- Преподавателю
- Школьному психологу
- Диагностика выпускников начальной школы Из рук в руки
Диагностика выпускников начальной школы Из рук в руки
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 4 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Вахрушева Л.А. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«ИЗ РУК В РУКИ»
Карты психолого-педагогической диагностики для осуществления преемственности начальной и средней школы.
Переход из начальной школы в среднее звено - очень ответственный момент. Важно, чтобы для педагогов пятых классов их новые ученики не были чистыми листами: чтобы у учителей заранее были психологические портреты новичков. Важно также, чтобы эти портреты были достоверными и емкими. Кто может предоставить таковые? Разумеется, учитель начальной школы, наблюдавший за детьми все предыдущие годы.
На протяжении ряда лет педагогам, выпускающим 4-е классы, предлагаю заполнить две, разработанные мною, карты наблюдений. Первая под названием «факторы, осложняющие обучение», приведена ниже:
ФАКТОРЫ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ
Ф.И.О.
Несформированность общеучебных навыков
Проблемы эмоционально-волевой сферы
Речевые проблемы
Негативный предыдущий опыт обучения
Слабое физическое здоровье
1
2
3
4
5
Учителю предлагается внести информацию об учениках по пяти параметрам: несформированность общеучебных навыков, проблемы эмоционально-волевой сферы, речевые проблемы, негативный предыдущий учебный опыт, слабое физическое здоровье. Для удобства вводится следующее обозначение:
1. Несформированность общеучебных навыков:
В/З - неумение выделять задачу
С/Г - неумение строить гипотезу
П/Д - неумение планировать деятельность
В/С - неумение выбирать средства решения задачи
Д/И - неумение действовать в соответствии с инструкцией
С/К - неумение осуществлять самоконтроль
неумение А - анализировать, С - синтезировать, О - обобщать, К - классифицировать
2. Проблемы эмоционально-волевой сферы:
Н - Неуверенность
Т - Тревожность
А - Агрессивность
3. Речевые проблемы
С\З - Недостаточный словарный запас
О\П - Несформированность обобщающих понятий
4. Негативный предыдущий учебный опыт (да, нет)
5 . Слабое физическое здоровье:
П\У - много пропусков;
У - чрезмерно утомляется к концу урока, учебного дня
Заполнение такой карты позволяет педагогу начальной школы заняться самоанализом, обнаружить свой ресурс, расширить свои возможности. А учителю пятиклассников - грамотно спланировать свой урок, учитывая особенности новых подопечных.
Вторая из предложенных для заполнения карт называется «Факторы, способствующие успешному обучению». Она также приведена ниже:
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Ф.И.О.
Учебная мотивация
(В- высокая
С- средняя
Н - низкая)
Успешность овладения знаниями
(по 12 бальной системе)
Предпочтение
Т - творчества, нестандартных способов
С - работы по стандарту, усвоенному алгоритму
Индивидуальные особенности
У - усидчивость
Л - Любознательность
С - самостоятельность
А - аккуратность
Темперамент :
М- меланхолик
Ф - флегматик
Х - холерик
С- сангвиник
Темп деятельности:
А- высокий
Б - средний
В - низкий
Ведущая система восприятия
А - аудиал
В - визуал
К - кинестетик
Статус в группе:
Л - лидер
П предпочитаемый
Пр - принятый
И - изолированный
ВСН
Т С
У Л С А
М Ф Х С
А Б В
А В К
Л П Пр И
ВСН
Т С
У Л С А
М Ф Х С
А Б В
А В К
Л П Пр И
Перед ее заполнением учителям предлагается посещение семинара, на котором они под руководством психолога, в игровой форме освежают в памяти свои познания в области психологии: учатся безошибочно определять представитель какого типа темперамента перед ними; как отличить визуала от аудиала и кинестетика; как не перепутать формального и скрытого лидера. Для учителя пятиклассников - все это бесценная информация, которая уже с первых дней знакомства с подростками позволит сделать урок насыщенным, интересным и полезным для каждого ученика.
Разработала
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 17 Вахрушева Лидия Анатольевна