- Преподавателю
- Школьному психологу
- Мероприятие «Мир профессий» для учащихся 7-х классов
Мероприятие «Мир профессий» для учащихся 7-х классов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калиниченко Е.Д. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная №1»
с.Перегрёбное, Октябрьский район
автор: педагог-психолог Калиниченко Елена Дмитриевна
I квалификационная категория
Тема: Мир профессий
Цель: Повышение общей осведомленности учащихся о мире профессий.
Задачи:
-
Расширять знания и представления учащихся о различных профессиях.
-
Способствовать формированию профессиональных намерений подростков и основ правильного выбора будущей профессии.
-
Развивать навыки группового взаимодействия.
Форма проведения: работа в группах
Оборудование: компьютер, проектор, экран; столы, расставленные для групповой работы
Материалы: музыкальные фонограммы; листы формата А-4, фломастеры, ручки на каждую группу; песочные часы; карточки для заданий; стикеры, плакат с нарисованным компьютером (для проведения рефлексии).
Участники: учащиеся 7-х классов
Предварительная работа: Путём жеребьёвки формируются группы участников. Количество участников в каждой группе составляет 5-6 человек.
Ход мероприятия:
Слайд №2
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе, на любой вкус!
Да, нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом, скалолазом,
Знаменитым скрипачом.
Стать полярником отважным,
К дальним звёздам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя…
Но можно сразу
И учиться и мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело!
Притча «Какая профессия важнее» (2 мин)
Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал:
- Учитель - нужнее всего. Без образования прогресс остановится.
- Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, - заявил второй философ.
- Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, - воскликнул третий философ.
Тут в разговор вмешался ученик и одновременно повар хозяина дома.
- Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара.
- Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело - не искусство.
Иди, готовь обед, - рассердился хозяин.
Ученик, молча, вышел из комнаты. В этот день обеда философы не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды философы почувствовали себя плохо и разошлись по домам.
Прошло время, и философ - хозяин дома, заметил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был размышлять. Подумал философ, а потом послал бывшему своему ученику записку с одной фразой: «Поварское дело - не ремесло, а искусство».
Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме философа. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик.
- Поварское дело - не ремесло, а искусство, - говорил хозяин после обеда.
Психолог: Ребята, а вы как считаете, какая профессия всех важнее? Какие профессии можно сравнить с искусством?
Слайд №3 Психолог: Любая профессия требует специальных знаний, умений, специального образования. Когда-то, в первобытные времена все люди были вынуждены всё делать для себя сами: строили себе жилье, сами добывали и готовили себе пищу, изготавливали себе одежду и т.д. Со временем люди поняли, что если кто-то один будет готовить пищу, кто-то другой изготавливать одежду, то они смогут обмениваться. Так появилось разделение труда, и людям пришлось решать, кто будет заниматься одним делом, а кто другим, т.е. возникла необходимость выбора профессии. По данным социологов сегодня примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям; более половины выпускников высших и средних специальных учебных заведений оказываются невостребованными и работают не по специальности. Прежде чем выбрать, где и какой профессии учиться, надо узнать как можно больше о мире профессий.
Видеоурок «Ты и твоя профессия» (3 мин 27 с)
Психолог: Сегодня вы будете не соревноваться друг с другом, а повышать свою компетентность в мире профессий. Надеюсь, что наша встреча позволит вам расширить свои представления о мире профессий. В нашей работе принимают участие 5 групп учащихся и группа учителей - экспертов, которые определят самую компетентную, самую активную группу. Все участники должны быть внимательными и сообразительными во время выполнения заданий. Необходимо помнить, что самое главное - сплочённость, дисциплина и умение принимать совместные решения. Итак, в путь по занимательному миру профессий.
Слайд №4 Задание «Таинственные слова» (2 мин)
Инструкция: Каждая группа получает карточку, на которой зашифрованы слова, обозначающее профессии.
Слайд №5 АШРЁТХ (шахтёр), ПКИТОЛН (плотник), КЬРОТА (токарь), САРЕЬСЛ (слесарь), РОТЯЛС (столяр), ЛИЧЬЕУТ (учитель), БАРКЫ (рыбак), ЖИРНЕНЕ (инженер), ЯВШЕ (швея), ЬЕВИТОЛД (водитель), ПРАОВ (повар), РТОМАС (матрос)
Слайд №6 Задание «Художественный салон» (4 мин)
Инструкция: Каждая группа получает карточки с названиями профессий. Необходимо на рисунке изобразить предметы, которые характерны для предложенной профессии. Все присутствующие должны отгадать.
