Психолого – педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС

Психолого – педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования Стандарт относит: − формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; − воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; − индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. Чтобы достичь данные результаты, необходимо осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, который и предполагает: учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.  Психолого-педагогическая служба школы  отвечает за разработку модели психолого-педагогического сопровождения введения стандартов. Актуальность создания такой модели очевидна и связана с особенностями новых стандартов. Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов.  Занятия с психологом проводятся в течение всего учебного года. Результатом сопровождения является  успешная адаптация  учащихся к  школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся.  Программа сопровождения родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает  выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях. Работа с родителями учащихся всегда была и остается одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива нашей школы. Особую окраску приобретает взаимодействие с родительским сообществом в свете реализации охраны здоровья ребенка. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: ·систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения. ·формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; ·создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: ·разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; ·выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; ·предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Школа – это не только уроки. Ребенка важно научить радоваться жизни, чувствовать себя в ней уверенно. А значит, воспитательные работы школы, семьи, психологической службы – это важный и интересный процесс. Важно сказать, что психологическое сопровождение учебного процесса – это то, что государственная система образования по новому проекту  закона «Об образовании» обязуется предоставлять в любом учреждении. И поэтому очень важно обеспечить хороший старт – а значит успешную адаптацию ребенка к шко...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наталия Викторовна Максимова

Психолого - педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования Стандарт относит:

− формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

− воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

− индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности - мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Чтобы достичь данные результаты, необходимо осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, который и предполагает:

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

МАОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова является экспериментальной площадкой внедрения в действие ФГОС начального общего образования второго поколения.

Работа с родителями учащихся всегда была и остается одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива нашей школы. Особую окраску приобретает взаимодействие с родительским сообществом в свете реализации охраны здоровья ребенка.

Становится очевидным, что для реализации требований Стандарта ведется активная и содержательная работа психологической службы данного учреждения. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых к ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Психолого-педагогическая служба школы отвечает за разработку модели психолого-педагогического сопровождения введения стандартов. Актуальность создания такой модели очевидна и связана с особенностями новых стандартов.

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов, а также предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов. Занятия с психологом проводятся в течение всего учебного года. Результатом сопровождения является успешная адаптация учащихся к школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В нашей школе психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.

Программа сопровождения родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.

Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной. Поэтому родители с пониманием и отзывчивостью относятся к внедрению новых форм и технологий обучения.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования.

Целью психологического сопровождения является создание социально - психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

· формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности школьной психологической службы:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

· изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

· формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

· разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители, а также приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Школа - это не только уроки. Ребенка важно научить радоваться жизни, чувствовать себя в ней уверенно. А значит, воспитательные работы школы, семьи, психологической службы - это важный и интересный процесс. Важно сказать, что психологическое сопровождение учебного процесса - это то, что государственная система образования по новому проекту закона «Об образовании» обязуется предоставлять в любом учреждении. И поэтому очень важно обеспечить хороший старт - а значит успешную адаптацию ребенка к школе.

Максимова Наталия Викторовна

МАОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г.Тамбова

8-906-598-28-32

Учитель начальных классов





© 2010-2022