- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психокоррекционный потенциал тестильной куклы
Психокоррекционный потенциал тестильной куклы
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богачева Т.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Психокоррекционный потенциал текстильной куклы.
Текстильные куклы - удивительные создания. Они мягкие, теплые, податливые и … радостные! Они дарят радость и создателю и зрителю, наполняют смыслом самые простые занятия - шитье, примерку, подбор аксессуаров. Будучи завершенными, они поддерживают своего автора, возвращая ему полученное тепло и энергию. Они благодарные, живые…
В течение трех лет мне посчастливилось наблюдать, как взаимодействуют автор (ребенок) и кукла в процессе ее изготовления, и я невольно стала свидетелем «побочных» позитивных изменений, которые происходили с детьми на этих занятиях. Это побудило обобщить опыт детской творческой деятельности и рассмотреть его с точки зрения психокоррекционного потенциала при работе с такими детскими проблемами, как повышенная тревожность, несформированность коммуникативных навыков, повышенная агрессивность, страх самовыражения.
Я заметила, что дети, которые приходят на занятия текстильной куклой, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, робкие, застенчивые. Бывают и чрезмерно коммуникабельные, активно стремящиеся к общению, но не чувствующие допустимую границу, и как следствие этого навязчивые, доминирующие, агрессивные. Специфика изготовления текстильной куклы подразумевает постоянное взаимодействие ребенок-взрослый, детей между собой, и кроме этого сам «объект» изготовления предоставляет огромные возможности для проекции практически любых человеческих качеств, а гибкость и пластичность каркаса и вариативность мимики создают прекрасные возможности для отреагирования любых эмоций.
И получается, что помимо заявленной цели - овладения практическими навыками шитья, дети вовлекаются в арт-терапевтический процесс, и переходя от одной стадии изготовления к другой, самостоятельно выбирают, усложняют и решают возникающие перед ними задачи уже не столько технологического, сколько эмоционального плана.
На Руси с давних времен изготовление кукол носило характер семейной традиции, поощрялось, как школа рукоделия, хозяйствования, будущего материнства. Именно через работу над изготовлением игровой куколки дети знакомились с особенностями народного костюма и приобретали навыки плетения, вышивки, вязания, шитья. И поэтому познавательный аспект таких занятий нельзя исключить. Но кроме этого, когда руки заняты делом, проще начать говорить… Сначала о простом, потом о наболевшем, и как бы мимоходом вскрываются застарелые раны, обнажаются нанесенные обиды и естественным путем «уходят» в мягкий синтепон, в неожиданно возникший жест проволочной руки, в юмор и смех по поводу забавной гримасы кукольного лица. А еще и поддержка таких же ребят, переживших подобный опыт и извлекших из него свою собственную крупицу мудрости.
Кукла может обнять, как мама, над ней можно поиронизировать, как хотел бы поиронизировать над одноклассником, которого боишься, рядом с куклой можно стать смелым, а еще куклу … можно превратить в какого угодно персонажа по собственному сиюминутному желанию! А это уже волшебство, позволяющее почувствовать, что от меня что-то зависит, что я могу выбирать, рисковать, пробовать, тем самым преодолевая неуверенность в себе и повышая самооценку.
Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в развитии ребенка. В частности, кукла, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности ее автора.
И поэтому работа над изготовлением текстильной куклы открывает большие возможности для развития инициативы ребенка, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую фантазию, развивает творческое мышление.
Удачи Вам в создании своей текстильной куклы!
Я привожу технологию изготовления текстильной куклы, использованную на занятиях с детьми, чтобы желающие смогли воспользоваться ею как для работы с детьми в школе, так и для собственного удовольствия.
Необходимые инструменты:
-
Игла обычная
-
Игла кукольная (8-10 см)
-
Плоскогубцы
-
Ножницы
-
Тонкая кисть (№ 2 или № 3)
-
Булавки с головками
Материалы:
-
Синтепон (1 м)
-
Поролон для заклейки окон (1 упаковка)
-
Нитки телесного цвета
-
Колготы (2 пары) или гольфы (3 пары) телесного цвета
-
Проволока медная (2-х жильная сечением 2,5 мм) 2,5 метра
-
Лейкопластырь тканевый в рулоне шириной 2 см
-
Лак для ногтей прозрачный
-
Акварель
-
Небольшой кусочек белого трикотажа
-
Материал для волос (пакля, шерсть и т.п.)
-
Клей ПВА или акриловый грунт
Создание головы куклы
-
Отрываем 2 кусочка синтепона размером с большую тарелку (диаметром 20-25 см), берем кусочек поролона 6-8 см, заворачиваем поролон сначала в один «блинчик» синтепона, затем во второй, место стыка можно зафиксировать 2-3 стежками, чтобы синтепон не разворачивался.
-
Отрезаем часть колгот (или гольфа) длиной около 25 см (если коглогы очень прозрачные, желательно делать 2 слоя), носовые части сохраняем для ушек. «Пирожок» с поролоном внутри кладем внутрь отрезанного куска так, чтобы поролон располагался перпендикулярно колготе на расстоянии примерно 1/3 от верха. Гладкая часть заготовки будет лицевой частью головы.
