Развитие внимания и моторики рук

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И МОТОРИКИ РУК»

Абдуллаева Зоя Джамалутдиновна.

МКОУ «СОШ №5» г. Каспийска


Пояснительная записка

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие познавательных процессов.

Задачи: развитие трех основных компонентов внимания, таких как постоянство внимания, как продолжительного непрерывного психического процесса, необходимого для завершения любого действия или задачи, а также умение произвольно переключать внимание с одного объекта на другой и устойчивость внимания, которая определяется сопротивлением от отвлекающего воздействия посторонних раздражителей.

Актуальность: дети младшего школьного возраста чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости внимания, малого объема и недостаточного развитого внимания. Это приводит к проблемам в учебной и трудовой деятельности. От недостаточного развития внимания страдает и развитие памяти. Развивать и совершенствовать внимание так же необходимо, как и учить ребенка читать считать и писать. От этого зависит развитие познавательных процессов. Развитие произвольного внимания влияет на всю деятельность ребенка и потому является одной из актуальных проблем в области педагогики и психологии.

Практическая значимость: проблема развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Для стабилизации успешной учебной деятельности необходимым условием является развитие трех основных компонентов внимания, таких как постоянство внимания как продолжительного непрерывного психического процесса, необходимого для завершения любого действия или задачи, а также умение произвольно переключать внимание с одного объекта на другой и устойчивость внимания, которая определяется сопротивлением от отвлекающего воздействия посторонних раздражителей. При этом наиболее важным системообразующим компонентом в структуре внимательности является постоянство внимания. Согласно исследованиям отечественных ученых, самое внимание - самое главное условие, что отличает хорошо успевающих учеников от их малопродуктивных одноклассников.

Занятия содержат задания на развитие внимания, мышления, восприятия. Выполнение этих заданий способствует формирование таких умений как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск правильных решений. Одним из важных моментов является вопрос развития мелкой моторики, которая играет немаловажную роль в развитии и совершенствовании нервной деятельности. Важно учитывать возраст детей и проводить динамическую паузу - физминутку. Физминутки сопровождаются разучиванием стихов, что тренирует слуховую память наряду с двигательной

Занятия рассчитаны на детей 5-8 лет.

Апробированность: Методика использовалась при подготовке 6 - тилеток к готовности к обучению в школе (37 детей)

Технологичность: использование дидактического материала, игры.

Рекомендации по внедрению: задания рассчитаны на 3 занятия, на детей 5-8 лет. Желательно , чтобы во время занятий дети были отдохнувшими, спокойными эмоционально. На 1 и последнем занятиях провести корректурную пробу и проверку кратковременной памяти, с целью установки динамики развития.

Занятие 1



  1. Пальчиковая гимнастика

В этом домике пять этажей:

Вытянуть руки, растопырив пальцы

На первом живет семейство ежей,

Согнуть большие пальцы на обеих руках

На втором живет семейство зайчат,

Согнуть указательные пальцы на обеих руках

На третьем - семейство рыжих бельчат,

Согнуть средние пальцы на обеих руках

На четвертом живет с птенцами синица,

Согнуть безымянные пальцы на обеих руках

На пятом сова - очень умная птица.

Согнуть мизинцы обеих рук

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

Вращать кулачками

На пятом сова,

Разогнуть мизинцы

На четвертом синица,

Разогнуть безымянные пальцы

Бельчата на третьем,

Разогнуть средние пальцы

Зайчата - втором,

Разогнуть указательные пальцы

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Разогнуть большие пальцы

Встряхнуть пальцы


Корректурная проба

  1. Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук

    Развитие внимания и моторики рук









  2. Что перепутал художник?

Развитие внимания и моторики рук







  1. Кто в каком домике живет?

Проведи линию от животного к его домику. Раскрась.

Развитие внимания и моторики рук



  1. Сосчитай по сколько разных предметов изображено. Запомни их количество. Закрой каритнку и скажи сколько и каких было предметов.

Развитие внимания и моторики рук

  1. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять, (вытянуть вперед руки, кулаки сжаты. На счет выпрямлять каждый палец на обеих руках)
Негде зайчику скакать; (ладони приложить к голове как ушки и прыгать на месте)
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами - щелк, щелк! (вытянуть руки и ладони расположить друг к другу с разжатыми пальцами имитируя пасть - отрывать и закрывать «пасть»)
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты. (присев, ладони приложить к макушке головы)
Ты, волчище, погоди! (встать и погрозить указательным пальцем)



  1. Дорисуй половинку

Развитие внимания и моторики рук


  1. Графический диктант

Развитие внимания и моторики рук




ЗАНЯТИЕ 2


  1. Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок.

Руки сцеплены в замок

Кто его открыть бы мог?

Пытаются разъединить руки

Повертели, покрутили,

Крутят кистями рук

Постучали и открыли.

Стучат кулачками и раскрывают ладони


  1. Что перепутал художник

Развитие внимания и моторики рук

  1. Запомни фигуры

Развитие внимания и моторики рук




  1. КРазвитие внимания и моторики рукто живет в избушке (раскрасить картинку)















  1. Найди всех пчелок

Развитие внимания и моторики рук

  1. Физминутка

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.


  1. А теперь тебе считать. Кто будет следующим стоять.

Развитие внимания и моторики рук




  1. Найди лишний предмет

Развитие внимания и моторики рук





  1. Что изменилось?

Сначала показываем на 1-2 мин первый рисунок . затем первый забираем и даем второй.

Развитие внимания и моторики рук





  1. Составь слова

Развитие внимания и моторики рук


  1. Графический диктант

Развитие внимания и моторики рук



ЗАНЯТИЕ 3


  1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять -

Сжимать и разжимать кулачки

Будем кошек мы считать:

Ладони раскрыты, пальцы растопыренны

Раз - трёхцветная Манана,

Согнуть мизинцы

Два - пушистая Снежана,

Согнуть безымянные пальцы

Три - тигровый, весь в полоску,
Полосатый кот Матроскин.

Согнуть средние пальцы

Кот четвёртый - Золоток,
Самый рыженький коток.

Согнуть указательные пальцы

Стали дальше мы считать:
Только где же номер пять?!

Сжать кулачки не сгибая большие пальцы. Большие пальцы сгибать и разгибать

Очевидно, убежал:
Видно, мышку увидал...

Положить раскрытые ладони на стол, касаясь пальцами. Перебирать всеми пальцами имитируя бегущую мышку


  1. Кто спрятался в картинке?

Развитие внимания и моторики рук


  1. Соедини точки

Развитие внимания и моторики рук


  1. Что перепутал художник?

Развитие внимания и моторики рук


  1. Физминутка

Мы проверили осанку

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька - трусишко,
И как серый волк - волчишко



  1. Запомни и назови

Развитие внимания и моторики рук

6 правильно названных предметов говорит о хорошем развитии зрительной памяти.



  1. Графический диктант.

Развитие внимания и моторики рук


Проверка динамики


  1. Корректурная проба

  2. Диагностика кратковременной памяти

  3. Диагностика зрительной памяти


Развитие внимания и моторики рук


РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

АДМИНИСТРАЦИИ ГО «ГОРОД КАСПИЙСК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

  1. г. Каспийск, ул. Индустриальная 2Б

«Развитие внимания и моторики рук»

Методическая разработка

Педагога - психолога

Абдуллаевой З.Д.













г.Каспийск - 2014г.


© 2010-2022