Слайд №7 Задание «Назови профессию» (5 мин)
Инструкция: Участники отвечают на вопросы о профессиях.
-
Кем бы могли работать в наши дни:
Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародист, артист).
Красная Шапочка (социальный работник).
Кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (коммерсант, животновод, фермер).
Мальвина из сказки «Приключения Буратино» (учитель, воспитатель)
Золушка (сфера обслуживания: швея, повар, садовник)
-
Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (Доктор)
-
Специалист, оказывающий юридическую помощь гражданам и организациям (Адвокат)
-
Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (агроном)
-
Наведёт стеклянный глаз, щёлкнет раз - помним вас (фотограф)
-
Перечислите профессии, начинающиеся с названия музыкальных нот (доктор, режиссер, милиционер, фармацевт, солист, маляр, синоптик).
-
«От меня зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию» (дирижёр).
-
Как называется профессия человека, который готовит лекарство? (провизор)
-
Человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер)
-
В прошлый раз был педагогом, послезавтра - машинист. Должен знать он очень много, потому, что он ... (артист)
-
Орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача (ложка - музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой)
-
Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел (Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейник, моряк и др.)
Слайд №8 Задание «Самая, самая…» (2 мин)
Инструкция: Каждый представитель группы по очереди зачитывает необычные характеристики профессий и называет те, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике:
• самая трудная
• самая сладкая
• самая денежная
• самая общительная
• самая смешная
• самая серьезная
• самая экстремальная
• самая интеллектуальная
• самая современная
• самая спортивная
• самая престижная
• самая редкая
Слайд № 9 Задание «Представление профессий» (4 мин)
Инструкция: Каждая группа получает карточку с названием профессии. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя. Необходимо всей группой изобразить ситуацию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Группы должны угадать, какую ситуацию и какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий: кинорежиссёр (съёмка фильма), зубной врач (на приёме у врача), полицейский (инспектор ГИБДД на дороге), учитель (проводит урок), охранник (в магазине), парикмахер (салон красоты), экскурсовод, таможенник (осуществляет досмотр), корреспондент (готовит репортаж), дрессировщик (номер с дрессированными животными), фельдшер или врач (работа «Скорой помощи»), пожарный (возгорание здания).
Психолог: Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально раскрыть свои способности, заслужить почёт и уважение. И следующее задание предназначено для наших экспертов, которые выскажут своё отношение к данной проблеме.
Слайд №10 «Вопрос-ответ» (3 мин)
-
Испытываете ли вы удовлетворение от своей профессиональной деятельности?
-
Что именно привлекает вас в вашей работе?
-
Почему вы выбрали профессию учителя?
-
Кем мечтали стать в детстве? Сбылась ли ваша детская мечта?
-
Как вы считаете, почему так важно задумываться о выборе своей будущей профессии?
Психолог: Счастлив тот человек, который с удовольствием утром идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Очень трудно правильно сделать свой выбор. Нужно учитывать и свои возможности. В этом нам поможет следующий тест.
Слайд №11 Тест «Моё призвание» (7 мин)
Инструкция: Взять большой лист, положить на него ладонь (неважно какую - левую или правую), раздвинуть как можно шире пальцы и обвести руку. Обводить не только кисть, но и запястье.
Слайд №12-14 Отметить центральные точки кончиков мизинца и большого пальца, соединить их линией. Найти центр среднего пальца и медиально опустить линию (она должна проходить по центру пальца) до пересечения с первой линией. Полученную точку пересечения О соединить с центральными точками кончиков указательного и безымянного пальцев. На запястье найти точки наибольшего изгиба (самое тонкое место) и провести линию. Затем концы этой линии соединить с точкой О. На нашем чертеже семь отрезков. Каждый из них начинается из точки О, пять заканчиваются на кончиках пальцев, а два - на запястье. Нужно взять линейку и измерить длину каждого из семи полученных отрезков.
Слайд №15 Интерпретация.
-
Если самый длинный отрезок на рисунке соединяет точку О с кончиком большого пальца (отрезок ОБ) - значит вы правитель. Вы, скорее всего, прирожденный лидер и стремитесь всегда всеми руководить. Вы можете увлечь людей за собой, раззадорить, толкнуть на что-то. Вы имеете тайное влияние, которое выражается в том, что к вам всегда будут прислушиваться, на вас будут ориентироваться, у вас будут спрашивать совета. Для такого человека главное, чтобы в его работе была полная самостоятельность, и хорошо бы, чтобы эта работа была связана с людьми.
