- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проект «Снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ОУ»
Проект «Снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ОУ»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернявская О.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №3 города Крымска
муниципального образования Крымский район
Проект
«Снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ДОУ»
Подготовили:
педагог-психолог Чернявская Ольга Владимировна
воспитатель Поташева Анна Анатольевна
2015 г.
Актуальность проекта
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в ДОУ.
Детский возраст, в особенности дошкольный, является решающим этапом в становлении личности ребенка, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки для развития всех личностных качеств. Особенно важно обращать внимание на то, какими будут первые попытки перехода к новым типам взаимоотношений малыша с окружающим миром, вне семьи, как будет изменяться его характер при поступлении в детское образовательное учреждение. Проблема эмоциональной тревожности у детей заслуживает особого внимания. Это связано с тем, что, складываясь как личностное свойство дошкольника, тревожность может проявиться в школьном возрасте устойчивой личностной чертой, а во взрослой жизни, стать причиной неврозов и серьезных психосоматических заболеваний.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным. Особо важным становится взаимодействие всех субъектов педагогического процесса (в т.ч. детского сада и семьи) с целью обеспечения снижения эмоциональной тревожности в период адаптации. В дошкольном детстве ребенок только учится управлять своими эмоциями, а значит, и своим поведением. Помогая малышу распознавать свои эмоциональные состояния (осознавать - значит уметь четко выделять отдельные внутренние состояния и называть их), мы даем ему возможность обрести контроль над своими переживаниями, учим облекать их в социально приемлемые формы.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ДОУ.
Цель проекта: обеспечение благоприятных условий, способствующих снятию эмоциональной тревожности детей в период адаптации к ДОУ;
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, заведующая, старший воспитатель, воспитатели группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинский работник, родители.
Задачи:
-
Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.
-
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду:
- снижение уровня тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности.
3. Повышение уровня психолого - педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка, формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие формы работы:
-
проведение занятий специальной направленности;
-
тематическая игровая деятельность;
-
организационные, ознакомительные, развивающие игры;
Практическая значимость: материалы могут быть использованы психологом и педагогами в практической работе с детьми дошкольного возраста.
Психологическая атмосфера создаётся воспитателем при соблюдении следующих условий:
-
Обеспечение чувства уверенности ребёнка.
-
Включённость родителей в подготовку и проведение занятий.
-
Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.
Ожидаемые результаты:
Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
-
Большой процент детей с высоким уровнем адаптации, и нет детей с повышенной тревожностью.
-
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
-
Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
-
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
-
Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
-
Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
-
Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.
-
Сформированность психолого-педагогических знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучение их взаимодействию с детьми в период адаптации.
Длительность этого проекта составляет 6 месяца с июня по декабрь, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Для реализации данного проекта была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ.
Данная модель включает в себя 6 этапов:
Этап №
Название этапа
Содержание
Цель
1
Прогноз адаптации.
Прямой контакт с ребенком.
оценка общего эмоционального фона ребенка, взаимоотношений
с взрослыми.
Анкетирование родителей
«Прогноз адаптации».
оценка уровня готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации.
2
Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ в виде групповых лекций-консультаций, письменных и индивидуальных консультаций.
Повышение педагогического уровня
3
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп, медицинского работника, музыкального руководителя с родителями в виде письменных, групповых и индивидуальных консультаций.
повышение компетентности родителей о психологическом и эмоциональном развитии детей
4
Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.
Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада происходит в соответствии с рекомендациями педагога-психолога, воспитателей, медицинских работников ДОУ.
На данном этапе проводится наблюдение за ребенком, а именно: оценивается его общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения с взрослыми, взаимоотношения с другими детьми, реакция на изменение привычной ситуации. Начинается заполнение листа адаптации.
первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ
5
Адаптационные занятия с детьми.
С сентября, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации
к дошкольному учреждению» (М.: Книголюб, 2005).
снятие эмоциональной тревожности детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.
6
Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.
