Проект «Снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ОУ»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №3 города Крымска

муниципального образования Крымский район












Проект

«Снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ДОУ»



Подготовили:

педагог-психолог Чернявская Ольга Владимировна

воспитатель Поташева Анна Анатольевна






















2015 г.



Актуальность проекта

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в ДОУ.

Детский возраст, в особенности дошкольный, является решающим этапом в становлении личности ребенка, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки для развития всех личностных качеств. Особенно важно обращать внимание на то, какими будут первые попытки перехода к новым типам взаимоотношений малыша с окружающим миром, вне семьи, как будет изменяться его характер при поступлении в детское образовательное учреждение. Проблема эмоциональной тревожности у детей заслуживает особого внимания. Это связано с тем, что, складываясь как личностное свойство дошкольника, тревожность может проявиться в школьном возрасте устойчивой личностной чертой, а во взрослой жизни, стать причиной неврозов и серьезных психосоматических заболеваний.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным. Особо важным становится взаимодействие всех субъектов педагогического процесса (в т.ч. детского сада и семьи) с целью обеспечения снижения эмоциональной тревожности в период адаптации. В дошкольном детстве ребенок только учится управлять своими эмоциями, а значит, и своим поведением. Помогая малышу распознавать свои эмоциональные состояния (осознавать - значит уметь четко выделять отдельные внутренние состояния и называть их), мы даем ему возможность обрести контроль над своими переживаниями, учим облекать их в социально приемлемые формы.



Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ДОУ.

Цель проекта: обеспечение благоприятных условий, способствующих снятию эмоциональной тревожности детей в период адаптации к ДОУ;

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, заведующая, старший воспитатель, воспитатели группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинский работник, родители.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.

  2. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду:

- снижение уровня тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности.

3. Повышение уровня психолого - педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка, формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие формы работы:

  • проведение занятий специальной направленности;

  • тематическая игровая деятельность;

  • организационные, ознакомительные, развивающие игры;

Практическая значимость: материалы могут быть использованы психологом и педагогами в практической работе с детьми дошкольного возраста.

Психологическая атмосфера создаётся воспитателем при соблюдении следующих условий:

  1. Обеспечение чувства уверенности ребёнка.

  2. Включённость родителей в подготовку и проведение занятий.

  3. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.

Ожидаемые результаты:

Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

  • Большой процент детей с высоким уровнем адаптации, и нет детей с повышенной тревожностью.

  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

  • Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

  • Сформированность психолого-педагогических знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучение их взаимодействию с детьми в период адаптации.

Длительность этого проекта составляет 6 месяца с июня по декабрь, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Для реализации данного проекта была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ.

Данная модель включает в себя 6 этапов:

Этап №

Название этапа

Содержание

Цель

1

Прогноз адаптации.

Прямой контакт с ребенком.

оценка общего эмоционального фона ребенка, взаимоотношений

с взрослыми.

Анкетирование родителей

«Прогноз адаптации».

оценка уровня готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации.

2

Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ в виде групповых лекций-консультаций, письменных и индивидуальных консультаций.

Повышение педагогического уровня

3

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп, медицинского работника, музыкального руководителя с родителями в виде письменных, групповых и индивидуальных консультаций.

повышение компетентности родителей о психологическом и эмоциональном развитии детей

4

Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.

Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада происходит в соответствии с рекомендациями педагога-психолога, воспитателей, медицинских работников ДОУ.
На данном этапе проводится наблюдение за ребенком, а именно: оценивается его общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения с взрослыми, взаимоотношения с другими детьми, реакция на изменение привычной ситуации. Начинается заполнение листа адаптации.

первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ

5

Адаптационные занятия с детьми.

С сентября, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации

к дошкольному учреждению» (М.: Книголюб, 2005).

снятие эмоциональной тревожности детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.

6

Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.

Контрольная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ, анализ листов адаптации.

Информирование о результатах проекта родителей и педагогов по средствам использования презентации.

выявление уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

Отчет о проделанной работе.

План МАДОУ детского сада №3 г. Крымска в период адаптации детей к ДОУ


№ п/п

Содержание

Ответственные

Сроки

1

Организационное родительское собрание

Администрация ДОУ

Июнь

2

Заключение договора с родителями

Заведующая ДОУ

По мере поступления детей

3

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями

Старший воспитатель

По мере поступления детей

4

Консультация для педагогов:

«Создание комфортных условий при поступлении ребенка в ДОУ»

Педагог-психолог

Июнь

5

Круглый стол для родителей:

«Я все умею делать сам!» Что должен уметь ребенок,который идет в детский сад?»

Педагог-психолог

Воспитатель группы

Июнь

6

Анкетирование родителей:

«Прогноз адаптации»

Педагог-психолог

Воспитатель группы

По мере поступления детей

7

Заполнение листа адаптации

на каждого поступившего ребенка

Педагог-психолог Воспитатель

В течение месяца ежедневно

8

Оформление родительского уголка

(заочное консультирование):

«Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад»

Педагог-психолог

Июнь

9

Памятка для родителям:

«Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатель

Июнь

10

Совместная игровая деятельность родителей с детьми:

«Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать»

Игры с песком: «Отпечатки», «Найди клад».

