Работа психолога с семьёй младшего школьника

Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Взаимодействие ребенка с родителями - первый опыт взаимодействия с окружающим миром. На основе этого опыта формируются определенные модели поведения с другими людьми, формируется уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Именно в семье, еще до школы, складываются основные черты характера ребенка, его привычки. Родители должны понять, что во многом от них самих зависит формирование личност...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа психолога с семьёй младшего школьника.


Бережная А.А.

Основная общеобразовательная школа № 32 г. Павлодара

Психология


Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Взаимодействие ребенка с родителями - первый опыт взаимодействия с окружающим миром. На основе этого опыта формируются определенные модели поведения с другими людьми, формируется уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Именно в семье, еще до школы, складываются основные черты характера ребенка, его привычки. Родители должны понять, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, только тогда они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Только такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, в то время как в школе они всегда на первом месте. Кроме того, даже при условии, что родители хотят правильно воспитать своего ребенка, они очень часто просто не знают, как это сделать. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как в настоящее время все чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются разнообразные элементы личностной акцентуации. Перед родителями встают проблемы: чему и как учить детей, как с ним общаться, как справляться с капризами и непослушанием. Где родители могут получить ответы на эти вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может и должна стать школа. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских. Так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, необходимо на доступном уровне познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей. Таким образом, квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь в рамках школы способствует плодотворному сотрудничеству и взаимодействию педагогов и родителей и ведет к созданию условий для полноценного развития личности ребенка.

Цель работы школьного психолога с родителями:

Создание такой системы психолого-педагогического сопровождения родителей и детей, при которой устанавливается тесное и постоянное сотрудничество школы и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных у педагогов знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей, что способствует мягкой адаптации к условиям школы, формирования положительного к нему отношения, развитию навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Задачи работы психолога:

1.Повышать психолого-педагогическую культуру родителей. 2.Оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий. 3.Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами, а также между педагогами и детьми. 4.Обмен опытом между родителями и педагогами для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляции положительного актива. 5.Ранняя профилактика отклонений в формировании личностной сферы у детей посредством консультативной помощи в разрешения разного рода конфликтных ситуаций между родителями, воспитателями и детьми в кратчайший срок с момента их возникновения. 6.Популяризовать деятельность школы среди родительской общественности микрорайона.

Функции психолога в работе с родителями:

1. Руководящая - программа работы и методическое обеспечение занятий 2. Экспертная - помощь в проведении анализа работы 3. Аналитическая - обобщение и комментирование происходящего 4. Посредническая - организация общения в группе 5. Мобилизующая - эффективное взаимодействие при решении проблем. 6. Консультирующая - обеспечение необходимой информацией и ответы на вопросы.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение. Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Одним из видов работы психолога с родителями является психологическое консультирование. Многие родители недооценивают объем и сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение готового результата. Важно также избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности.

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения ситуации, направлена на: 1) обсуждение общего состояния ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей; 2) совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной, развивающей или тренинговой работы для ребенка; 3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; 4) планирование следующих встреч (в случае необходимости).

Выделим основные стадии консультативного процесса:

Установление доверия между психологом и родителями (родителем). На этом этапе достигается обоюдное доверие. Психолог внимательно выслушивает родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражает поддержку в понятной для родителя форме.

Исследование и определение проблемы. Родитель описывает ситуацию, причины ее возникновения. Психолог задает вопросы уточняющего характера, информирует о результатах обследования ребенка. Уточнение проблемы ведется до того момента, пока не будет достигнуто одинакового ее понимания. Формулировка проблемы должна быть ясной и конкретной.

Определение вариантов решения проблемы и планирование деятельности по ее решению. На этом этапе обозначаются возможности и ограничения родителей в решении, определяются цели, методы и конкретные пути разрешения проблемы. Особое внимание психолог обращает на формулировку целей, которые ставит перед собой родитель. Цели должны быть реалистичными (т. е. достижимыми); конкретными (внешнему наблюдателю должно быть понятно, в чем конкретно будет проявляться желаемый результат); измеримыми (по каким признакам можно судить, что цель достигнута); проверяемыми (должно быть понятно, есть ли движение к этой цели) и привлекательными (чтобы родитель хотел их достигнуть). Специально обсуждается вопрос о том, насколько родители верят в себя и свои возможности и каковы их ограничения.

