- Преподавателю
- Школьному психологу
- Адаптация ребёнка в обществе
Адаптация ребёнка в обществе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Серебрякова А.А. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятие 1
Тема: « Наши чувства и действия»
Цели: определить ведущие механизмы психологической защиты у детей; обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй.
Ход занятия
1.Приветствие
2.Проблемная ситуация (стихотворение «Девочка и пластилин» Н.Матвеевой).
Совместное обсуждение ситуации.
3.Доверительная беседа на тему «Когда мне плохо…»
4.Чтение письма друзей Незнайки.
5.Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла».
6.Ритуал прощания.
Занятие 2
Тема: « Зачем человеку чувство стыда?»
Цели: продолжать обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости; знакомить со способами релаксации для снятия напряжения; развивать волевую регуляцию поведения.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Проблемная ситуация (стихотворение «Мяч и Петя» В.Лившиц).
Совместное обсуждение проблемной ситуации.
3.Беседа на тему «Когда нам бывает стыдно?»
4.Рисование на тему « Мой стыд»
5. Когда человеку на душе плохо, то он может сам себе помочь (советы Незнайки).
6. Ритуал прощания.
Занятие 3
Тема: « Учимся честно говорить о проступке»
Цели: развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность; продолжать обучению релаксации.
Ход занятия
1.Приветствие
2.Проблемная ситуация ( история из рассказа А. Ульяновой « Кто разбил графин?»)
Совместное обсуждение проблемной ситуации.
3. Беседа на тему « Как можно помочь себе честно признаться в проступке?»
4. Рисование на тему « радость».
5. Приемы самопомощи (советы Незнайки).
6. Ритуал прощания
Занятие 4.
Тема: « Почему трудно признать свою вину?»
Цели: помочь детям осознать чувства страха, вины и действия, которые могут быть с ними связаны;
Расширить представления детей о последствиях защитной реакции - перекладывания своей вины на других; обучить способам снятия напряжения.
Ход занятия
1Приветствие.
2.Проблемная ситуация (стихотворение «Кто разбил большую вазу?»
А. Кушнер)
Совместное обсуждение проблемной ситуации
3. Доверительная беседа на тему « Почему мы перекладываем вину на другого?»
4. Рисование на тему «Мое настроение»
5 Игра «Цветной дождь».
6. Ритуал прощания.
Занятие 5.
Тема: « Детские жалобы»
Цели: способствовать осознанию ребенком сути проблемы; формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенок испытывает дискомфорт; корригировать механизмы подсознательной защиты за счет повышения самооценки.
Ход занятия
-
Приветствие
-
Проблемная ситуация (стихотворение «Сонечка» А. Барто)
Совместное обсуждение проблемной ситуации
-
Доверительная беседа на тему « У меня плохое настроение».
-
Рисование на тему «Веселое и грустное настроение».
-
Игра «Отыщи свою обувь»
-
Ритуал прощания.
Занятие 6.
Тема: « Учимся справляться с чувством протеста»
Цели: осознавать протест как механизм защиты; корригировать подсознательную защиту детей за счет снижения значимости неудачных поступков и действий.
Ход занятия
1.Приветствие
2. Проблемная ситуация
Совместное обсуждение проблемной ситуации ( стихотворении « Одиночество» А. Барто)
3.Доверительная беседа на тему « Хорошо ли быть одному?».
4. Игра « Король»
5. Ритуал прощания.
Занятие 7
Тема: « Учимся справляться с чувством обиды»
Цели: помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним; формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды; познакомить со способами проявления негативными эмоциями; учить выражать негативные чувства в безопасной символической форме.
Ход занятия
1 Приветствие.
2.Проблемная ситуация ( стихотворение В Орлова.)
Совместное обсуждение проблемной ситуации.
3. Доверительная беседа на тему « Что такое обида?»
4. Тренинговое упражнение
5. Рисование «обиды»
6. Знакомство с новым советом, который дает Знайка.
7.Упражнение «Воздушный шарик»
8. Упражнение « Небо»
9. Ритуал прощания.
Занятие 8
Тема: « Когда опасен гнев?»
Цели: помочь детям в осознании функции гнева и способов его выражения; учить детей конструктивным замещающим реакциям.
Ход занятия
-
Приветствие
-
Проблемная ситуация ( ссора Незнайки с винтиком, стихотворение В. Берестова « Петушки распетушились»)
-
Доверительная беседа на тему « Почему человек злится?»
-
Тренинговое упражнение « Сердитая старуха».
-
Рисуем гнев.
-
Советы по управлению гневом.
-
Игра « Дракон кусает свой хвост».
Занятие 9
Тема: « Всегда ли мы поступаем правильно?»
Цели: формировать осознание последствий реакций замещения в конфликтных ситуациях.
Ход занятия
1.Приветствие
2. Проблемная ситуация ( рассказ В. Осеевой « Кто всех глупее»).
Совместное обсуждение проблемной ситуации.
3. Доверительная беседа на тему «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?»
4 Рисование
5. Игра с подушками « Выбивание пыли».
Занятие 10
Тема: « Можно ли справиться со злом?».
Цели: формировать осознание последствий агрессивных способов защиты; обучить способам снятия напряжения; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Ход занятия
-
Приветствие
-
Проблемная ситуация
-
Чтение рассказа Э. Шим « Не смей!»
-
Доверительная беседа « Как побороть зло и стать добрее?»
-
Конкурс художников
-
Притча про Змею и Мудреца.
-
Игра «Я могу защитить…»
-
Подвижная игра « Ястреб и птицы»
-
Ритуал прощания.
Тематический план занятий
Кол-во
№ Тема занятий занятий
1 Наши чувства и действия 2
2 Зачем человеку чувство стыда? 1
3 Учимся честно говорить о проступке 2
4 Почему трудно признать свою вину? 2
5 Детские жалобы 1
6 Учимся справляться с чувством протеста 2
7 Учимся справляться с чувством обиды 2
8 Когда опасен гнев? 2
9 Всегда ли мы поступаем правильно? 2
10 Можно ли справиться со злом? 2
Программа
« Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе»
(младшие школьники)
Психолог
Серебрякова А.А.