Тренинг «Конфликт и пути его разрешения»

Цели: дать определение конфликта, его структура, сфера, динамика; выявить причины конфликтов; рассмотреть модальность долженствования в общении с учеником как возможную причину педагогического конфликта; отработать навыки замены в речи педагога модальности долженствования.   1.     Ритуал приветствия. Цель: формирование доверительных отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок. Инструкция: любым способом по очереди поприветствовать друг друга. 2.     Упражнение « Ассоциации»...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг

« Конфликт и пути его разрешения».

Цели: дать определение конфликта, его структура, сфера, динамика; выявить причины конфликтов; рассмотреть модальность долженствования в общении с учеником как возможную причину педагогического конфликта; отработать навыки замены в речи педагога модальности долженствования.


  1. Ритуал приветствия.

Цель: формирование доверительных отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок.

Инструкция: любым способом по очереди поприветствовать друг друга.

  1. Упражнение « Ассоциации».

  • Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

Никто из нас не встал.

  • Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?

Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?

  1. Работа с доской.

Запись: « Конфликт - это…»

Ответы записываются на доске: положительные и отрицательные формулировки - с разных сторон доски.

Анализ записанного. Вывод делает грууппа.

  1. Представление и обсуждение теоретического материала.

Теория: Конфликт имеет структуру, сферу, динамику.

Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция участника конфликта - цели, интересы, мотивы;

Внешняя позиция участника конфликта - речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.

Сфера конфликта - деловая и личностная.

Динамика конфликта складывается из 3 стадий:

  1. нарастание

  2. реализация

  3. затухание

Рассмотрим пример: В классе есть ученик, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит ( по вашему мнению) ужасно: длинные волосы, порванные джинсы, майка. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ ученик ведет себя еще хуже - он бунтует и на следующий день приходит одетым вызывающе, да и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Знакомый случай? Давайте разберемся. Делая замечание, вы ориентировались только на поведение и внешний вид подростка. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? А ее-то вы и не учли. Конфликтные отношения с подростком изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое « я».

Что является объектом конфликта в данной ситуации?

Ученик и педагог имеют разные объекты: для учителя объект - дисциплина в школе и классе, для подростка - стремление к самоутверждению. Сфера конфликта - деловая ситуация.

Решение конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины, учитель поручает подростку дело, в котором он может добиться успеха, удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом есть одно важное правило:

Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную. Мы часто говорим: « Ты - грубый и невоспитанный! По математике у тебя - одни двойки. Лентяй! Не можешь заставить себя приготовить домашнее задание! А еще и разговариваешь, когда надо сидеть и слушать хотя бы на уроке!

Сможем ли мы в данном случае решить конфликт?

Мы перешли из деловой ситуации в личностную.

Как можно было бы сказать педагогу?

Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с математикой. Тебе неинтересно или ты что-то не понял?

Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта - переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. « Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.

Конфликт разгорелся - стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.

  1. Работа в группах: участники делятся на 3 группы.

Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть конфликтную ситуацию из школьной жизни.

Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:

  • Что общего во всех сценках?

  • Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?

  • Каково вам было в роли конфликтующих?

  • Какими могут быть последствия данных конфликтов?

  • Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?

  1. Причины конфликтных ситуаций.

  • Диагностируйте версию конфликтной ситуации своей группы с точки зрения причины.

Обсуждение.

Часто причиной конфликтов между педагогами и учащимися выступает так называемая « модальность обращения к ученику». Те речевые средства, которые направлены на ребенка, формулируются в модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, произносится в модальности возможного. Ребята понимают, что для них одни запреты, а взрослые имеют полную свободу действий. Очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения педагогов и учащихся.

Типичная фраза

Можно (необходимо) сказать

Ты должен хорошо учиться!

Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!

Ты должен подумать о будущем!

Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какое будущее планируешь?

Ты должен слушаться учителей!

Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших.

  1. Работа в группах.

Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?

  • Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!

  • Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!

  • Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!

  • Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!

  • Давай дневник, я поставлю тебе двойку. Ты всегда должен иметь дневник с собой!

  • Родители тебя кормят, учителя учат. Ты должен быть благодарным!

Обсуждение.

7.Упражнение « Гляделки».

Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.

Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один - давит на ладони, другой - сопротивляется. Затем поменяться местами.

  • Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

  • В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

  • В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?

