- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг «Конфликт и пути его разрешения»
Тренинг «Конфликт и пути его разрешения»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сушкова В.В. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тренинг
« Конфликт и пути его разрешения».
Цели: дать определение конфликта, его структура, сфера, динамика; выявить причины конфликтов; рассмотреть модальность долженствования в общении с учеником как возможную причину педагогического конфликта; отработать навыки замены в речи педагога модальности долженствования.
-
Ритуал приветствия.
Цель: формирование доверительных отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок.
Инструкция: любым способом по очереди поприветствовать друг друга.
-
Упражнение « Ассоциации».
-
Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
Никто из нас не встал.
-
Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?
Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?
-
Работа с доской.
Запись: « Конфликт - это…»
Ответы записываются на доске: положительные и отрицательные формулировки - с разных сторон доски.
Анализ записанного. Вывод делает грууппа.
-
Представление и обсуждение теоретического материала.
Теория: Конфликт имеет структуру, сферу, динамику.
Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.
Внутренняя позиция участника конфликта - цели, интересы, мотивы;
Внешняя позиция участника конфликта - речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.
Сфера конфликта - деловая и личностная.
Динамика конфликта складывается из 3 стадий:
-
нарастание
-
реализация
-
затухание
Рассмотрим пример: В классе есть ученик, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит ( по вашему мнению) ужасно: длинные волосы, порванные джинсы, майка. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ ученик ведет себя еще хуже - он бунтует и на следующий день приходит одетым вызывающе, да и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Знакомый случай? Давайте разберемся. Делая замечание, вы ориентировались только на поведение и внешний вид подростка. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? А ее-то вы и не учли. Конфликтные отношения с подростком изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое « я».
Что является объектом конфликта в данной ситуации?
Ученик и педагог имеют разные объекты: для учителя объект - дисциплина в школе и классе, для подростка - стремление к самоутверждению. Сфера конфликта - деловая ситуация.
Решение конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины, учитель поручает подростку дело, в котором он может добиться успеха, удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом есть одно важное правило:
Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную. Мы часто говорим: « Ты - грубый и невоспитанный! По математике у тебя - одни двойки. Лентяй! Не можешь заставить себя приготовить домашнее задание! А еще и разговариваешь, когда надо сидеть и слушать хотя бы на уроке!
Сможем ли мы в данном случае решить конфликт?
Мы перешли из деловой ситуации в личностную.
Как можно было бы сказать педагогу?
Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с математикой. Тебе неинтересно или ты что-то не понял?
Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта - переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. « Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.
Конфликт разгорелся - стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.
-
Работа в группах: участники делятся на 3 группы.
Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть конфликтную ситуацию из школьной жизни.
Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:
-
Что общего во всех сценках?
-
Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?
-
Каково вам было в роли конфликтующих?
-
Какими могут быть последствия данных конфликтов?
-
Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
-
Причины конфликтных ситуаций.
-
Диагностируйте версию конфликтной ситуации своей группы с точки зрения причины.
Обсуждение.
Часто причиной конфликтов между педагогами и учащимися выступает так называемая « модальность обращения к ученику». Те речевые средства, которые направлены на ребенка, формулируются в модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, произносится в модальности возможного. Ребята понимают, что для них одни запреты, а взрослые имеют полную свободу действий. Очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения педагогов и учащихся.
Типичная фраза
Можно (необходимо) сказать
Ты должен хорошо учиться!
Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!
Ты должен подумать о будущем!
Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какое будущее планируешь?
Ты должен слушаться учителей!
Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших.
-
Работа в группах.
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?
-
Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!
-
Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!
-
Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!
-
Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!
-
Давай дневник, я поставлю тебе двойку. Ты всегда должен иметь дневник с собой!
-
Родители тебя кормят, учителя учат. Ты должен быть благодарным!
Обсуждение.
7.Упражнение « Гляделки».
Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.
Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один - давит на ладони, другой - сопротивляется. Затем поменяться местами.
-
Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?
-
В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
-
В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?
8.Диагностика ведущей стратегии в конфликте: Тест Томаса
Цель: определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий.
Обсуждение: Согласны ли вы с результатом теста?