-
Самый длинный отрезок, соединяющий точку О с кончиком указательного пальца (отрезок ОУ) - вы по натуре воин, спортсмен. Ваша стихия - меч, сражения. Хорошая реакция, готовность кинуться в битву - замечательные качества там, где они уместны. Родился воином - выбери себе соответствующую специальность: армия, органы правопорядка, охрана.
-
Самый длинный отрезок от точки О до кончика среднего пальца (отрезок ОС) принадлежит духовному деятелю. Чем бы он ни занимался, духовность будет играть в его жизни первостепенную роль. Работа должна быть связана с духовным лидерством.
-
Самый длинный отрезок от точки О до кончика безымянного пальца (отрезок ОВ) указывает на профессию артиста. Такому человеку по вкусу придется богемная жизнь людей искусства.
-
Самый длинный отрезок от точки О до кончика мизинца: отрезок ОМ - значит вы врач по призванию и сумеете помочь ближним своим, потому что сама судьба направляет и руководит.
-
Если этот отрезок от точки О до края запястья, который находится ближе к мизинцу самый длинный (отрезок ОА) вы - купец. Вы можете быть прекрасным коммерсантом, предпринимателем, банкиром, агентом, финансистом. Чем длиннее отрезок, тем больше у вас способностей и тем значительнее будет ваш успех на этом поприще.
-
Отрезок от точки О до края запястья под большим пальцем самый длинный (отрезок ОП) вы относитесь к хранителям, из вас выйдет замечательный чиновник или учёный. Вы можете посвятить свою жизнь борьбе с невежеством. Ваше призвание - сохранять заведенный порядок вещей.
Психолог: Мир профессий разнообразен. Каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии просто меняют названия, и не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской, и тяжелую работу теперь выполняет стиральная машина. Сейчас большая редкость - пишущая машинка. Ей на смену пришёл компьютер с клавиатурой. Поэтому и профессия машинистки видоизменилась.
Выступления учащихся (2 мин): По результатам исследования рынка труда самыми востребованными являются следующие профессии
Слайд№16 Самые востребованные профессии
Рабочие профессии - электрогазосварщик, стропальщик, плотник, маляр, штукатур, арматурщик, каменщик, облицовщик-плиточник, машинист грузовых кранов, оператор котельных установок, водитель автотранспорта категории В, С, Д, Е, автослесарь.
Слайд№17 В сфере торговли и общественного питания пользуются спросом такие профессии, как продавец продовольственных и непродовольственных товаров, большой спрос на поваров, кондитеров, официантов.
Слайд№18 Инженерные специальности сегодня снова в почёте, поскольку экономическая ситуация в стране изменилась в лучшую сторону. Также вновь востребованы выпускники физических и химических факультетов. Особый спрос на новые специальности - в области IT ("высоких технологий") и телекоммуникаций.
Выступления учащихся(2 мин): Постоянно появляются новые профессии.
Слайд№19 Новые профессии
Логистик - специалист, который координирует движение товаров на пути от производства до точек реализации.
Слайд№20 PR-менеджер - специалист по связям с общественностью. Основная задача этих специалистов - создать положительный имидж клиента или компании, их благоприятный образ в глазах зрителей, избирателей, партнеров по бизнесу и т.д.
Слайд№21 Маркетолог - специалист по изучению спроса и предложения на товары и услуги, а также планированию на основе полученной информации мероприятий, помогающих повысить доходность бизнеса.
Слайд№22 Мерчандайзер - специалист по размещению товаров в торговом пространстве. Товары должны быть аккуратно разложены таким образом, чтобы оказаться на виду и чтобы покупатель мог без труда найти именно то, что ему нужно.
Слайд №23 Байер. В переводе с английского "байер" означает закупщик. Профессия байера творческая и требует знания модных тенденций, психологии и маркетинга. Специфика работы требует от байера знания языков и современных технологий.
Титестер - дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день. Оценки идут по внешнему виду, вкусу, цвету листьев, аромату заварки.
Таксидермист - чучельник.
Стрингер. Иногда в разряд редких профессии попадают потому, что слишком опасны, и мало находится людей, готовых зарабатывать деньги с риском для жизни. Именно такой является новая для нас профессия стрингера - внештатного корреспондента, который работает, как правило, в экстремальных условиях: это и зоны военных действий, и стихийных бедствий, и массовых беспорядков.
Слайд №24 Задание «Азбука профессий» (2 мин) Инструкция: Каждая группа составляет «Азбуку профессий» - на каждую букву алфавита нужно написать одну профессию или специальность.
