Планирование по курсу Психология. Школа самореализации для 10 класса, 34 часа

Данная программа соответствует требованиям предъявляемым к структуре и созданию программ, соответствует государственным и региональным образовательным стандартам, модифицирована на основе программ: 1. Сафонова Л.В. Основы психологии и социального взаимодействия.,1997г. Сертификат соответствия № 0312 Серия – ОП от 10.02.97 г. Рецензенты: В.В.Колпачников, кандидат психологических наук, ИРРО; В.Я.Гельмут, кандидат педагогических наук, зам. директора по научно-практической работе Центра социально-пс...
Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УВК «Школа-гимназия» №2 пгт Ленино

Ленинской РГА Р Крым


УТВЕРЖДАЮ

Директор УВК

«Школа-гимназия» №2

пгт Ленино


______________А.И. Шляхова

«___»____________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Методист РМК



___________Т.Г. Ходырева

«___»______________2014 г.


ПРОГРАММА

Элективного курса (34 часа)


«Школа самореализации».

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


10 класс



Составитель программы

Практический психолог

УВК «Школа-гимназия» №2

пгт Ленино

К. В. Крамчанин










Ленино 2014 - 2015


Пояснительная записка


Данная программа соответствует требованиям предъявляемым к структуре и созданию программ, соответствует государственным и региональным образовательным стандартам, модифицирована на основе программ:

1. Сафонова Л.В. Основы психологии и социального взаимодействия.,1997г. Сертификат соответствия № 0312 Серия - ОП от 10.02.97 г.

Рецензенты: В.В.Колпачников, кандидат психологических наук, ИРРО;

В.Я.Гельмут, кандидат педагогических наук, зам. директора по научно-практической работе Центра социально-психологической помощи г. Ревды;

2. Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000

Данная программа поможет ребятам удовлетворить потребности в самопознании, поможет узнать, что такое психология, как научиться понимать себя и свое окружение, как устанавливать живой контакт в личном и деловом общении, научит управлять собой в ситуации выбора, овладеть элементарными приемами саморегуляции и психологической помощи, научит навыкам эффективного социального взаимодействия, поможет в становлении личного и профессионального самоопределения. :

По целевой направленности программа курса развивающая. Форма общения - диалог.

Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, художественных и документальных фильмов, передач и т.д. Широко используются различные методики изучения личности учащегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т.д.

Органичное сочетание теории и практики помогает более успешно усвоить учебный материал.

Место курса в образовательном процессе.

Программа является модифицированной - адаптирована к условиям общеобразовательной школы.

Курс предназначен для учащихся 10класса, с продолжением изучения в 11 классе общеобразовательных школ.

Программа курса органически связана с общей программой воспитания подростков, является важным подспорьем классного руководителя, выступая в качестве дополнительного средства воспитательного воздействия на учащихся.

Задачи программы:

  1. Помочь ребятам в получении знаний с целью самопознания, активизации умений с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу.

  2. Дать знания по основам современной психологии: теоретической, экспериментальной и практической, а также из различных отраслей психологической науки: общей, социальной, возрастной, психологии бизнеса.

  3. Создать условия для развития у учащихся способности к взаимопониманию с тем, чтобы они могли принимать и признавать правомерность различных точек зрения у своих собеседников, терпимо относиться к взглядам других, разрешать проблемы, связанные с неизбежными конфликтами в повседневной жизни.

Формы и методы проведения занятий.

  • словесно-логические: рассказ, объяснение, беседа, диспут, публичные лекции;

  • круглый стол с острыми углами;

  • философский стол;

  • «конверт откровений», «экспресс-опрос»;

  • «5 минут с искусством»;

  • разговор при свечах;

  • дискуссионные качели;

  • разброс мнений, проблематизация, игра, семинар, научная конференция.

Ожидаемые результаты обучения

В результате освоения программы элективного курса учащийся должен:

знать: основные понятия психологической науки, место и роль психологии в системе наук, особенности формирования личности, специфику социальных отношений;

уметь: осуществлять проведение, обработку и интерпретацию психодиагностических методик, направленных на углубление знаний о своих индивидуально-психологических особенностях и возможностях; ориентироваться в психологической информации; саморегулировать и контролировать психологическое здоровье;

владеть навыками: применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций, способов разрешения конфликтов.


Условия, необходимые для реализации программы:

Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран, телевизор и пр.). Необходимые дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий (система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Основной задачей элективных курсов является развитие творческого потенциала учащихся. Чтобы оценить, насколько учащиеся преуспели в освоении материалов программы, предлагается на этапе финального контроля учитывать следующие факторы:

  • Результаты самостоятельных учебных исследований и их процесса.

  • Способность к сотрудничеству и работе в команде.

  • Умение вести дискуссию.

  • Способность к решению проблем.

  • Качество выполнения творческих работ.

  • Активность участия в ролевых, деловых играх и тренингах.

Для оценки теоретических занятий проводится тестирование. Шкала оценок представлена в следующей таблице.

Оценка

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Итоговый балл, % от максимального балла

Менее 30%

30% - 50%

50% -

70%

Более

70%

Содержание курса включает такие разделы, как:

  1. Введение (1 ч.).

Предмет психологии. Психика. История развития и отрасли психологии. Методы психологии. Практическая работа. Тест «Какой вы психолог?».

II. Познавательные процессы, способности (6 ч.).

Внимание. Память. Мышление. (Повторение на основе курса «Биология» 9 класс). Интеллект. Коэффициент интеллекта. Способности. Креативность. Взаимосвязь между креативностью и интеллектом. Развитие творческих способностей. Мозг и психика.

