Деловая игра по воспитанию толерантности «Позволим другим быть другими»

Деловая игра по воспитанию толерантности «Позволим другим быть другими» предназначена для детей среднего школьного возраста.  Невозможно нравиться всем, любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, кокой он есть, то есть быть толерантным. Поэтому цель данного з...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деловая игра по воспитанию толерантности «Позволим другим быть другими»

Цель: ознакомить учащихся с понятием толерантность, стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности

Задачи:

  1. воспитывать у детей и подростков миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;

  2. воспитывать уверенность и самоуважение;

  3. воспитывать понимание ценности каждого человека;

  4. дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности;

  5. дать представление об особенности толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Возраст детей: учащиеся среднего школьного возраста

Время проведения: 1час

Вид занятия: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический (упражнения, игра)

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;

  2. листы с изображением контура человека;

  3. фигурки людей;

  4. лепестки со словами - сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение;

  5. серединка со словом толерантность;

  6. фонограмма;

  7. список качеств человека (добрый, сильный, преданный, весёлый, улыбчивый, чуткий, смелый, честный, внимательный, агрессивный, злой, нечестный, равнодушный, лживый, раздражительный);

  8. чем крепить человечков к доске - магниты, кнопки, скотч;

  9. бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч;

  10. бланки опросника для каждого участника;

  11. бланк опросника с колонкой В на большом листе;

  12. клей.

Ход занятия

  1. Вводная часть (8 минут)

Человечество устало от войн, насилия, терроризма. Если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления и жизни, характер отношения между людьми, народами и государствами. Ежегодно с 1996 года 16 ноября отмечается Международный день, посвященный терпимости.

Что же такое толерантность? (ответы учащихся)

Толерантность - возможность услышать другого, понять иного. Прежде всего, это терпимое отношение к иному, непохожему на тебя, чувство принятия другого человека, другим мнений, имеющих такое же право на существование.

Разминка. Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.

Время проведения: 7 минут.

Я приглашаю вас выйти в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Делается вывод: в любом человеке можно найти сходство с собой.

  1. Основная часть (50 минут)

Упражнение: «Цветок толерантности»

Время проведения: 10 минут.

Ребята, я вам привезла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Раздаются лепестки со словами - сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, а дети выбирают те лепестки, которые подходят к цветку). Что общего в этих словах? (они отражают те качества человека, которые помогают нам принять другого). Лепестки прикрепляются к серединке, на которой написано слово толерантность.

А оставшиеся лепестки, почему не подходят? (эти слова не толерантные)

Игра «Волшебное слово»

Время проведения: 3 минуты.

Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

Растает даже ледяная глыба,

от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый,

говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

говорим: … (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье

говорят: … (До свидания)

Игра «Человек с планеты Земля» (сопровождение фонограммы)

Время проведения: 5-7 минут.

У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля. (Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, наклеивают на фигурку человека)

Добрый, сильный, преданный, весёлый, улыбчивый, чуткий, смелый, честный, внимательный, агрессивный, злой, нечестный, равнодушный, лживый, раздражительный

Поочерёдно дети из групп называют выбранные качества. Создаётся общий портрет человека с планеты Земля. Созданные фигурки прикрепляются на доску. Получился завершенный рисунок.

  1. Упражнение «Черты толерантной личности»

Цель: ознакомить участников с основными чертами толерантной личности, дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника. Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Время проведения: 15 минут

Процедура проведения: Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Перед вами лежит бланк опросника, где перечислены 15 характеристик, свойственных толерантной личности. Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «-» напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает. На заполнение опросника - 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикреплённый на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Черты толерантной личности

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

Расположенность к другим


Снисходительность


Терпение


Чувство юмора


Чуткость


Доверие


Альтруизм


Терпимость к различиям


Умение владеть собой


Доброжелательность


Умение не осуждать других


Гуманизм


Умение слушать


Любознательность


Способность к сопереживанию

Упражнение «Мировое приветствие»

Время проведения: 2 минуты

Приветствовать одногруппников без слов принятыми в различных странах способами:

Россия - объятие и троекратное лобызание поочерёдно в обе щеки;

Китай - лёгкий поклон со скрещенными на груди руками;

Франция - рукопожатие и поцелуй в обе щеки;

Индия - лёгкий поклон, ладони вытянуты по бокам;

Япония - лёгкий поклон, ладони прижаты друг к другу перед грудью;

Испания - поцелуй в щёку, ладони лежат на предплечья партнёра;

Германия - простое рукопожатие и взгляд в глаза;

Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев;

Эскимосы - потереться друг о друга носами.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: продолжить работу с определением толерантности, развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция: А сейчас вам предстоит создать эмблему толерантности. Разбейтесь на группы по 4-6 человек и на основании того, что вы уже слышали, нарисуйте такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5 минут. Каждая из подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение - 3 минуты) Затем провести презентацию эмблем каждой подгруппы.

  1. Заключительный этап (5 минут)

Вывод: Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, кокой он есть, то есть быть толерантным

Завершая занятие, я хотела рассказать вам одну притчу

Ученик попросил учителя:

- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

- И это всё? - недоумённо спросил ученик.

- Нет, - ответил учитель. - Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

- То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Рефлексия занятия (2 минуты)

Что понравилось, что нет, что нового узнали?

Приложение 1

Деловая игра по воспитанию толерантности «Позволим другим быть другими»


© 2010-2022