- Преподавателю
- Школьному психологу
- Планирование по курсу Психология. Школа самореализации для 10 класса, 34 часа
Планирование по курсу Психология. Школа самореализации для 10 класса, 34 часа
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крамчанин К.В. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УВК «Школа-гимназия» №2 пгт Ленино
Ленинской РГА Р Крым
УТВЕРЖДАЮ
Директор УВК
«Школа-гимназия» №2
пгт Ленино
______________А.И. Шляхова
«___»____________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Методист РМК
___________Т.Г. Ходырева
«___»______________2014 г.
ПРОГРАММА
Элективного курса (34 часа)
«Школа самореализации».
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
10 класс
Составитель программы
Практический психолог
УВК «Школа-гимназия» №2
пгт Ленино
К. В. Крамчанин
Ленино 2014 - 2015
Пояснительная записка
Данная программа соответствует требованиям предъявляемым к структуре и созданию программ, соответствует государственным и региональным образовательным стандартам, модифицирована на основе программ:
1. Сафонова Л.В. Основы психологии и социального взаимодействия.,1997г. Сертификат соответствия № 0312 Серия - ОП от 10.02.97 г.
Рецензенты: В.В.Колпачников, кандидат психологических наук, ИРРО;
В.Я.Гельмут, кандидат педагогических наук, зам. директора по научно-практической работе Центра социально-психологической помощи г. Ревды;
2. Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000
Данная программа поможет ребятам удовлетворить потребности в самопознании, поможет узнать, что такое психология, как научиться понимать себя и свое окружение, как устанавливать живой контакт в личном и деловом общении, научит управлять собой в ситуации выбора, овладеть элементарными приемами саморегуляции и психологической помощи, научит навыкам эффективного социального взаимодействия, поможет в становлении личного и профессионального самоопределения. :
По целевой направленности программа курса развивающая. Форма общения - диалог.
Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, художественных и документальных фильмов, передач и т.д. Широко используются различные методики изучения личности учащегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т.д.
Органичное сочетание теории и практики помогает более успешно усвоить учебный материал.
Место курса в образовательном процессе.
Программа является модифицированной - адаптирована к условиям общеобразовательной школы.
Курс предназначен для учащихся 10класса, с продолжением изучения в 11 классе общеобразовательных школ.
Программа курса органически связана с общей программой воспитания подростков, является важным подспорьем классного руководителя, выступая в качестве дополнительного средства воспитательного воздействия на учащихся.
Задачи программы:
-
Помочь ребятам в получении знаний с целью самопознания, активизации умений с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу.
-
Дать знания по основам современной психологии: теоретической, экспериментальной и практической, а также из различных отраслей психологической науки: общей, социальной, возрастной, психологии бизнеса.
-
Создать условия для развития у учащихся способности к взаимопониманию с тем, чтобы они могли принимать и признавать правомерность различных точек зрения у своих собеседников, терпимо относиться к взглядам других, разрешать проблемы, связанные с неизбежными конфликтами в повседневной жизни.
Формы и методы проведения занятий.
-
словесно-логические: рассказ, объяснение, беседа, диспут, публичные лекции;
-
круглый стол с острыми углами;
-
философский стол;
-
«конверт откровений», «экспресс-опрос»;
-
«5 минут с искусством»;
-
разговор при свечах;
-
дискуссионные качели;
-
разброс мнений, проблематизация, игра, семинар, научная конференция.
Ожидаемые результаты обучения
В результате освоения программы элективного курса учащийся должен:
знать: основные понятия психологической науки, место и роль психологии в системе наук, особенности формирования личности, специфику социальных отношений;
уметь: осуществлять проведение, обработку и интерпретацию психодиагностических методик, направленных на углубление знаний о своих индивидуально-психологических особенностях и возможностях; ориентироваться в психологической информации; саморегулировать и контролировать психологическое здоровье;
владеть навыками: применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций, способов разрешения конфликтов.
Условия, необходимые для реализации программы:
Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран, телевизор и пр.). Необходимые дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий (система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Основной задачей элективных курсов является развитие творческого потенциала учащихся. Чтобы оценить, насколько учащиеся преуспели в освоении материалов программы, предлагается на этапе финального контроля учитывать следующие факторы:
-
Результаты самостоятельных учебных исследований и их процесса.
-
Способность к сотрудничеству и работе в команде.
-
Умение вести дискуссию.
-
Способность к решению проблем.
-
Качество выполнения творческих работ.
-
Активность участия в ролевых, деловых играх и тренингах.
Для оценки теоретических занятий проводится тестирование. Шкала оценок представлена в следующей таблице.
Оценка
Неудовлетворительно
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
Итоговый балл, % от максимального балла
Менее 30%
30% - 50%
50% -
70%
Более
70%
Содержание курса включает такие разделы, как:
-
Введение (1 ч.).
Предмет психологии. Психика. История развития и отрасли психологии. Методы психологии. Практическая работа. Тест «Какой вы психолог?».
II. Познавательные процессы, способности (6 ч.).
Внимание. Память. Мышление. (Повторение на основе курса «Биология» 9 класс). Интеллект. Коэффициент интеллекта. Способности. Креативность. Взаимосвязь между креативностью и интеллектом. Развитие творческих способностей. Мозг и психика.
