Диагностика выпускников начальной школы Из рук в руки

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ИЗ РУК В РУКИ»

Карты психолого-педагогической диагностики для осуществления преемственности начальной и средней школы.

Переход из начальной школы в среднее звено - очень ответственный момент. Важно, чтобы для педагогов пятых классов их новые ученики не были чистыми листами: чтобы у учителей заранее были психологические портреты новичков. Важно также, чтобы эти портреты были достоверными и емкими. Кто может предоставить таковые? Разумеется, учитель начальной школы, наблюдавший за детьми все предыдущие годы.

На протяжении ряда лет педагогам, выпускающим 4-е классы, предлагаю заполнить две, разработанные мною, карты наблюдений. Первая под названием «факторы, осложняющие обучение», приведена ниже:

ФАКТОРЫ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ

Ф.И.О.

Несформированность общеучебных навыков

Проблемы эмоционально-волевой сферы

Речевые проблемы

Негативный предыдущий опыт обучения

Слабое физическое здоровье


1

2

3

4

5


Учителю предлагается внести информацию об учениках по пяти параметрам: несформированность общеучебных навыков, проблемы эмоционально-волевой сферы, речевые проблемы, негативный предыдущий учебный опыт, слабое физическое здоровье. Для удобства вводится следующее обозначение:

1. Несформированность общеучебных навыков:

В/З - неумение выделять задачу

С/Г - неумение строить гипотезу

П/Д - неумение планировать деятельность

В/С - неумение выбирать средства решения задачи

Д/И - неумение действовать в соответствии с инструкцией

С/К - неумение осуществлять самоконтроль

неумение А - анализировать, С - синтезировать, О - обобщать, К - классифицировать

2. Проблемы эмоционально-волевой сферы:

Н - Неуверенность

Т - Тревожность

А - Агрессивность

3. Речевые проблемы

С\З - Недостаточный словарный запас

О\П - Несформированность обобщающих понятий

4. Негативный предыдущий учебный опыт (да, нет)

5 . Слабое физическое здоровье:

П\У - много пропусков;

У - чрезмерно утомляется к концу урока, учебного дня

Заполнение такой карты позволяет педагогу начальной школы заняться самоанализом, обнаружить свой ресурс, расширить свои возможности. А учителю пятиклассников - грамотно спланировать свой урок, учитывая особенности новых подопечных.

Вторая из предложенных для заполнения карт называется «Факторы, способствующие успешному обучению». Она также приведена ниже:

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ











Ф.И.О.

Учебная мотивация

(В- высокая

С- средняя

Н - низкая)

Успешность овладения знаниями

(по 12 бальной системе)

Предпочтение

Т - творчества, нестандартных способов

С - работы по стандарту, усвоенному алгоритму

Индивидуальные особенности

У - усидчивость

Л - Любознательность

С - самостоятельность

А - аккуратность

Темперамент :

М- меланхолик

Ф - флегматик

Х - холерик

С- сангвиник

Темп деятельности:

А- высокий

Б - средний

В - низкий

Ведущая система восприятия

А - аудиал

В - визуал

К - кинестетик

Статус в группе:

Л - лидер

П предпочитаемый

Пр - принятый

И - изолированный

ВСН

Т С

У Л С А

М Ф Х С

А Б В

А В К

Л П Пр И

ВСН

Т С

У Л С А

М Ф Х С

А Б В

А В К

Л П Пр И

Перед ее заполнением учителям предлагается посещение семинара, на котором они под руководством психолога, в игровой форме освежают в памяти свои познания в области психологии: учатся безошибочно определять представитель какого типа темперамента перед ними; как отличить визуала от аудиала и кинестетика; как не перепутать формального и скрытого лидера. Для учителя пятиклассников - все это бесценная информация, которая уже с первых дней знакомства с подростками позволит сделать урок насыщенным, интересным и полезным для каждого ученика.

Разработала

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 17 Вахрушева Лидия Анатольевна

© 2010-2022