Педагог-психолог

Воспитатель

Июнь

11

Консультация для педагогов:

«Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста» (перечень)

Старший воспитатель

Июль

12

Консультация для родителей:

«Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребёнка»

Воспитатель

Июль

13

Семинар-практикум для родителей:

«Эмоциональное здоровье ребёнка»

Педагог-психолог

Июль

14

Консультация для родителей:

«Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний»

медицинский

работник

Июль

15

Оформление родительского уголка

(заочное консультирование):

«Ваш малыш пришел в детский сад»

Педагог-психолог

Июль

16

Совместная игровая деятельность родителей с детьми:

Игры с крупой «Месим тесто»,

«Рисование пальчиком на подносе с манкой»

Игры на установление тактильного контакта: «Веревочка», «Колечко», «Погуляем с куклой»

Педагог-психолог

Воспитатель

Июль

17

Консультация для родителей:

«Организация развивающей среды дома»

Воспитатель

Август

18

Мини-тренинг с элементами игры для родителей:

«Игра - самый лучший антистрессовый метод

в период адаптации»

Педагог-психолог

Август

19

Консультация для родителей:

«Значение музыки в эмоциональном развитии детей»

Музыкальный руководитель

Август

20

Оформление родительского уголка

(заочное консультирование):

«Игры дома для детей в адаптационный период»

Педагог-психолог

Август

21

Совместная игровая деятельность родителей с детьми:

Игры на знакомство с группой:

«Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти».

Рисование с использованием нетрадиционных методик: рисование ладошками «Тюльпаны»

Педагог-психолог

Воспитатель

Август

22

Родительское собрание:

«Как помочь ребенку преодолеть

негативное эмоциональное состояние?»

Педагог-психолог Воспитатель

Сентябрь

23

Оформление родительского уголка

(заочное консультирование):

«Психологические особенности детей.

Кризис трех лет»

Педагог-психолог


Сентябрь

24

Кукольный спектакль

«Как ежик Пых искал дорогу домой»

Музыкальный руководитель

Сентябрь

25

Оформление родительского уголка

(заочное консультирование):

«Чего боятся наши дети?»

Педагог-психолог


Октябрь

26

Круглый стол:

«Влияние родительских ошибок на развитие детей»

Педагог-психолог


Октябрь

27

Развлечение:

«В гостях у Осени»

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Октябрь

28

Оформление родительского уголка

(заочное консультирование):

«Сладкий пальчик», или почему дети сосут пальцы?»

Педагог-психолог


Ноябрь

29

Тренинг-игра:

«Влияние стиля общения с ребенком

на его успешность в будущем»

Педагог-психолог


Ноябрь

30

Новогодний праздник:

«С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Декабрь

31

Оформление родительского уголка

(заочное консультирование):

«Целебная сила объятий»

Педагог-психолог


Декабрь

32

Диагностика адаптации детей к ДОУ

(итоговый результат)

Педагог-психолог

Воспитатель

Декабрь

33

Презентация проекта родителям и сотрудникам ДОУ:

«Снятие эмоциональной тревожности у детей в период адаптации к ДОУ»

Заведующая ДОУ

Педагог-психолог

Воспитатель

Декабрь






Тематическое планирование занятий

в период адаптации к дошкольному учреждению

С середины сентября, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводится коррекционно-развивающая деятельность по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М.: Книголюб, 2004).

Целью занятий является: снятие эмоциональной тревожности детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.
Задачами:

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

  • сплочение детского коллектива;

  • развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;

  • развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.

Педагог-психолог проводит занятия длительностью 10 минут два раз в неделю, каждое занятие повторяется 4 - 5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр, кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легко, дети чувствуют себя увереннее. В течение недели воспитатели по рекомендации педагога - психолога повторяют с детьми игры, потешки, стишки, упражнения, которые входили в содержание занятия.

№ занятия

Содержание

Цель

1

Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки

2. Игра «Поймай жучка»

3. Потешка «Божья коровка»

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер»

6. Игра «Божья коровка и воробей»

7. Релаксация

Создание положительного настроя в группе; развитие умений действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
развитие зрительного восприятия; развитие внимания, речи, воображения

2

Занятие «Листопад»

1. Приветствие

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышение двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться по их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции, речи, воображения, творческих способностей.

3

Занятие «Мячики»

1. Приветствие

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч»

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают»

Развитие коммуникативных навыков; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

4

Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие

2. Игра «Поймай пузырь»

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

Снятие эмоционального напряжения и агрессии;

снижение излишней двигательной активности, импульсивности; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы, развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.

5

Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это- папа - мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают»

Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи, воображения.

6

Занятие «Зайка»

1. Приветствие

2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия.

7

«Котята»

1. Приветствие

2. Игра «Поиграем с котиком»

3. Игра «Рыбалка»

4. Игра «Бабочкой, лети, лети…»

5. Стих «Шел котенок через мостик»

6. Релаксация «Котята уснули»

Формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть, радость), слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки, моторики, координации движений, внимания, речи, воображения.

8

Занятие «Новый год» 1. Приветствие Деда Мороза

2. Рифмовка «В нашей группе»

3. Стихотворение «Ель»

4. Игра «Заморозь»

5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»

6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»

Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни, развитие уверенности в себе; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи, воображения.

Список литературы:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. - Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). - М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». - Учебно-методическое пособие. - М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. - 80с.

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. - 72с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 56с.


© 2010-2022