III. Личность (6 ч.).

Личность. Психологическая теория личности по З. Фрейду. Индивидуальная теория личности по А. Адлеру. Бихевиоризм. Гуманистическая теория личности по А. Маслоу, Роджерс. Самоотношение. Самоуважение. Эмоции и чувства. Любовь. Современная классификация стилей любви. Экология любви.

IV. Какой я человек? (6 ч.).

Что такое красота? Когда человек стремится к красоте? Какое значение имеет красота в нашей жизни? Идеалы красоты в разные эпохи. Гармония в жизни человека. Игра «На какого зверя я похож?» Завоевание симпатий. Игра «Зеркало». Мальчик-юноша-мужчина. Что значит красивый мужчина? Девочка-девушка-женщина. Черты женственности. Гармония-красота-женщина. Леди, госпожа, мадам. Материальные, социальные, духовные, личностные и творческие потребности. Тест «Ваш характер». Упражнения по познанию своего «Я». Практикумы по самопознанию. Этические игры «Мне - обо мне». Игра «Волшебный стул». Тест «Узнай себя».

V. Красота и здоровье (8 ч.).

Духовная и физическая красота. Научитесь любить себя. Счастье. Игра «Открытый микрофон». Доброта, великодушие, достоинство, гордость, скромность, милосердие. Общение. Специфика общения. Терпимость, симпатия, антипатия, эмпатия. Интеллигентность. Всегда ли образованный человек - интеллигент и наоборот? Культура - внешняя и внутренняя. Конфликт. Компромисс. Внешний облик человека. Мода. Проблемы моды. Хороший вкус. Имидж. Этикет. История этикета. Три этапа любви. Аксиомы любви. Любовный треугольник. Проблемы семьи и брака. Смысл жизни на основе представлений наук: философии, этики, эстетики и др., … религиозные учения. Право выбора. Гармония внутри себя.

VI. Основы конфликтологии. (6)

Конфликт как форма развития отношений. Ознакомление с понятием конфликта. Сигналы конфликта, конфликтные привычки. Стратегии выхода из конфликтной ситуации, готовность к разрешению конфликта. Картография конфликта, выработка альтернатив. Переговоры. Посредничество. "Выиграть - выиграть".

VII. Итоговое занятие по разделам курса (1 ч.)

Подведение итого изучения элективного курса «Школа самореализации». Форма - тестирование.

Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

Дата проведения


I. Введение.

1.

Предмет психологии. История развития и отрасли психологии.

1



II. Познавательные процессы, способности.



2.

Внимание. Память. Мышление.

1


3.

Интеллект. Коэффициент интеллекта.

1


4.

Способности.

1


5.

Развитие способностей. Креативность.

1


6.

Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга.

1


7.

Подведение итогов I и II раздела. Тест.

1



III. Личность.



8.

Личность. Психологическая теория личности. (З. Фрейда). Индивидуальная теория личности. (А. Адлер)

1


9.

Бихевиоризм (Джон Уотсон). Гуманистическая теория личности. (А. Маслоу, Роджерс).

1


10.

Э.Берн. Проверочный тест

1


11.

Самоотношение. «Я-концепция»

1


12.

Эмоции и чувства.

1


13.

Любовь. Практическая работа. Подведение итогов.

1



IV. Какой я человек?



14.

Что такое красота? Человек и красота. Красота и гармония.

1


15.

Знаете ли вы себя? Как нравиться себе? Как управлять впечатлением о себе?

1


16.

Что такое мужественность? Мужчина и красота. Каким должен быть настоящий мужчина?

1


17.

Что такое женственность? Женщина и красота. Что значит «настоящая» женщина?

1


18.

О потребностях. Что человек хочет? Что человек может?

1


19.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов.

1



V. Красота и здоровье.



20.

Красота и здоровье. Человек создан для счастья. Стиль и тон поведения.

1


21.

Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям.

1


22.

Искусство общения. С кем и в какие отношения вступает человек? Искусство беседы.

1


23.

Интеллигентность и образованность. Что такое культурный человек? Культурный человек в конфликтной ситуации.

1


24.

Визитная карточка человека. Человек и мода. Хороший вкус. Правила этикета.

1


25.

Давай поговорим о любви. Самый трудный диалог. Зачем человеку семья? Семинар «Семья глазами ученых разных специальностей».

1


26.

В чем смысл жизни? Что значит быть счастливым? Прекрасное в нас.

1


27.

Закрепление пройденного материала. Подведение итогов.

1



VI. Основы конфликтологии.



28.

Конфликт как форма развития отношений. Ознакомление с понятием конфликта Переговоры.

1


29.

Посредничество. "Выиграть - выиграть". Польза и вред конфликта.

1


30.

Сигналы конфликта, конфликтные привычки.

1


31.

Стратегии выхода из конфликтной ситуации, готовность к разрешению конфликта.

1


32.

Картография конфликта, выработка альтернатив.

1


33.

Практические игры. Тестирование.

1



VII. Итоговое занятие по разделам курса

1



Всего:

34 часа



Литература



  1. Гришак Л.П. Общение с собой. - М., 1991.

  2. Кон И.С. Психология ранней юности.

  3. Лубянова Н.Н. Мир мужественности, женственности и красоты. - Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Московина Л. Энциклопедия психологических тестов. - Саратов, 1996.

  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

  6. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога в 2 частях. - М.: Владос, 2003.


© 2010-2022