицевую часть. Затем нижнюю часть колготы также заворачиваем назад и закалываем булавкой.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


  1. Намечаем на выступающей части (будущем носе) 4 точки (2 ноздри и 2 точки над ноздрями). Отрываем нить длиной около 60 см, складываем вдвое и обоими кончиками вставляем в ушко иглы, получаем на конце вместо узелка петельку. Из точки 1 прокалываем иглой в точку 2, оставляя петельку свисать как «сопельку», делаем в точке 2 небольшой стежок (2-3 мм) и прокалываем иглу обратно в точку 1, «заходим» иглой в петельку и туго затягиваем нить. Одна ноздря готова.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


  1. Затем из точки 1 прокалываем иглой сквозь толщу носа в точку 3. Повторяем шаг №5 для второй ноздри. Нить не отрываем!

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

  1. Чтобы подчеркнуть ноздри, обхватываем нитью поверх ноздри ( с внешней стороны) из точки 3 в точку 4, прокалываем из точки 4 в точку 3. Чтобы закрепить нить, повторяем прием, который использовался для шитья ноздри (прокалываем, оставляем петельку, делаем стежок, возвращаемся, заходим в петельку и затягиваем). Одна ноздря готова.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


  1. Прокалываем иглой в точку 1. Повторяем шаг № 7 для второй ноздри. Нить не отрываем!

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

  1. Далее обозначаем переносицу. Из точки 1 прокалываем сквозь толщу носа в точку, где намечена переносица. Используем прием для шитья ноздри. Повторяем его 2 раза, затем прокалываем сквозь голову, выводя иглу на затылочной части и отрезаем нить.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


  1. Следующий шаг - щеки. Нарываем две одинаковых кучки синтепона размером примерно с кулачок. Открепляем нижнюю булавку и закладываем синтепон по обе стороны от носа.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


  1. Берем небольшой кусочек синтепона для верхней губы и подкладываем его под нос. После этого нижнюю часть колготы заворачиваем назад и закалываем булавкой. Намечаем 2 точки примерно под щеками на расстоянии 2-3 см друг от друга. Это будут уголки рта.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

  1. Нить складываем вдвое и вставляем в иглу. С задней части головы прокалываем иглой через поролон (нащупывая его внутри заготовки) в одну из 2-х точек, затем возвращаемся назад через другую точку, туго затягиваем нить и завязываем узел.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

  1. Затем снова снимаем нижнюю булавку и закладываем внутрь небольшой кусочек синтепона для нижней губы. После этого нижнюю часть колготы заворачиваем назад и закалываем булавкой. Намечаем булавками три точки: одну посередине верхней губы и две под нижней на расстоянии около 5 мм друг от друга. Отрываем нить, складываем вдвое (на конце петелька), прокалываем обе губы из одной нижней точки в верхнюю, делаем маленький стежок на верхней губе и возвращаемся назад во вторую точку под нижней губой, заходим в петельку и затягиваем нить. Закрепляем, выходим на тыльную сторону головы и отрезаем нить. Губы готовы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


  1. Снова открепляем нижнюю булавку и подкладываем синтепон для подбородка. Если Вас устраиваем объем, то зашиваем «дырку» с оборотной стороны простым швом «через край».

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


  1. Затем намечаем места для глаз. Отрываем нить, складываем вдвое (на конце петелька), иглой прокалываем от одного глаза под подбородок, затем из-под подбородка в другой глаз, затем возвращаемся к первому глазу, замыкая круг, заходим в петельку и затягиваем нить по ощущениям сильнее или слабее. Закрепляем, выходим на тыльную сторону и отрезаем нить.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

  1. Нарываем синтепон, открепляем верхнюю булавку, закладываем внутрь лоб, добиваемся желаемого объема и зашиваем «дырку» с тыльной стороны головы. Лицевая часть готова.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

  1. Пришиваем глаза. Складываем нить вчетверо, с тыльной стороны прокалываем через поролон (нащупывая его иглой) насквозь, «нанизываем» глаз на иглу как «шашлычок на шампур», прокалываем в обратном направлении также через поролон, сильно затягиваем нить и завязываем несколько узлов. После этого нить отрезаем. Аналогично пришиваем второй глаз. Важно прокалывать именно через поролон, так как это позволит «посадить» глаза достаточно глубоко, и лицо будет выглядеть более выразительно и натурально.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


  1. По желанию добавляем складочки, морщинки, выделяем брови приемом, которым фиксировали переносицу (см. выше), добиваясь желаемой выразительности. Можно начать «играть» с лицом, подбирая волосы и намечая будущий образ.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.

  1. Большую выразительность лицо приобретает после нанесения макияжа. Для этого используется старая косметика. Чтобы румяна и тени не осыпались, можно зафиксировать их лаком для волос.

Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.Психокоррекционный потенциал тестильной куклы.


© 2010-2022