Контрольная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ, анализ листов адаптации.
Информирование о результатах проекта родителей и педагогов по средствам использования презентации.
выявление уровня адаптированности ребенка к ДОУ.
Отчет о проделанной работе.
План МАДОУ детского сада №3 г. Крымска в период адаптации детей к ДОУ
№ п/п
Содержание
Ответственные
Сроки
1
Организационное родительское собрание
Администрация ДОУ
Июнь
2
Заключение договора с родителями
Заведующая ДОУ
По мере поступления детей
3
Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями
Старший воспитатель
По мере поступления детей
4
Консультация для педагогов:
«Создание комфортных условий при поступлении ребенка в ДОУ»
Педагог-психолог
Июнь
5
Круглый стол для родителей:
«Я все умею делать сам!» Что должен уметь ребенок,который идет в детский сад?»
Педагог-психолог
Воспитатель группы
Июнь
6
Анкетирование родителей:
«Прогноз адаптации»
Педагог-психолог
Воспитатель группы
По мере поступления детей
7
Заполнение листа адаптации
на каждого поступившего ребенка
Педагог-психолог Воспитатель
В течение месяца ежедневно
8
Оформление родительского уголка
(заочное консультирование):
«Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад»
Педагог-психолог
Июнь
9
Памятка для родителям:
«Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
Старший воспитатель
Педагог-психолог
Воспитатель
Июнь
10
Совместная игровая деятельность родителей с детьми:
«Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать»
Игры с песком: «Отпечатки», «Найди клад».
Педагог-психолог
Воспитатель
Июнь
11
Консультация для педагогов:
«Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста» (перечень)
Старший воспитатель
Июль
12
Консультация для родителей:
«Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребёнка»
Воспитатель
Июль
13
Семинар-практикум для родителей:
«Эмоциональное здоровье ребёнка»
Педагог-психолог
Июль
14
Консультация для родителей:
«Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний»
медицинский
работник
Июль
15
Оформление родительского уголка
(заочное консультирование):
«Ваш малыш пришел в детский сад»
Педагог-психолог
Июль
16
Совместная игровая деятельность родителей с детьми:
Игры с крупой «Месим тесто»,
«Рисование пальчиком на подносе с манкой»
Игры на установление тактильного контакта: «Веревочка», «Колечко», «Погуляем с куклой»
Педагог-психолог
Воспитатель
Июль
17
Консультация для родителей:
«Организация развивающей среды дома»
Воспитатель
Август
18
Мини-тренинг с элементами игры для родителей:
«Игра - самый лучший антистрессовый метод
в период адаптации»
Педагог-психолог
Август
19
Консультация для родителей:
«Значение музыки в эмоциональном развитии детей»
Музыкальный руководитель
Август
20
Оформление родительского уголка
(заочное консультирование):
«Игры дома для детей в адаптационный период»
Педагог-психолог
Август
21
Совместная игровая деятельность родителей с детьми:
Игры на знакомство с группой:
«Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти».
Рисование с использованием нетрадиционных методик: рисование ладошками «Тюльпаны»
Педагог-психолог
Воспитатель
Август
22
Родительское собрание:
«Как помочь ребенку преодолеть
негативное эмоциональное состояние?»
Педагог-психолог Воспитатель
Сентябрь
23
Оформление родительского уголка
(заочное консультирование):
«Психологические особенности детей.
Кризис трех лет»
Педагог-психолог
Сентябрь
24
Кукольный спектакль
«Как ежик Пых искал дорогу домой»
Музыкальный руководитель
Сентябрь
25
Оформление родительского уголка
(заочное консультирование):
«Чего боятся наши дети?»
Педагог-психолог
Октябрь
26
Круглый стол:
«Влияние родительских ошибок на развитие детей»
Педагог-психолог
Октябрь
27
Развлечение:
«В гостях у Осени»
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Октябрь
28
Оформление родительского уголка
(заочное консультирование):
«Сладкий пальчик», или почему дети сосут пальцы?»