-
Верхнюю часть колготы заворачиваем назад (в сторону затылка) и закалываем булавкой.
-
Нарываем рыхлый кусочек синтепона размером примерно с крупную сливу для носа и закладываем его внутрь заготовки на лицевую часть. Затем нижнюю часть колготы также заворачиваем назад и закалываем булавкой.
-
Намечаем на выступающей части (будущем носе) 4 точки (2 ноздри и 2 точки над ноздрями). Отрываем нить длиной около 60 см, складываем вдвое и обоими кончиками вставляем в ушко иглы, получаем на конце вместо узелка петельку. Из точки 1 прокалываем иглой в точку 2, оставляя петельку свисать как «сопельку», делаем в точке 2 небольшой стежок (2-3 мм) и прокалываем иглу обратно в точку 1, «заходим» иглой в петельку и туго затягиваем нить. Одна ноздря готова.
-
Затем из точки 1 прокалываем иглой сквозь толщу носа в точку 3. Повторяем шаг №5 для второй ноздри. Нить не отрываем!
-
Чтобы подчеркнуть ноздри, обхватываем нитью поверх ноздри ( с внешней стороны) из точки 3 в точку 4, прокалываем из точки 4 в точку 3. Чтобы закрепить нить, повторяем прием, который использовался для шитья ноздри (прокалываем, оставляем петельку, делаем стежок, возвращаемся, заходим в петельку и затягиваем). Одна ноздря готова.
-
Прокалываем иглой в точку 1. Повторяем шаг № 7 для второй ноздри. Нить не отрываем!
-
Далее обозначаем переносицу. Из точки 1 прокалываем сквозь толщу носа в точку, где намечена переносица. Используем прием для шитья ноздри. Повторяем его 2 раза, затем прокалываем сквозь голову, выводя иглу на затылочной части и отрезаем нить.
-
Следующий шаг - щеки. Нарываем две одинаковых кучки синтепона размером примерно с кулачок. Открепляем нижнюю булавку и закладываем синтепон по обе стороны от носа.
-
Берем небольшой кусочек синтепона для верхней губы и подкладываем его под нос. После этого нижнюю часть колготы заворачиваем назад и закалываем булавкой. Намечаем 2 точки примерно под щеками на расстоянии 2-3 см друг от друга. Это будут уголки рта.
-
Нить складываем вдвое и вставляем в иглу. С задней части головы прокалываем иглой через поролон (нащупывая его внутри заготовки) в одну из 2-х точек, затем возвращаемся назад через другую точку, туго затягиваем нить и завязываем узел.
-
Затем снова снимаем нижнюю булавку и закладываем внутрь небольшой кусочек синтепона для нижней губы. После этого нижнюю часть колготы заворачиваем назад и закалываем булавкой. Намечаем булавками три точки: одну посередине верхней губы и две под нижней на расстоянии около 5 мм друг от друга. Отрываем нить, складываем вдвое (на конце петелька), прокалываем обе губы из одной нижней точки в верхнюю, делаем маленький стежок на верхней губе и возвращаемся назад во вторую точку под нижней губой, заходим в петельку и затягиваем нить. Закрепляем, выходим на тыльную сторону головы и отрезаем нить. Губы готовы.
-
Снова открепляем нижнюю булавку и подкладываем синтепон для подбородка. Если Вас устраиваем объем, то зашиваем «дырку» с оборотной стороны простым швом «через край».
-
Затем намечаем места для глаз. Отрываем нить, складываем вдвое (на конце петелька), иглой прокалываем от одного глаза под подбородок, затем из-под подбородка в другой глаз, затем возвращаемся к первому глазу, замыкая круг, заходим в петельку и затягиваем нить по ощущениям сильнее или слабее. Закрепляем, выходим на тыльную сторону и отрезаем нить.
-
Нарываем синтепон, открепляем верхнюю булавку, закладываем внутрь лоб, добиваемся желаемого объема и зашиваем «дырку» с тыльной стороны головы. Лицевая часть готова.
-
Пришиваем глаза. Складываем нить вчетверо, с тыльной стороны прокалываем через поролон (нащупывая его иглой) насквозь, «нанизываем» глаз на иглу как «шашлычок на шампур», прокалываем в обратном направлении также через поролон, сильно затягиваем нить и завязываем несколько узлов. После этого нить отрезаем. Аналогично пришиваем второй глаз. Важно прокалывать именно через поролон, так как это позволит «посадить» глаза достаточно глубоко, и лицо будет выглядеть более выразительно и натурально.
-
По желанию добавляем складочки, морщинки, выделяем брови приемом, которым фиксировали переносицу (см. выше), добиваясь желаемой выразительности. Можно начать «играть» с лицом, подбирая волосы и намечая будущий образ.
-
Большую выразительность лицо приобретает после нанесения макияжа. Для этого используется старая косметика. Чтобы румяна и тени не осыпались, можно зафиксировать их лаком для волос.