8.Диагностика ведущей стратегии в конфликте: Тест Томаса

Цель: определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий.

Обсуждение: Согласны ли вы с результатом теста?

На доске:

Ведущие стратегии поведения в конфликте:

Конкуренция Сотрудничество

Компромисс

Избегание Приспособление

Обсуждение.

9.Работа в группах: участники делятся на 4 группы, каждая группа получает задание.

  1. Конкуренция « Чтобы я победил, ты должен проиграть»

  2. Приспособление « Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

  3. Компромисс « Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

  4. Сотрудничество « Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»

Группа обсуждает и готовит в театрализованной формеконфликтную ситуацию из школьной жизни, демонстрирующую данный вид поведения.

Обсуждение: соответствует ли показанная сцена «девизу» и заявленному стилю поведения?

Вывод:

  • По каким причинам выбирается стиль поведения в конфликте?

  • Какой стиль наиболее конструктивен в конфликте?

10.Работа в группах.

Задание: предложите пути решения конфликта

В одной из школ в классе вспыхнули « мальчишечьи бои». Каждый день после уроков ребята собирались во дворе школы и на глазах у зрителей начинали драться. Из школы дети возвращались с синяками, в изодранной одежде. Родители жаловались в школу. Проблема обсуждалась на классных часах, родительских собраниях, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.

  • Подумайте, почему? В чем причина? ( устранялись внешние формы проявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась).

  • Как педагог мог бы разрешить конфликт?

Обсуждение.

Вывод: учитель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами.

  • Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? ( деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват?

Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он - лицо нейтральное).

  1. Методика посредничества по улаживанию конфликта.

Методика состоит из 4-х шагов:

  1. « Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)

  2. « Спланируйте организацию» ( посредник « запускает» разговор)

  3. «Выговорись» ( участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).

  4. «Соглашение». ( переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)

11.Манипулятивный стиль общения предполагает наличие скрытой цели собеседника, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулирование - это управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.

Педагогическое манипулирование - это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия - учитель, а объект воздействия - ученик. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: « Дети делают, что хотят , а хотят они … то, что нужно мне».

12.Работа в группах. Каждая группа получает карточку с ситуацией педагогического манипулирования. Задание: предложите варианты решения конфликта.

Примеры:

  1. Ученик 7-го класса демонстративно нагрубил учителю. Учитель сделал замечание. Подросток в ответ снова оскорбил педагога. Не найдя, что ответить, учитель пригрозил, что обратиться в милицию. Ученик крикнул: « Ну и что будет?» Учитель ответил: «Как что? Посадят в тюрьму за оскорбление личности.»

Обсуждение ситуации: - Какая педагогическая ошибка допущена?

  • Как возможно было решить данный конфликт?


  1. В 9-м классе учиться так называемый «отпетый двоечник». Сидит на последней парте, занимается своими делами. На него никто не обращает внимания. Проблемы возникают тогда, когда он начинает нарушать дисциплину. Его вызывают к директору, на пед. совет, обещают выгнать из школы. Под таким давлением проходит весь девятый класс. К концу учебного года все устают.

Обсуждение ситуации: - В чем допущена ошибка?

  1. Учитель вызвал к доске ученика. Он не смог ответить. Учитель: « Ну, Иванов, ты опять не выучил! Садись, два!»

  • Что необходимо сказать учителю, если он хочет избежать пед. манипулирования?

  1. Учитель проводит один из последних уроков. Ребята утомлены, многие сидят с отсутствующим взглядом. Учитель чувствует, что его никто не слушает и говорит: « Повтори, Иванова, что я сказала! ( вызывает одну из учениц). А ты, Петров, давай сюда дневник!»

  • Что нужно делать в такой ситуации?


  1. Учитель недоволен ответом ученика и произносит при всем классе: « Вы только послушайте, что он говорит!» Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят, как об отсутствующем человеке.

  • Как можно обратиться к ученику в такой ситуации?

Вывод: Назовите способы, с помощью которых можно преодолеть привычку к педагогическому манипулированию и быть в школе «меньше учителем - больше человеком»? ( быть с учениками откровенным, « на равных», обращаться чаще по имени, поддерживать ребят шуткой и т. д.).

13. Подведение итогов работы. Рефлексия.

14. Ритуал прощания.


© 2010-2022