Педагог-психолог
Ноябрь
29
Тренинг-игра:
«Влияние стиля общения с ребенком
на его успешность в будущем»
Педагог-психолог
Ноябрь
30
Новогодний праздник:
«С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Декабрь
31
Оформление родительского уголка
(заочное консультирование):
«Целебная сила объятий»
Педагог-психолог
Декабрь
32
Диагностика адаптации детей к ДОУ
(итоговый результат)
Педагог-психолог
Воспитатель
Декабрь
33
Презентация проекта родителям и сотрудникам ДОУ:
«Снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ДОУ»
Заведующая ДОУ
Педагог-психолог
Воспитатель
Декабрь
Тематическое планирование занятий
в период адаптации к дошкольному учреждению
С середины сентября, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводится коррекционно-развивающая деятельность по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М.: Книголюб, 2004).
Целью занятий является: снятие эмоциональной тревожности детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.
Задачами:
-
создание атмосферы эмоциональной безопасности;
-
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-
формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
-
сплочение детского коллектива;
-
развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;
-
развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.
Педагог-психолог проводит занятия длительностью 10 минут два раз в неделю, каждое занятие повторяется 4 - 5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр, кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легко, дети чувствуют себя увереннее. В течение недели воспитатели по рекомендации педагога - психолога повторяют с детьми игры, потешки, стишки, упражнения, которые входили в содержание занятия.
№ занятия
Содержание
Цель
1
Занятие «Божья коровка»
1. Приветствие Божьей коровки
2. Игра «Поймай жучка»
3. Потешка «Божья коровка»
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер»
6. Игра «Божья коровка и воробей»
7. Релаксация
Создание положительного настроя в группе; развитие умений действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
развитие зрительного восприятия; развитие внимания, речи, воображения
2
Занятие «Листопад»
1. Приветствие
2. Игра «Топ-топ»
3. Игра «Дождик и солнышко»
4. Стихотворение «Листопад, листопад»
5. Потешка «по ровненькой дорожке»
6. Релаксация
Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышение двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться по их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции, речи, воображения, творческих способностей.
3
Занятие «Мячики»
1. Приветствие
2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч»
3. Игра «Прятки с мячом»
4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»
5. Игра «Наш мячик»
6. Релаксация «Мячики отдыхают»
Развитие коммуникативных навыков; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, речи и воображения.
4
Занятие «Мыльные пузыри»
1. Приветствие
2. Игра «Поймай пузырь»
3. Песенка «Ладушки - ладошки»
4. Игра «Надувайся пузырь»
5. Релаксация «Пузырьки»
6. Игра «Полетаем на пузыре»
Снятие эмоционального напряжения и агрессии;
снижение излишней двигательной активности, импульсивности; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы, развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
5
Занятие «Непослушные мышата»
1. Приветствие
2. Игра «Наоборот»
3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»
4. Игра «Мышки и часы»
5. Упражнение «Это- папа - мышь…»
6. Релаксация «Мышки отдыхают»
Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи, воображения.
6
Занятие «Зайка»
1. Приветствие
2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»
3. Потешка «Зайка серенький сидит»
4. Игра «Лиса и заяц»
5. Игра «Найди морковку»
6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»
Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия.
7
«Котята»
1. Приветствие
2. Игра «Поиграем с котиком»
3. Игра «Рыбалка»
4. Игра «Бабочкой, лети, лети…»
5. Стих «Шел котенок через мостик»
6. Релаксация «Котята уснули»
Формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть, радость), слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки, моторики, координации движений, внимания, речи, воображения.
8
Занятие «Новый год» 1. Приветствие Деда Мороза
2. Рифмовка «В нашей группе»
3. Стихотворение «Ель»
4. Игра «Заморозь»
5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»
6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»
Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни, развитие уверенности в себе; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи, воображения.
Список литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. - Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). - М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». - Учебно-методическое пособие. - М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. - 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. - 72с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 56с.