Анализ и оценка достигнутых результатов осуществляются на основе критериев, по которым родитель может судить о решении проблемы. В случае если цели не достигнуты, возможно уточнение плана решения проблемы или возврат на стадию исследования и определения.

Таким образом, основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Консультирование родителей, строящееся на принципах клиент-центрированной работы, может фокусироваться на проблемах родителей. Консультант воздерживается от авторитарных и оценочных суждений, сообщая об особенностях поведения ребенка и описывая альтернативные варианты решения проблем. Право выбора решения сохраняется за родителем.

Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где психолог кроме информирования по таким темам, как: особенности психического развития детей в разные возрастные периоды, специфика отношений между родителями и детьми и др., организовывает обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы и предлагает родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры. Родительское собрание обеспечивает:

- понимание психологических особенностей воспитания;

- привлечение родителей к совместному планированию, определению целей работы класса и школы;

- возможности для положительных изменений в семье;

- привлечение родителей к активному участию в классных и школьных мероприятиях.

Родительское собрание как форма организации и сотрудничества, будет эффектно, если: верить в важность и необходимость совместных действий семьи и образовательного учреждения; верить, что семья способна к позитивным изменениям; учитывать интересы и возрастные особенности и детей и родителей; не констатировать ошибки и неудачи родителей и детей, а совместно их исследовать; не обсуждать и не осуждать личность родителя и ребенка; опираться на жизненный опыт родителей; проводить собрание в активной форме: разбор ситуации, психологический практикум, исследование, решение задач, дискуссия, мини-опросы родителей и учащихся и т.д.

Возможный план родительских собраний с участием психолога.

№ п/п

Тематика заседаний

Форма проведения

Сроки

Ответственные

1

«Здравствуй, школа! Мы теперь - ученики!»

Практикум

Апрель

Психолог, кл.рук 1 класса.

2

«По дороге в школу»

Практикум

Июль - август

Психолог, кл.рук 1 класса.

3

«Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста»

Консультация

Октябрь

Психолог, кл.рук 1- 4 классов.

4

«Вернём детей книгам»

Видеолекция

Ноябрь

Психолог, кл.рук 1- 4 классов.

5

«Секреты психологического здоровья»

«Проблемы адаптации»

Тренинг

Декабрь

Психолог, кл.рук 1- 4 классов.

6

«Что наша жизнь?... Игра!»

Тренинг

Январь

Психолог.

7

«Детские страхи»

Практикум

Февраль

Психолог.

8

«Воспитание культурно-гигиенических навыков»

Практикум

Март

Психолог, медицинская сестра.

9

«Ох уж эти детки…»

Практикум

Апрель

Психолог.

10

«Перелистывая страницы»

Круглый стол

Май

Психолог, другие специалисты

Благодаря удачно выбранным формам проведения групповой работы с родителями на собраниях, в нашей школе увеличился процент посещения родительских собраний и консультаций. Наиболее эффективными оказались собрания в форме видеолекции по теме «Вернём детей книгам», в ходе которого родителям был продемонстрирован фильм о влиянии просмотра мультипликационных фильмов на детей, «Ох уж эти детки» в форме тренинга, в процессе которого родители смогли побывать в роли, детей, родителей и педагогов.

Заключение

Таким образом, основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим записать выводы и рекомендации, так как это поможет им обдумать результаты консультации, найти конкретные меры помощи, проверить их правильность, наблюдая за изменениями в поведении ребенка.

Установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем.





Список используемой литературы

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей.- М.: Просвещение, 1993.

Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.- Изд. 2-е. - М.: Не­зави­симая фир­ма "Класс", 1999.

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2003.

Куликова Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Работа психолога с семьёй младшего школьника.Работа психолога с семьёй младшего школьника.Работа психолога с семьёй младшего школьника.

© 2010-2022