На доске:
Ведущие стратегии поведения в конфликте:
Конкуренция Сотрудничество
Компромисс
Избегание Приспособление
Обсуждение.
9.Работа в группах: участники делятся на 4 группы, каждая группа получает задание.
-
Конкуренция « Чтобы я победил, ты должен проиграть»
-
Приспособление « Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»
-
Компромисс « Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»
-
Сотрудничество « Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»
Группа обсуждает и готовит в театрализованной формеконфликтную ситуацию из школьной жизни, демонстрирующую данный вид поведения.
Обсуждение: соответствует ли показанная сцена «девизу» и заявленному стилю поведения?
Вывод:
-
По каким причинам выбирается стиль поведения в конфликте?
-
Какой стиль наиболее конструктивен в конфликте?
10.Работа в группах.
Задание: предложите пути решения конфликта
В одной из школ в классе вспыхнули « мальчишечьи бои». Каждый день после уроков ребята собирались во дворе школы и на глазах у зрителей начинали драться. Из школы дети возвращались с синяками, в изодранной одежде. Родители жаловались в школу. Проблема обсуждалась на классных часах, родительских собраниях, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.
-
Подумайте, почему? В чем причина? ( устранялись внешние формы проявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась).
-
Как педагог мог бы разрешить конфликт?
Обсуждение.
Вывод: учитель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами.
-
Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? ( деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват?
Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он - лицо нейтральное).
-
Методика посредничества по улаживанию конфликта.
Методика состоит из 4-х шагов:
-
« Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)
-
« Спланируйте организацию» ( посредник « запускает» разговор)
-
«Выговорись» ( участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).
-
«Соглашение». ( переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)
11.Манипулятивный стиль общения предполагает наличие скрытой цели собеседника, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулирование - это управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.
Педагогическое манипулирование - это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия - учитель, а объект воздействия - ученик. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: « Дети делают, что хотят , а хотят они … то, что нужно мне».
12.Работа в группах. Каждая группа получает карточку с ситуацией педагогического манипулирования. Задание: предложите варианты решения конфликта.
Примеры:
-
Ученик 7-го класса демонстративно нагрубил учителю. Учитель сделал замечание. Подросток в ответ снова оскорбил педагога. Не найдя, что ответить, учитель пригрозил, что обратиться в милицию. Ученик крикнул: « Ну и что будет?» Учитель ответил: «Как что? Посадят в тюрьму за оскорбление личности.»
Обсуждение ситуации: - Какая педагогическая ошибка допущена?
-
Как возможно было решить данный конфликт?
-
В 9-м классе учиться так называемый «отпетый двоечник». Сидит на последней парте, занимается своими делами. На него никто не обращает внимания. Проблемы возникают тогда, когда он начинает нарушать дисциплину. Его вызывают к директору, на пед. совет, обещают выгнать из школы. Под таким давлением проходит весь девятый класс. К концу учебного года все устают.
Обсуждение ситуации: - В чем допущена ошибка?
-
Учитель вызвал к доске ученика. Он не смог ответить. Учитель: « Ну, Иванов, ты опять не выучил! Садись, два!»
-
Что необходимо сказать учителю, если он хочет избежать пед. манипулирования?
-
Учитель проводит один из последних уроков. Ребята утомлены, многие сидят с отсутствующим взглядом. Учитель чувствует, что его никто не слушает и говорит: « Повтори, Иванова, что я сказала! ( вызывает одну из учениц). А ты, Петров, давай сюда дневник!»
-
Что нужно делать в такой ситуации?
-
Учитель недоволен ответом ученика и произносит при всем классе: « Вы только послушайте, что он говорит!» Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят, как об отсутствующем человеке.
-
Как можно обратиться к ученику в такой ситуации?
Вывод: Назовите способы, с помощью которых можно преодолеть привычку к педагогическому манипулированию и быть в школе «меньше учителем - больше человеком»? ( быть с учениками откровенным, « на равных», обращаться чаще по имени, поддерживать ребят шуткой и т. д.).
13. Подведение итогов работы. Рефлексия.
14. Ритуал прощания.