Слайд №25 Задание «Остров» (2 мин)
Психолог: Представьте, что Вы просыпаетесь утром, включаете радио или телевизор и узнаёте, что был открыт новый остров. Находится он недалеко от материка, природа прекрасная, и вам захотелось поехать на освоение новых земель. Вы собрали вещи и вскоре были уже там. Все вместе, решили построить необычный город. Его вам предстоит придумать самим: спроектировать дома, школы, детские учреждения, зону отдыха, промышленные предприятия, заняться сельским хозяйством или животноводством и т.д. Каждому надо продумать, каким бы видом деятельности он хотел заниматься и отразить это на рисунке, например, если вы хотите заниматься педагогической деятельностью, то рисуйте себя (фигуру человека) рядом со школой. Рисовать будете не по очереди, а все вместе, одновременно.
Психолог: Вот и подошла к концу наша встреча, но расстаёмся мы с определённым багажом знаний. В старших классах мы ещё не раз вернёмся в Мир профессий. В ваших силах, ребята, правильно выбрать профессию и заниматься любимым делом, добиться успеха и признания в жизни.
Слайд № 26 Рефлексия. Упражнение «Дерево впечатлений» (2 мин)
Психолог: Дерево знаний поможет узнать, какие впечатления, эмоции и чувства у вас возникли сегодня.
ЛИСТИК - Что узнал нового
БАБОЧКА - Какие эмоции, чувства посетили
ЦВЕТОК - Название привлекательной или своей будущей профессии
Подведение итогов: Для подведения итогов работы слово предоставляется нашим экспертам.
Литература:
-
Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения.- Международный институт развития «ЭкоПро» (Экспертиза. Консультирование. Обучение. Профессиональность). - moi-universitet.ru 2005-2008
-
Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий: классные часы, игры, конкурсы. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 2000.
-
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - М.: Вако, 2005.
-
Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005.
-
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2005.
-
Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). - Волгоград: учитель, 2007.
Приложение №1
АШРЁТХ (шахтёр)
ПКИТОЛН (плотник)
КЬРОТА (токарь)
САРЕЬСЛ (слесарь)
РОТЯЛС (столяр)
ЖИРНЕНЕ (инженер)
ЯВШЕ (швея)
ЬЕВИТОЛД (водитель)
РТОМАС (матрос)
ПРАОВ (повар)
ЛИЧЬЕУТ (учитель)
БАРКЫ (рыбак)
Приложение №2
Карточки к заданию «Художественный салон»
цветовод
певец
сапожник
художник
скрипач
пожарник
строитель
стюардесса
тракторист
космонавт
почтальон
лаборант химического анализа
Приложение №3
Карточки к заданию «Представление профессии»
Кинорежиссёр
(съёмка фильма)
Зубной врач
(на приёме у зубного врача)
Полицейский
(инспектор ГИБДД на дороге)
Учитель
(проводит урок)
Таможенник
(осуществляет досмотр)
Парикмахер
(салон красоты)
Водитель автобуса
(отправление автобусного рейса)
Охранник
(в магазине)
Корреспондент
(подготовка репортажа)
Дрессировщик
(номер с дрессированными животными)
Фельдшер или врач
(работа «Скорой помощи»)
Пожарный
(возгорание здания)
Приложение №4
Карточки к заданию для родителей «Вопрос-ответ»
Испытываете ли вы удовлетворение от своей профессиональной деятельности?
Что именно привлекает вас в вашей работе?
Кем мечтали стать в детстве? Сбылась ли ваша мечта?
В каком возрасте вы впервые задумались о своей будущей профессии?
Почему вы выбрали профессию учителя?
Как вы считаете, почему так важно задумываться о своей будущей
профессии?
Приложение №5
Азбука профессий
А ________________________________________
Б ________________________________________
В ________________________________________
Г ________________________________________
Д ________________________________________
Е ________________________________________
Ж ________________________________________
З ________________________________________
И ________________________________________
К ________________________________________
Л ________________________________________
М ________________________________________
Н ________________________________________
О ________________________________________
П ________________________________________
Р ________________________________________
С ________________________________________
Т ________________________________________
У ________________________________________
Ф ________________________________________
Х ________________________________________
Ц ________________________________________
Ч ________________________________________
Ш ________________________________________
Щ ________________________________________
Э________________________________________
Ю________________________________________
Я________________________________________
Приложение №6
Карточки для экспертов
№
Названия
заданий
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
1
Таинственные слова
2
Художественный салон
3
Назови профессию
4
Самая, самая…
5
Представление профессий
6
Азбука профессий
Всего: