Методическая разработка на тему: Психология общения - основа формирования творческой личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО КО Калужский областной музыкальный колледж им. С.И. Танеева


Методическая разработка


на тему






Психология общения - основа формирования творческой личности




Выполнила:

преподаватель КОМК им.С.И. Танеева

Суздалева М.А.



2013 год

Пояснительная записка.

Социальная психология - наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. Иными словами - это раздел психологии, изучающий поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме. Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

- социальная психология личности;

- социальная психология групп;

- социальная психология общения.

В данной методической разработке мы сделаем акцент на 3 разделе, а именно на «Психологии общения» и её влиянии на формирование творческой личности.

Психология общения - раздел, который посвящен одной из самых важных сфер нашей жизни. Мы люди - социальные существа. Чтобы выжить и насладиться происходящим мы ежедневно взаимодействуем друг с другом. Это взаимодействие происходит по ряду определённых причин:

- необходимость в общении (например, коллеги),

- желание общаться (друзья),

- определённые обязательства при общении (начальник),

- выгодно общаться.

Последний пункт, хоть звучит весьма эгоистично, но он является наиболее правдивым: каждый человек своей жизни ставит определённые цели, к которым он постепенно идёт год за годом, этот процесс мы называем - процессом формирования личности, процессом самоутверждения в обществе. Следовательно, большинство людей, которых Человек пускает в свою жизнь, служат ему этапом становления личности.

Индивид, который лишён коммуникабельности, способности общаться и существовать в определённом социуме никогда не сможет стать полноценной личностью. Не говоря уже о том, что формирование творческой личности - ещё в большей степени зависит от окружающих человека людей.

Именно поэтому, мы имеем все основания для того, чтобы утверждать, что психология общения - это основа формирования творческой личности.









Основной раздел.

Понятие «творческая деятельность молодого специалиста» объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности молодого специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей.

Понятие "личность" занимает самое высокое положение в иерархии терминов, характеризующих индивидуальность. "Личность человека, указывал И.П. Павлов, определяется как биологической наследственностью, так и средой. Сила нервной системы (темперамент) - прирожденное свойство, характер (форма поведения) во многом состоит из приобретенных привычек"

Деятельность человека становится значительно продуктивнее, когда компетентность сочетается с истинным призванием и талантом. Но даже в том случае, если деятельность лишена новизны и творчества, высокий уровень профессионализма, точность и совершенство исполнения придают выполнению, казалось бы, рутинных операций особую привлекательность за счет удовлетворения потребности в вооруженности и тех положительных эмоций, которые возникают на ее основе.

Иными словами, если творческий потенциал развивающейся личности не удаётся направить в нужное и востребованное русло - общение и активная жизненная позиция способны в положительную сторону изменить эмоциональное состояние человека.

Поведение человека в обществе невозможно рассматривать объективно. Каждый человек - это субъект со своими индивидуальными характеристиками и особенностями. Соответственно, поведение в обществе тоже необходимо рассматривать субъективно.

Что касается функций общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения. Мы рассмотрим одну из них: общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека:

- общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

- представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Проанализировав вышесказанное мы можем сформулировать следующие общие положения, определяющие роль потребностей в развитии индивидуальных особенностей поведения человека:

  1. Потребности и производные от них трансформации - мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации - представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель. Их следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику.

  2. В трансформации потребностей, в организации их взаимодействия, конкуренции и соподчинения существенную роль играют эмоции.

  3. Помимо эмоций в развитии потребностей (мотивов поведения), в процессах трансформации потребностей в действие, в поступок активно участвует механизм, который принято называть волей. Индивидуальные особенности волевых качеств субъекта лежат в основе характера, проявляющегося во внешне реализуемой деятельности.

  4. Потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить: среди них нет лишних, плохих или вредных. Вредны бывают только определенные трансформации потребностей. Любая из них может трансформироваться в социально-нежелательную.

  5. Рост вооруженности субъекта обеспечивается различными путями.

Во-первых, - это его обучение, практическое (а не умозрительное) овладение опытом, накопленным предшествующими поколениями, усвоение норм (в широком смысле) современной субъекту культуры.

Во-вторых, - это поощрение, развитие, культивирование собственного творчества, как порождения новой, не существовавшей ранее информации о средствах и способах удовлетворения потребностей. Благодаря творческой деятельности субъекта происходит развитие самих норм, процесса возвышения потребностей, их расширение и обогащение.

Следовательно, поведение личности определяется как форма жизнедеятельности, которая может изменять вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способна удовлетворить имеющуюся у организма потребность. Перевод потребности во внешне реализуемое поведение проходит ряд ступеней "опредмечивания", т.е. мотивации. Движение потребностей есть, в сущности, главный предмет их изучения. В нем путь (иногда длинный и сложный, иногда до примитивности очевидный) от исходной потребности до ближайшей конкретной мотивации сиюминутного поступка или даже простейшего действия. Интегральный результат отражения мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества, величины) и вероятности ее удовлетворения получил название эмоций. Низкая вероятность удовлетворения потребностей ведет к возникновению отрицательных эмоций, которые субъект стремится предотвратить. Возрастание вероятности реализации потребности порождает положительные эмоции.

К социальным потребностям относят потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их любви и уважения. Сюда же включают потребность лидерства или противоположную ей потребность быть ведомым. Идеальные потребности включают в себя потребности познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Биологические, социальные и идеальные (познавательные) потребности в свою очередь делят на две разновидности: на потребности сохранения и развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм; потребности развития превышают норму. В идеальных потребностях норма - достигнутое к настоящему времени знание, ступенька на бесконечной лестнице познания. Потребность познания удовлетворяют наука и искусство, и их происхождение из общего источника представляется единственным, что их связывает, объединяет, уподобляет друг другу.

Индивидуальные особенности поведения людей имеют решающее значение для целого ряда профессий, для плодотворного участия личностей-носителей этих профессий в творческом процессе. Забота о формировании гармонической личности требует заботы о вооружении всех естественных потребностей человека с целью обеспечения целостности личности. Потребности вооружения и преодоления препятствий наряду с потребностью в экономии сил определяют индивидуальные черты характера человека, делают его сильным, слабым, решительным, медлительным и т.д. Педагогическая практика показывает, что стремясь сделать процесс обучения интересным, увлекательным педагог иногда апеллирует только к любознательности обучаемого, опирается только на потребность познания и как результат порождает дилетантизм. Увлеченность оборачивается поверхностностью, любознательность - верхоглядством. В действительности радость узнавать должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь, поскольку на потребность в вооружении распространяется принцип ее незаменимости удовлетворением других мотиваций. Формирование социально ценной творческой личности начинается с формирования достаточно сильной социально-ценной потребности. Тренировка "творческого мышления", "творческого труда" сопровождается воспитанием "эмоционально богатой" личности. Творческая интуиция порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения доминирующей потребности. Она напряженно работает на доминирующую потребность, и невозможно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива. Игровая деятельность детей с их познавательными потребностями и чрезвычайно слабой вооруженностью сознания является периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки, открытия следуют буквально друг за другом. Каждый человек обладает индивидуальной структурой трех уровней сознания (сознание, подсознание, сверхсознание). Все они входят в его вооруженность, обеспечивающую удовлетворение потребностей и их возвышение в процессе развития человека.



Заключение.

Качество социальной жизни человека в значительной степени зависит от характера его общения с другими людьми. Процесс формирования творческой личности не возможен без взаимодействия, без общения, без межличностных взаимоотношений.

Зададимся вопросом: что же такое творчество?

- Творчество - это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Творческая личность - это индивид, способный творить нечто новое, ранее не существовавшее.

Психология общения - неотъемлемая часть формирования творческой личности. Деятельность организовывается и обогащается средствами общения, это ведет к построению новых связей и отношений между людьми.

Итак, общение является неотъемлемой частью человеческого существования, важной предпосылкой формирования человека как социального существа, способного к сосуществованию с подобными себе, а также необходимой предпосылкой развития общества.



Список литературы:

  1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология - М.:Аспект Пресс - 2001

  3. Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1997. - № 4

  4. Андреева, Галина. Учебник для фак. психологии ун-тов. - Аспект-пресс, 1996.

  5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994

  6. Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.

  7. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997

  8. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 2004

  9. Гарифуллин Р.Р. Психология искусства и творчества. Казань, 2004.

  10. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

  11. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М., 1997.

  12. Майерс, Дэвид. Социальная психология. - Питер, 2007.

  13. Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. Ч. 1. М.: Институт молодежи, 2000.

  14. Нагибина Н. Л. Психология искусства. Музыка. М., 2011

  15. Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства. типологический подход. М., 2005.

  16. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997.

  17. Психология музыкального искусства в портретах /ред. Н. Л. Нагибина. Москва-Берлин., 2010.

  18. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К. В. Сельченок. Минск., 1999.

  19. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. - СПб: СПбГУП, 2010.

  20. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.

  21. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. - Л.: ЛГУ, 1965

  22. Рождественская Н. В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. М., 2000.

  23. Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. - № 1. - С.195-212.

  24. Самойленко А. И. Три музыковедческих взгляда на «Психологию искусства» Л. С. Выготского // Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського. Збірка статей. - Вип. 72. - Киів, 2008.

  25. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. Т. 1. М.,1985.

  26. Юнг К. Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.

© 2010-2022