III. Личность (6 ч.).
Личность. Психологическая теория личности по З. Фрейду. Индивидуальная теория личности по А. Адлеру. Бихевиоризм. Гуманистическая теория личности по А. Маслоу, Роджерс. Самоотношение. Самоуважение. Эмоции и чувства. Любовь. Современная классификация стилей любви. Экология любви.
IV. Какой я человек? (6 ч.).
Что такое красота? Когда человек стремится к красоте? Какое значение имеет красота в нашей жизни? Идеалы красоты в разные эпохи. Гармония в жизни человека. Игра «На какого зверя я похож?» Завоевание симпатий. Игра «Зеркало». Мальчик-юноша-мужчина. Что значит красивый мужчина? Девочка-девушка-женщина. Черты женственности. Гармония-красота-женщина. Леди, госпожа, мадам. Материальные, социальные, духовные, личностные и творческие потребности. Тест «Ваш характер». Упражнения по познанию своего «Я». Практикумы по самопознанию. Этические игры «Мне - обо мне». Игра «Волшебный стул». Тест «Узнай себя».
V. Красота и здоровье (8 ч.).
Духовная и физическая красота. Научитесь любить себя. Счастье. Игра «Открытый микрофон». Доброта, великодушие, достоинство, гордость, скромность, милосердие. Общение. Специфика общения. Терпимость, симпатия, антипатия, эмпатия. Интеллигентность. Всегда ли образованный человек - интеллигент и наоборот? Культура - внешняя и внутренняя. Конфликт. Компромисс. Внешний облик человека. Мода. Проблемы моды. Хороший вкус. Имидж. Этикет. История этикета. Три этапа любви. Аксиомы любви. Любовный треугольник. Проблемы семьи и брака. Смысл жизни на основе представлений наук: философии, этики, эстетики и др., … религиозные учения. Право выбора. Гармония внутри себя.
VI. Основы конфликтологии. (6)
Конфликт как форма развития отношений. Ознакомление с понятием конфликта. Сигналы конфликта, конфликтные привычки. Стратегии выхода из конфликтной ситуации, готовность к разрешению конфликта. Картография конфликта, выработка альтернатив. Переговоры. Посредничество. "Выиграть - выиграть".
VII. Итоговое занятие по разделам курса (1 ч.)
Подведение итого изучения элективного курса «Школа самореализации». Форма - тестирование.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
I. Введение.
1.
Предмет психологии. История развития и отрасли психологии.
1
II. Познавательные процессы, способности.
2.
Внимание. Память. Мышление.
1
3.
Интеллект. Коэффициент интеллекта.
1
4.
Способности.
1
5.
Развитие способностей. Креативность.
1
6.
Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга.
1
7.
Подведение итогов I и II раздела. Тест.
1
III. Личность.
8.
Личность. Психологическая теория личности. (З. Фрейда). Индивидуальная теория личности. (А. Адлер)
1
9.
Бихевиоризм (Джон Уотсон). Гуманистическая теория личности. (А. Маслоу, Роджерс).
1
10.
Э.Берн. Проверочный тест
1
11.
Самоотношение. «Я-концепция»
1
12.
Эмоции и чувства.
1
13.
Любовь. Практическая работа. Подведение итогов.
1
IV. Какой я человек?
14.
Что такое красота? Человек и красота. Красота и гармония.
1
15.
Знаете ли вы себя? Как нравиться себе? Как управлять впечатлением о себе?
1
16.
Что такое мужественность? Мужчина и красота. Каким должен быть настоящий мужчина?
1
17.
Что такое женственность? Женщина и красота. Что значит «настоящая» женщина?
1
18.
О потребностях. Что человек хочет? Что человек может?
1
19.
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов.
1
V. Красота и здоровье.
20.
Красота и здоровье. Человек создан для счастья. Стиль и тон поведения.
1
21.
Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям.
1
22.
Искусство общения. С кем и в какие отношения вступает человек? Искусство беседы.
1
23.
Интеллигентность и образованность. Что такое культурный человек? Культурный человек в конфликтной ситуации.
1
24.
Визитная карточка человека. Человек и мода. Хороший вкус. Правила этикета.
1
25.
Давай поговорим о любви. Самый трудный диалог. Зачем человеку семья? Семинар «Семья глазами ученых разных специальностей».
1
26.
В чем смысл жизни? Что значит быть счастливым? Прекрасное в нас.
1
27.
Закрепление пройденного материала. Подведение итогов.
1
VI. Основы конфликтологии.
28.
Конфликт как форма развития отношений. Ознакомление с понятием конфликта Переговоры.
1
29.
Посредничество. "Выиграть - выиграть". Польза и вред конфликта.
1
30.
Сигналы конфликта, конфликтные привычки.
1
31.
Стратегии выхода из конфликтной ситуации, готовность к разрешению конфликта.
1
32.
Картография конфликта, выработка альтернатив.
1
33.
Практические игры. Тестирование.
1
VII. Итоговое занятие по разделам курса
1
Всего:
34 часа
Литература
-
Гришак Л.П. Общение с собой. - М., 1991.
-
Кон И.С. Психология ранней юности.
-
Лубянова Н.Н. Мир мужественности, женственности и красоты. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Московина Л. Энциклопедия психологических тестов. - Саратов, 1996.
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
-
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога в 2 частях. - М.: Владос, 2003.