Статья в газету Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка «трудных» подростков

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Индивидуализация обучения и
психолого-педагогическая
поддержка «трудных»
подростков.

Педагог - психолог МБОУ «СОШ №24» Нехай М.Д.























Трудные дети…

Вот он сидит перед нами, взгляните

сжался пружиной, отчаялся он

С миром оборваны тонкие нити,

словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли,

Сегодня психолог в школе новость. За годы существования психологической службы оформились его функциональные обязанности, сложились этические стандарты работы. Залогом эффективной работы школьной психологической службы должны взаимопонимание, доброжелательность и психологическая грамотность педколлектива, администрации и родителей. Знания о внутреннем мире человека, его переживаниях, возможностях необходимы каждому учащемуся для понимания своей неповторимости и обретения психологического комфорта в любой обстановке.

Организация обучения ставит перед психологией и педагоги - кой много проблем. Для того, чтобы управлять процессом обучения мало знать материал, подлежащий усвоению, мало знать «объект», на который направлено обучение, надо знать ученика, уметь определить его возможности, его состояние, способности к обучению. Нельзя видеть в учениках только существо, усваивающее какой - то пункт программы. Приходя в школу, дети не перестают быть детьми, и каждый урок остаётся частью их жизни.

Обучение направлено на изменение человека, который обладает своими личными потребностями и интересами, преследует свои собственные цели, не всегда совпадающие с целями обучающегося. Учить - это значит учить себя, где учитель помогает ученику. Но в жизни часто приходится встречаться с ситуацией, когда необходимо обучать ребёнка, который не имеет потребности в обучении или даже активно противодействует обучению. Поэтому одна из наших задач - формировать у ученика потребность в учении.

Подростковым принято развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства и взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. Вот почему так велика роль школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Подростковый возраст - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становлений нравственности и открытие «я» обретение новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также и возраст потерь детского мировоощущения, более беззаботного образа жизни поиска правды в себе и других и т.д. Это все прекрасные и мучительные переживания «уже не ребёнка», но ещё не взрослого.

Мы всё время сетуем, что молодёжь не воспитана, не уважают стариков, наши дети стали тиранами, не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям.

Давайте послушаем голоса из прошлого.

«Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом».

Сократ, древнегреческий мыслитель 470 г. до н.э.

«Я утратил всякие надежды относительно будущего, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».

Ислад, древнегреческий историк, около 720 г. до н.э.

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк».

Надпись на гробнице фараона, около 3500 лет до н.э.

Неужели старшее поколение всегда не понимало молодёжь?

А сама молодёжь? Она понимала саму себя? Стремилась ли понять? Всё не так однозначно и просто. Не случайно великий немецкий философ Иммануил Хант в конце 18 века сказал: «Годы юности - самые трудные годы». Термин « трудный подросток» - один из самых неопределённых в психологии подросткового возраста. Подростковый возраст как кризисная стадия развития личности, скрыто предполагает, что «всякий подросток - трудный, и для себя и для других».

Биологические, психические особенности подростка, его не устоявшийся социальный статус, т.е. сама ситуация развития подростка предполагают кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде.

Более распространённое понимание этого термина - трудный подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего развития, подросток, отклонившийся в своём развитии и поведении от общепринятой нормы. Сюда относят, прежде всего детей нежелающих учиться или работать.

Представляется более приемлемым следующее широкое толкование термина «Трудный подросток». Физическая ослабленность, черты характера, затрудняющие общение, эмоциональная незрелость или неблагоприятные семейные отношения - всё это факторы риска, наличие которых безусловно делает этот трудный подростковый возраст ещё более трудным.

Разнообразные нарушения поведения подростка, с которыми сталкиваются взрослые, - упрямство, хамство, грубость, а так же противоправное поведение обусловлены многими факторами.

Чем более жёстко и непримиримо относятся родители и приятелям своих детей, тем больше вероятность того, что ребёнок не только предпочтёт общество сверстников, но и порвёт великую связь с семьёй.

Вспомните, каким авторитетом для первоклассников является первый учитель, когда всё принимается на веру. Но в 4 - 5 классах начинается дифференцированное отношение к учителям. Роль поведения педагогов в воспитании детей прекрасно понимал Л.Н.Толстой, писавший, что «воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих или кого бы то не было».

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в нашей профессиональной деятельности является работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по - разному: трудные, трудновоспитуемые, проблемные, дети «группы риска».

Любая проблема лучше решается комплексно. Комплексность проблем требует участия в этой деятельности всего педагогического коллектива, однако ведущая роль принадлежит педагогу - психологу. Для профилактики асоциального поведения необходимо глубокое и всестороннее изучение личности подростков с отклоняющимся поведением, особенности их эмоционального реагирования, мотивации. Чтобы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье проводится тест «Рисунок семьи». На первый взгляд очень простой тест, но с его помощью можно узнать отношение ребенка к отцу, к матери, к другим членам семьи, кто пользуется в семье для испытуемого большим уважением. Чтобы получить информацию об отношении учащихся к школе, к себе и другим одноклассникам проводится анкетирование «Твое отношение к школе».

Классруки, в классах которых обучаются учащиеся, стоящие на внутришкольном учете, ведут дневники наблюдений, где отслеживаются успеваемость, достижения, увлечения. Осуществляется психолого - педагогическое консультирование родителей с целью выработки подходов к воспитанию и обучению учащихся состоящих в «группе риска». На классных часах, во время индивидуальных бесед, основной акцент делается на формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Сейчас трудно указать такую область человеческой практики, которая не нуждалась бы в психологических знаниях. Особенно важны психологические знания учителям, ведь от того, что и как они заложат в формирующуюся личность подростка, зависит будущее нового поколения, будущее страны.



© 2010-2022